Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;

Оглавление

Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 297.90 Кб (Скачать)

Эти же принципы содействия малым формам предприятий  подчеркнуты и в Федеральной  целевой программе «Исследования  и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса  России на 2007–2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613. В программе особо выделено, что при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ для оценки квалификации участников дополнительным преимуществом может  стать привлечение малых научных  организаций на условиях субподряда.

Органы  государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать  условия для привлечения субъектов  МСП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного  производства, способствовать созданию акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, им предписано оказывать  содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также  государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МСП.

Конкретные  планы по развитию малого предпринимательства  определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р. Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривается создание бизнес-инкубаторов – организаций, формируемых для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений, оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

Постановлением  Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые  акты Правительства Российской Федерации  по вопросам полномочий федеральных  органов исполнительной власти в  сфере развития малого и среднего предпринимательства» определены органы исполнительной власти, на которые  возлагается обязанность по разработке мер поддержки субъектов МСП, включающих разработку соответствующих  ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности. В число таких органов исполнительной власти входят Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по информационным технологиям, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и др.

Согласно  статье 15 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.

Таким образом, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» устанавливает  случаи, когда государственный заказчик обязан размещать заказы у субъектов  малого предпринимательства и случаи, когда он лишь вправе это сделать. При этом обязанности размещения муниципальных заказов у субъектов малого бизнеса не предусмотрено.

В развитие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ для расширения доступа субъектов  малого предпринимательства к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)» определены особенности участия в указанных поставках субъектов малого предпринимательства. Следует заметить, что из обозначенных в данном постановлении 120 наименований товаров, работ, услуг только одно можно отнести к инновационной сфере: интеллектуальная и материальная продукция, услуги по исследованиям и разработкам, нефинансовые нематериальные активы.

С принятием  Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд» и отдельные законодательные  акты Российской Федерации», дополнившего статью 65 Федерального закона № 94-ФЗ частью 21, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона рублей, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать два миллиона рублей до установления Правительством Российской Федерации начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.

Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке  развития» поддержка МСП возложена на Внешэкономбанк посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку МСП. Согласно утвержденному распоряжением Правительства от 27 июля 2007 г. № 1007-р меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка последний предоставляет гарантии, поручительства и кредиты кредитным организациям и юридическим лицам, осуществляющим поддержку МСП, в порядке, утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка.

Срок  кредитования субъектов МСП составляет более двух лет. Размер предоставляемого кредита – не более 150 млн. руб. Сумма  гарантий, поручительств и кредитов, предоставленных Внешэкономбанком в целях поддержки МСП, учитывается  при расчете показателей и  лимитов:

  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;
  • совокупный размер крупных рисков не должен превышать 800% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления средств  федерального бюджета, предусмотренных  на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 с изменениями от 9 декабря 2005 г., 11 апреля, 20 сентября 2006 г., 23 февраля 2007 г. и 26 марта 2008 г.), такие средства предоставляются  Минэкономразвития на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, в том числе на:

  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  • поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Необходимо  отметить, что в 2007 г. общая сумма  субсидий составила более 2,1 млрд. руб.

В отличие  от ранее действовавшего законодательства статья 7 Федерального закона № 209-ФЗ к  мерам поддержки относит также  меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при  осуществлении государственного контроля (надзора).

Одна  из наиболее значимых гарантий в указанной  сфере для субъектов малого бизнеса  закреплена в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Статья 7 Федерального закона № 134-ФЗ устанавливает, что в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации. Кроме того, названный закон четко определяет процедуру проведения проверок, а также права предпринимателей в процессе их проведения, устанавливает основания для привлечения должностных лиц и органов государственной власти к ответственности за нарушения, допущенные в ходе проведения мероприятий по контролю (надзору).

Статья 13 Федерального закона № 134-ФЗ закрепляет права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий  по контролю. Так, должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели  и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать информацию, предоставление которой предусмотрено законодательством;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом необходимо обратить внимание, что  срок действия данного закона истекает 1 июня 2009 г. Взамен вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон уточняет порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), их права и обязанности, а также права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов. Самое главное, на что обращает внимание данный закон - законодатели сократили количество проверок и их продолжительность. Так, плановые проверки будут проводиться не чаще, чем один раз в три года.

Новеллой  Федерального закона № 294-ФЗ является предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям с 1 января 2011 года права направлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации  федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере  уведомления о начале осуществления  предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (статья 27 Федерального закона № 294-ФЗ).

В дополнении к инструментам поддержки МСП 15 мая 2008 г. был выпущен указ Президента Российской Федерации № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства в целях преодолевания административных барьеров», под которыми понимаются трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 17 марта 2008 г. № 178 образована правительственная  комиссия по развитию МСП. В Постановлении  отмечается, что решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для реализации органами исполнительной власти.

Постановлением  Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 были утверждены правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.

Правила определяют порядок проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью  субъектов МСП - юридических лиц  и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Выборочные  статистические наблюдения за деятельностью  субъектов МСП осуществляются Федеральной  службой государственной статистики путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий, а также ежегодных обследований деятельности микропредприятий в соответствии с федеральным планом статистических работ.

Формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, и порядок их заполнения утверждаются Федеральной службой  государственной статистики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав  статистических показателей форм федерального статистического наблюдения определяется Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации