Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;
Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список
Региональные фонды
учреждены правительствами
1.4 Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.
На сегодняшний
день в Российской Федерации приняты
и действуют ряд
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).
2. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».
3. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
5. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.).
6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
7. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 30 декабря 2006 г., 22 декабря 2008 г.).
10. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства».
17. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
18. Приказ Минфина Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».
19. Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249).
20. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утверждены Правительством РФ 5 августа 2005 г. № 2473п-П7).
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (с изменениями от 18 августа 2007 г., 19 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.).
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 237 Москва «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».
23. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
24. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р.
Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых и средних предприятий (далее – МСП), является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию МСП, понятие субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с этим законом к субъектам МСП в Российской Федерации отнесены хозяйствующие субъекты – юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:
Финансовые
ограничения (выручка) отнесения к
каждой из указанных категорий
В результате чего Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обеспечил сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства со странами Европейского союза - основным внешнеэкономическим партнером России, выравнив критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к МСП. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый закон как видно регламентирует и эту сферу. Таким образом, законодательно закреплен новый термин «среднее предпринимательство».
Необходимо
отметить, что Федеральный закон
№ 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего
Федерального закона от 14 июня 1995 г. №
88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Так, он
исключает из их числа государственные
и муниципальные унитарные
Новый закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, как уже отмечалось, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов МСП не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Федеральном
законе № 209-ФЗ определена цель по формированию
нормативных правовых механизмов и
институтов, обеспечивающих создание
благоприятных условий для
Также, в
Федеральном законе № 209-ФЗ закреплены
основные принципы по разграничению
полномочий органов власти разных уровней
по развитию МСП, гармонизированы критерии
сектора малых и средних
Впервые для региональных органов власти полномочия по развитию МСП выделены как самостоятельные, а местные органы смогут поддерживать предприятия среднего бизнеса. Одновременно с конкретизацией полномочий закреплена нормативная база, направленная на формирование региональных и муниципальных перечней целевого имущества для нужд МСП. Также впервые определение «микро» дано и средним предприятиям, снят предельный уровень численности работников малых предприятий для отраслей промышленности.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления законом предписано оказывать поддержку субъектам МСП в области инноваций и промышленного производства за счет обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. К таким организациям отнесены технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны.
Основными
направлениями политики Российской
Федерации в области развития
инновационной системы на период
до 2010 г. (утверждены Правительством РФ
5 августа 2005 г. № 2473п-П7) определено, что
высокотехнологичные МСП, работающие
в области коммерциализации знаний и технологий,
должны быть задействованы на условиях
кооперации в формировании научно-технической
базы, организационно-экономических механизмов
и стимулов, направленных на развитие
инновационного предпринимательства,
а также научно-образовательно-