Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;

Оглавление

Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 297.90 Кб (Скачать)

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни  всякого обществ, а не только рыночного  образца. Во всяком случае, отказ от принципов социалистического хозяйствования, его методов, наработок, навыков  автоматически не привёл к коренному  повороту жизни населения, 70% которого прозябает в настоящее время  за чертой бедности.

Глубоко ошибочной представляется позиция  тех ученых, которые считают, что  предпринимательство для России – это практически новый вид  социально-экономической деятельности населения. За годы советской власти в стране был потерян накопленный  опыт предпринимательской деятельности. В СССР она была практически запрещена  с конца 30-х годов прошлого века.

Начало  возрождения частного предпринимательства  было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую институциональную задачу для частного бизнеса, а также основы формирования предпринимательства.

Но, возвращаясь  к тезису о том, что предпринимательство  было запрещено советской властью, можно ли, положа руку на сердце, запретить  талант, предприимчивость, изобретательность? Человеку хоть сколько-нибудь знакомому  с историей советского периода хорошо известны какие возможности предпринимательства открыла советская власть широким массам советских людей в самых разных областях общественной, экономической, технической, научной жизни.

«Время  вперёд» – знаменитый лозунг первых советских пятилеток, когда страна строила, училась и растила такие  предпринимательские кадры. Создатели  новых отраслей промышленности, которых  не было в царской России: авиационной, танкостроения и тракторостроения и т.д. Все они были предпринимателями  самого высокого класса. Однако подчеркнем, что в 30-е годы в СССР было запрещено  не предпринимательство, а извлечение прибыли за счёт эксплуатации наёмной  рабочей силы.

В этой связи  следует различать предпринимательство  в капиталистическом обществе и  предпринимательство при социализме. По содержанию они мало, чем различаются, но по целевым параметрам различаются  существенно.

Дух капитализма, воспетый М. Вебером в рамках протестантской этики и воплощённый в вечной погоне за наживой, личной выгодой, который  К. Маркс назвал основным движущим мотивом  предпринимательской деятельности, есть в тоже время, квинтэссенция  капитализма как социально-экономической  системы.

Дух социализма имел в своей основе совсем другой движущей мотив – это не личная прибыль, а служение своему народу, хотя и в этом и в другом случае присутствует мотивация предпринимательской  активности как таковой. Радость  и удовлетворение от процесса и результатов  самостоятельной деятельности, которой  присущи инновации и поиски точки  наиболее благоприятных условий  приложения сил, у предпринимателей-капиталистов - во имя личной выгоды, у предпринимателей социалистической направленности – во имя интересов общества.

Именно  эта разница в целевых устремлениях предпринимателей в рамках различных  экономических систем обуславливает  до сих пор особенности развития предпринимательской деятельности в России в новых социально-экономических  условиях.

В последнее  время в прессе и по телевидению  люди встречаются со словами бизнес и предпринимательство, раскроем сущность этих понятий.

Предпринимательство создаёт предпосылки для появления  и функционирования бизнеса и, внедряя  инновации в функционирующий  рынок, взрывает его структуру, тем  самым провоцирует появления  разветвлённой сети сильного бизнеса.

Бизнес  принимает пальму первенства и начинает использовать внедрённые инновации, тем  самым способствуя появлению  сильного разветвлённого бизнеса, который  в дальнейшем успокаивает рынок  до следующих новых внедрений  инноваций со стороны предпринимательства. При этом малый бизнес – это  любая экономическая деятельность на малых предприятиях, приносящая прибыль.

В малом  бизнесе главным субъектом выступает  предприниматель, рационально соединяющий  факторы производства на личной инновационной, инициативной, рисковой основе под  свою полную экономическую ответственность  с целью получения прибавочной  стоимости (предпринимательского дохода). Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально- экономический  и в определённой мере политический уровень развития цивилизованных стран.

Таким образом, бизнес и предпринимательство –  это две неразрывно связанные  структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных  регионов. Сейчас это мнение разделяют  многие политики, экономисты и практики, однако по их же утверждению признание  значения предпринимательства по-прежнему недооценивается в нашей стране. 

Именно  поэтому перед правительством остро  стоит задача о необходимости  изменения приоритетов в социально-экономической  политике, суть которой состоит в  переходе от экспорта сырья и энергоресурсов к производству и экспорту промышленной продукции.

Очевидно, что решение данной проблемы потребует  существенного повышения конкурентоспособности  российской промышленной продукции  и как следствие развития  предпринимательства  как малого, так и крупного.

Однако  в условиях высокой инфляции, высокой  учётной и банковской ставки, стремительного сокращения промышленного производства и общей нестабильности, а также  распада инфраструктуры и кадрового  потенциала тех научных направлений, которые связаны с разработкой  новой продукции - сделать это будет не очень просто.

Нельзя  забывать, что сокращение объёмов  финансирования науки и научного обслуживания не может не отразиться на инновационной активности и это  далеко не последняя из проблем тормозящая развитие предпринимательства.

На следующем  месте стоит низкий платёжеспособный спрос, который влечёт за собой длительную окупаемость новшеств, высокие риски, связанные с новаторством продукции, и высокие финансово-экономические  риски, характерные для неустойчивой экономики, и усиленные слабостью  обеспечения экономической деятельности, которая проявляется в критическом  отношении многих национальных производителей к российским разработкам, выполненным  в последнее время. Это объясняется  тем, что недостаточное финансирование провоцирует научно-исследовательские  и конструкторские коллективы поставлять на рынок «сырые продукты и технологии», что повышает коммерческие риски  фирм, принимающих на себя внедрение  инноваций.

Вместе  с тем при явном интересе предпринимателей к инновационной деятельности роль предпринимательского сектора в  финансировании исследований и разработок, как показывают опубликованные статистические данные, пока относительно невелика. Во многом это объясняется нестабильностью  социально-экономической ситуацией  в стране, деформированностью рыночных отношений, несовершенством механизмов их регулирования, неразвитостью механизмов взаимодействия государства и предпринимательства.

Процесс становления предпринимательства  в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство  в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.

    1. Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственное регулирование крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый и средний бизнес по следующим основным направлениям:

  • Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и так далее).
  • Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и так далее).
  • Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и так далее).
  • Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и так далее).

Во многом благодаря государственной поддержке  малого бизнеса в современных  развитых рыночных странах активно  развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам

Большую роль в реализации государственных  программ играют формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые.

Создание  кооперативов преследует сразу несколько  целей: предотвращение конкуренции, координацию  стратегии в закупке товаров  у оптовиков, взаимопомощь в периоды  финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние  фирмы получают неплохую возможность  выхода на внешние рынки, занимая  там ниши, на которые не претендуют гиганты.

В целях развития малого бизнеса  и обеспечения государственной  поддержки малого предпринимательства  Советом Министров - Правительством Российской Федерации принят ряд  специальных постановлений и  законов. Они определили приоритетные направления развития малого бизнеса  и предусматривают помощь в области  финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения  и сбыта продукции, подготовке кадров, а также установление налоговых  льгот для субъектов малого бизнеса. Федеральный закон "О государственной  поддержке малого бизнеса" направлен  на координацию деятельности органов  федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Но, к сожалению, программа поддержки носит во многом декларативный характер.

Отсутствует реальное финансирование малого бизнеса из средств государственного бюджета. Провозглашение необходимости поддержки малого бизнеса часто диктуется не экономическими, а политическими соображениями (предвыборной компаниями, необходимостью создания имиджа демократического политика в глазах иностранных партнеров и так далее). В российской экономике отсутствуют, сколько-нибудь влиятельные структуры, которые были бы заинтересованы в защите экономических и политических интересов малого бизнеса

Конечно, роль юриста одинаково важна как  для крупной так и небольшой фирмы. Помощь опытных юристов необходимо, чтобы избегать нарушения закона и использовать возможности, законом разрешенные. Только юрист в состоянии решить множество правовых проблем, начиная с регистрации предприятия и кончая правами потребителей. В крупной фирме, использующей методы рационального предпринимательства юридическая служба как правило достаточно велика и состоит из команды юристов, специализирующихся на конкретных правовых проблемах функционирования бизнеса. Малый бизнес часто не имеет возможности включить в свой штат даже одного юриста. Поэтому во всем мире малый бизнес, активно обращается за помощью в специализированные юридические консультации.

1.3 Формирование и развитие  государственной поддержки малого  и среднего бизнеса

Точкой  отсчета развития государственной  поддержки малого бизнеса можно  считать 1989 год, когда в СССР был  создан Союз малых государственных  предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.

Малые предприятия  окончательно получили юридический  статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров  СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации