Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;

Оглавление

Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 297.90 Кб (Скачать)

Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к малым предприятиям относились предприятия всех форм собственности, установленных Законов РСФСР  «О предприятиях и предпринимательской  деятельности», численность работников в которых не превышали:

  • в промышленности и строительстве – 200 человек;
  • в научных учреждениях – 100 человек;
  • в остальных отраслях производственной сферы – до 50 человек;
  • в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек.

Согласно  Постановлению Совета Министров  РСФСР « О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам самоуправления рекомендовалось:

  • представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
  • разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
  • проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и так далее.

В 1992 году по инициативе Правительства РФ и  при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства  Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:

  • Торгово-промышленная палата Российской Федерации
  • Российская экономическая академия им.Г.Плеханова
  • ПО “Уралмаш”
  • АвтоВАЗбанк
  • Тульский машиностроительный завод "Штамп"
  • Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства
  • другие предприятия и организации

Российское  агентство представляет собой независимую  организацию, целью деятельности которой  является оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность Агентства  заключается в консалтинговой поддержке  малых и средних предприятий  в России, содействии в установлении деловых связей с российскими  и зарубежными партнерами. Агентство  ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию  межрегионального и международного делового информационного обмена между  предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также  активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом  в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.

Далее после  образования Российской Федерации  были приняты следующие важные постановления  Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса  в России:

  • Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;

Постановлением  Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:

  • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Теперь  начиная с 1994 года, Правительство  РФ начинает утверждать Федеральные  программы государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства  РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.

Данная  программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями  государственной поддержки малого предпринимательства названы:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Программа предусматривала, что в компетенции  Российской Федерации находится  определение общих принципов  и приоритетных направлений государственной  поддержки, разработка и реализация федеральных программ, установление льгот по федеральным налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные программы финансируются не менее чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Указом  Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в  стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Закон утратил  уже свою силу, но рассмотрим основные положения Закона, действовавшие  до 1 января 2008 года. Это поможет лучше  увидеть и понять тенденции развития законодательства в области поддержки  малого бизнеса.

Согласно  статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия РФ, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых  средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих  предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В случае превышения малым предприятием установленной  численности, согласно части 3 статьи 3 Закона предусматривалось лишение соответствующих льгот на период, в течение которого допущено превышение численности работников и на последующие три месяца (ч. 3 ст. 3).

В тех  случаях, когда малое предприятие  осуществляло несколько видов деятельности (многопрофильное), относятся к названию по виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годового объема прибыли. При  определении численности работников малого предприятия должны были учитываться  все его работники, в том числе  работающие по гражданско-правовым договорам  и по совместительству с учетом фактически отработанного времени, а также  работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений  малого предприятия.

Также к  субъектам малого предпринимательства  согласно статье 3 Закона относятся  физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (ПБОЮЛ).

Государственная регистрация малых предприятий  предусмотрена статьей 4 Закона, согласно которой субъект малого предпринимательства  с момента подачи заявления, установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Отныне  и до 1 января 2008 года государственная  поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с  Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.

Статья 2 Закона предусматривала установление порядка создания и деятельности федеральных органов в области  государственной поддержки малого бизнеса, разработку и реализацию федеральных  программ развития и поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные программы должны финансироваться  не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных фондов РФ.

Субъекты  РФ решают все вопросы в области  поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять  дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных  средств и ресурсов. Часть 2 статьи 2 Закона определяет, что «субъекты  Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями решают все  вопросы в области поддержки  малого предпринимательства, в том  числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства  за счет собственных средств и  ресурсов». Таким образом, конкретный источник финансирования оставшихся 50% процентов для реализации федеральных  и региональных программ поддержки  малого бизнеса не предусмотрен, и  субъекты РФ вынуждены решать возникшую  проблему на своем региональном уровне.

Государственная поддержка малого предпринимательства  согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Для решения  этих и других вопросов федеральные  органы исполнительной власти проводят следующие мероприятия:

  • разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
  • проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки;
  • организуют разработку и реализацию Федеральной программы;
  • подготавливают предложения об установлении льгот;
  • оказывают содействие субъектам Российской Федерации;
  • координируют деятельность федеральных органов для осуществления поддержки малому предпринимательству.

Статья 8 Закона в целях конкретной поддержки  субъектов малого предпринимательства  предусматривает создание фондов поддержки  малого предпринимательства для  реализации Федеральных программ и  механизма осуществления данного  Закона. Согласно ч. 1 ст. 8 таким фондом может быть некоммерческая организация, которая финансирует программы, проекты и мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации