Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;

Оглавление

Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 297.90 Кб (Скачать)

Закон предусматривал следующие направления деятельности указанных фондов:

  • содействие в формировании рыночных отношений на основе государственных средств;
  • привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов;
  • предоставление гарантий по целевым иностранным кредитам, предоставляемых РФ на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства и другое.

В части 3 статьи 8 Закона указано, что государственными и муниципальными, в том числе  специализированными, фондами поддержки  малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) фонды, в установленном  капитале, которых участие РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению  и направляются на реализацию целей  и задач, предусмотренных данным законом.

Для того чтобы получить деньги из таких фондов необходимо представить технико-экономическое  обоснование программ, проектов и  мероприятий. Фонд может предоставить субъектам малого предпринимательства  кредит, ссуду, краткосрочный заем без  приобретения лицензии на банковскую деятельность, в то время как все  эти и другие финансовые операции могут выполнять лицензированные  банки.

Кроме того, фонды (ч. 3 ст. 8) выполняют функции залогодателя, поручителя, гаранта по денежным обязательствам малого предприятия, что также могут выполнять банки, а также другие операции по финансам и расчетам.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства  предусматривалось ст. 9 в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшим законодательством, то в течение первых 4-х лет своей деятельности малые предприятия подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Могут быть установлены и другие льготы по налогообложению для субъектов малого предпринимательства, фондов, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также для предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

Одной из льгот (ст. 10) являлась ускоренная амортизация  основных средств производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого предприятия.

Кредитование  малых предприятий осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом сами кредитные организации  пользуются при этом льготами, в  порядке установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются кредитным договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Кроме фондов в соответствии со ст. 12 Закона создаются  в России еще и общества взаимного  кредитования субъектов малого предпринимательства, которые аккумулируют временно свободные денежные средства участников этих обществ в целях оказания им финансовой помощи. Эти общества вправе: не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ; поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

Это еще  один посредник в системе кредитования субъектов малого предпринимательства, который еще раз аккумулирует свободные денежные средства, часть  которых пойдет на содержание аппарата такого общества, на разного рода социальные выплаты.

Субъекты  малого предпринимательства и страховые  организации, которые их страхуют, пользуются льготами (ст. 13), предусмотренными действующим  законодательством. Фонды вправе компенсировать страховым организациям полностью  или частично неполученные ими доходы по страхованию на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия выплаты  такой компенсации предусматриваются  договором фонда со страховой  организацией.

Поскольку малые предприятия выпускают  определенную продукцию, они могут  выполнять определенную долю государственных  заказов и заключать контракты  на поставку такой продукции. У субъектов  малого предпринимательства может  размещаться до 15 процентов от общего объема поставок для государственных  нужд конкретного вида продукции, которые  каждое малое предприятие может  получить на основе конкурса между  малыми предприятиями (ст. 14).

Малые предприятия  могут также участвовать во внешнеэкономической  деятельности, в международных выставках  и ярмарках, осуществлять экспортно-импортные  операции.

Особенностью  таких договорных отношений (ч. 2 ст. 15) является то, что размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим государственным (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства. Здесь чувствуется ненужная опека субъектов малого предпринимательства, которые при убыточности экспортно-импортных операций не должны ими заниматься. При наличии договора с фондом, малое предприятие получит компенсацию, но кому нужна такая внешнеэкономическая деятельность?

Фонды поддержки  малого предпринимательства вправе компенсировать полностью или частично субъектам малого предпринимательства  расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности (ст. 16). Размер, порядок и условия выплаты  такой компенсации устанавливаются  договором. Здесь уместно заметить, что фонд вправе, но не обязан компенсировать такие расходы и заключать  договор, поэтому любой субъект  малого предпринимательства может  получить от фонда отказ в компенсации  этих и других расходов.

Производственно-технологическая  поддержка субъектов малого предпринимательства (ст. 17) предусматривает комплекс мероприятий  по содействию субъектам малого предпринимательства  в обеспечении их современным  оборудованием и технологиями, в  создании сети технологических парков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров  и других объектов инфраструктуры. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления размещают  заказы на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции, предоставляют  здания, сооружения, оборудование, производственные и служебные помещения, иное имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности. Все это может предоставляться  на льготных условиях. Основным видом  предоставления государственного и  муниципального имущества должна быть не бесплатная выдача и раздача за взятки, а в основном аренда с  выкупом имущества.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку кадров, пользуются соответствующими льготами, установленными законодательством (ст. 18).

Субъекты  малого предпринимательства могут  создавать союзы (ассоциации) как  общественные объединения в целях  обеспечения наиболее благоприятных  условий для развития малого бизнеса, добросовестной конкуренции, защиты своих  интересов (ст. 19). Государственная поддержка  таких союзов и ассоциаций заключается  в том, что им предоставляются  СМИ, они участвуют в подготовке законопроектов по малому предпринимательству  и другое.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур создается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Статус некоммерческой организации в правовой форме государственного учреждения, созданного Правительством Российской Федерации, и одновременно внебюджетного фонда означает, что, с одной стороны, Фонд является финансовым институтом, аккумулирующим бюджетные и внебюджетные ресурсы, направляемые на развитие и поддержку малого бизнеса, а с другой, - уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществлению от имени Российской Федерации гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса. Добавим, что Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».

Постановлением  Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 гг. Как становится, понятно, подобные программы действительны в течение 2-х лет, с последующим принятием новых федеральных программ, естественности с учетом преемственности. Субъекты РФ, основываясь на федеральных программах, принимали свои целевые региональные программы развития и поддержки малого бизнеса.

Новая программа  в значительной степени опиралась  на работу с Государственным комитетом  по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами  и создаваемыми центрами поддержки  малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось  целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства  было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти  средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства  для осуществления конкретной поддержки  предприятий малого бизнеса. Таким  образом, программа предусматривала  формирование единой государственной  системы по поддержке и развитию малого бизнеса.

Целью второй Федеральной программы поддержки  малого предпринимательства на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого  развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных районах.

На тот  момент, в России существовало около  миллиона малых предприятий. Однако главной их проблемой оставалась выживаемость. Малый бизнес в то время не имел достаточной поддержки в регионах РФ. В связи с инфляцией, высокими налогами, отсутствием достаточных финансовых средств многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации. Новая программа предусматривала поддержку данным организациям в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.

Вскоре  государство осознало необходимость  изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи  с чем, был принят Федеральный  закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.) Теперь исключительно по добровольному желанию предпринимателям было предложено перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог. Позднее приказами соответственными министерств и государственных служб были разработаны и утверждены механизмы реализации УСН, формы необходимых документов для уплаты налогов и предоставления отчетности предприятиями малого бизнеса.

Указом  Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:

  • ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
  • ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;
  • ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств(не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
  • и ряд других первоочередных мер.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации