Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;

Оглавление

Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 297.90 Кб (Скачать)

К полномочиям  органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится  создание условий для развития малого и среднего предпринимательства

В рамках осуществления полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства  представительный орган местного самоуправления призван: утверждать муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства; утверждать местный бюджет при условии достаточности предусмотренных в нем средств на финансирования мероприятий, содержащихся в муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства; контролировать деятельность органов местного самоуправления по реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства; при утверждении структуры местной администрации учитывать необходимость формирования специальных органов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства на соответствующих территориях [20].

К числу  нормативно - правовых актов органов  местного самоуправления относятся  уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления, в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что в полномочия органов  власти входит разработка, утверждение  и принятие нормативно - правовых актов, регулирующих проблемы, связанные с реанимированием малого и среднего предпринимательства в России, а также контроль за их исполнением.

По данным статистических исследований из общего числа составленных при проверках  малого и среднего предпринимательства  актов, только 20 % из них доходят до судебных инстанций, остальные 80 % выбрасываются в мусорную корзину. В связи с этим Правительством Российской Федерации был разработан и принят Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294), который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля [21].

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294 ужесточил  требования к проведению плановых проверок так: плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются о проверке органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней. Информация о запланированных проверках размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является: истечение трех лет со дня государственной регистрации, окончания проведения последней плановой проверки, начала осуществления предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Плановая  проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

Так же ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 ужесточены требования к организации и проведении внеплановых проверок [21].

Основанием  для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения и причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не содержащие сведений о фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки; порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также согласования и утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации [45, с. 187].

Данный  закон позволяет снизить административное давление на субъекты малого и среднего предпринимательства, не отвлекая их от нормальной работы частыми и регулярными проверками.

Так как  рассматриваемый закон ведет  к сокращению административных барьеров, препятствующий развитию малого и среднего предпринимательства, необходимо скорейшее адаптирование закона региональными органами власти и местного самоуправления, применимо к Еврейской автономной области.

С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный  закон от 22.07.2008 г. № 159 - ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов российской федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159 — ФЗ), сущность которого заключается в регулировании отношений, возникающих в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159 — ФЗ, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

В Федеральном  законе от 22.07.2008 г. № 159 - ФЗ определен: порядок реализации преимущественного  права арендаторов на приобретение арендуемого имущества; порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение [20].

Кроме того, Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159 - ФЗ вызвал принятие: изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"; изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

На основании  Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159 - ФЗ был разработан и принят Правительством Еврейская автономная область закон Еврейской автономной области от 22.10.2008 № 441 - 03 «О регулировании некоторых вопросов, связанных с особенностями отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности еврейской автономной области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» (далее - ОЗ от 22.10.2008 № 441 - ОЗ).

Данным  Федерального закона от 22.10.2008 № 441 - ОЗ предусмотрено предельное значение площади такого имущества, которое составляет 2000 квадратных метров и установлено, что срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности области или в муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не может превышать пяти лет со дня заключения договора купли-продажи имущества [44, с.503].

Данные  законы позволяют малому и среднему предпринимательству беспрепятственно приобрести государственную и муниципальную собственность на выгодных для них условиях.

Кроме того, уже осенью 2009 г. в парламентскую  сессию должен быть принят закон о  ликвидации избыточных административных барьеров. В том числе, он содержит и такую радикальную меру, как переход к уведомительному порядку открытия собственного дела в таких востребованных малым бизнесом сферах, как общественное питание, розничная торговля, бытовые услуги и ряд других.

Ответственность за принимаемые на федеральном уровне меры по поддержки малого и среднего предпринимательства возлагаются на зоны регионов и муниципалитетов.

В первую очередь необходимо завершить формирование перечней помещений, находящих в государственной и муниципальной собственности, которые будут предоставляться в аренду малому и среднему бизнесу. Условия аренды должны быть стабильными и необременительными, что позволит предприятиям планировать свою деятельность на длительную перспективу. Предоставить возможность бизнесу выкупить занимаемую недвижимость на максимально выгодных условиях. Например, дать рассрочку по платежам не менее чем на 3 года.

Во - вторых, малый и средний бизнес должен получить реальный доступ к муниципальным  и региональным заказам.

В - третьих, Правительство разрабатывает пакет  нормативных актов по упрощению  доступа малого бизнеса к электрическим сетям - понижение тарифа за подключение небольших объектов, введение рассрочки по его оплате. Формирование системы контроля за соблюдением сетевыми компаниями установленного порядка подключения. Аналогичные действия следует принять на местах в отношении доступа к иным коммунальным инфраструктурам (водоснабжение).

В - четвертых, подписан закон по снижению налоговых ставок на малый бизнес с 15 % до 5 %.

Данная  государственная политика способствует незамедлительной организации деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по оказанию помощи в развитии и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Обобщая вышеизложенное Правительством Российской Федерации был выработан и принят антикризисный пакет в поддержку деловой активности малого и среднего предпринимательства.

Правительство Российской Федерации приняло решение  об увеличении федеральной финансовой программы поддержки малого и  среднего предпринимательства более чем в 2 раза и направлении в 2009 г. На поддержку сектора 10,5 млр. рублей.

Основные  задачи по поддержке малого и среднего предпринимательства в 2009 г.: содействие сохранению рабочих мест на предприятия; увеличение капитализации инфраструктуры финансовой поддержки предпринимательства; поддержка начинающих предпринимателей; обеспечение финансирования проектов малого и среднего предпринимательства.

Субъектам Российской Федерации, претендующим на получение субсидий по данному мероприятию будут предложен пакет антикризисных мер с тем, чтобы обеспечить концентрацию федеральных и региональных ресурсов на решение указанных выше задача.

В антикризисные  меры включены: Предоставление предпринимателям субсидий на выплату процентных ставок (не менее 2/3) по кредитам. Нормативно правовая база для реализации мероприятий уже разработана в большинстве субъектов Российской Федерации.

В 2009 г. на данное направление поддержки предусмотрено 1,1 млр. рублей средств федерального бюджета.

При этом акцент поддержки необходимо сделать  на приоритетных отраслях (промышленность, строительство, инновации).

Таким образом, при концентрации поддержки в  указанных отраслях можно обеспечить субсидиями каждый десятый кредит.

Развитие  системы региональных гарантийных  фондов как инструмента, компенсирующего  увеличенные требования банков размера  залога.

Сейчас  общая капитализация гарантийных  фондов позволяет поддержать кредитование только в размере 30 млр. руб. (не более 3 % от общего кредитования сектора малых и средних компаний).

При этом, необходимо создать гарантийные фонды еще в 51 субъект Российской Федерации общей капитализации 25-30 млр. руб., то есть обеспечить предоставление до 100 млр. руб. кредитов малым компаниям.

В 2009 г. на данное направление поддержки предусмотрено 4,7 млр. руб. из средств федерального бюджета.

Расширение  программ микрофинансирования.

Средства  бюджетов всех уровней будут предоставляться  на цели формирования (пополнения) фондов микрофинансовой организации. Одним из учредителей, которых является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, предназначенный для выдачи займов малым предприятиям. При этом, предоставляемый за счет средств указанной субсидии займы малым предприятиям не должны превышать единовременно каждому малому предприятию 1 000 000 руб., а срок займа- 12 месяцев.

Поддержка малых  инновационных предприятий.

В 2009 г. Предлагается увеличить капитализацию действующих 15 венчурных фондов, установив минимальный размер фонда - 400 млн. руб. и довести общую капитализацию до 9,8 млр. руб.

Продолжить  создание региональных фондов акций  и фондов смешанных инвестиций с  целью развития в субъект Российской Федерации инфраструктуры инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства. Это институт поддержки небольших инвестиционных проектов малых и средних компаний (30-60 млн. руб.) на развитие которых в 2009 г. Планируется выделить 0,5 млр. руб. средств федерального бюджета.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации