Аналитический отчет о ходе реализации государственной молодежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

Главным приоритетом государственной молодежной политики в Казахстане является создание условий для реализации молодежью права на свободное социальное развитие, творческую инициативу, в соответствии со своими интересами, склонностями, физическими возможностями, с учетом интересов общества.
На сегодняшний день одним из главных нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию государственной молодежной политики является Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».

Файлы: 1 файл

OTCHET_o_GMP.docx

— 140.97 Кб (Скачать)

Было организовано более 200 мероприятий, посвященных                        7-м зимним Азиатским играм.

К примеру, 21 января 2011 года состоялась акция волонтеров                  7-х зимних Азиатских игр «Қазақстан алға!». В ходе мероприятия состоялась демонстрация экипировки волонтеров 7-х зимних Азиатских игр» и был организован показ видеороликов о подготовке к «Азиада -2011».

Стало традицией проведение внутришкольных спортивных соревнований: фестиваль здоровья под девизом «Здоровая семья – здоровое государство», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.

В организациях образования один раз в месяц проводятся «Уроки здоровья», один раз в квартал – «День здоровья» и акция «Марафон здоровья».

В регионах были проведены широкомасштабные акции «Денсаулык жолы», «Фестиваль здоровья», «Спартакиада педагогических работников», молодежные марши здоровья.

Органами образования  принимаются меры по укреплению и  развитию физкультурно-спортивного  движения общеобразовательных школ. В настоящее время 71 % имеют спортивные залы, 56% обеспечены спортивным оборудованием  и инвентарем. Работа по укреплению материально-технической базы продолжается.

В 84,3% общеобразовательных  школах внедрен третий час физического  воспитания, а в 3534 или 45,8% - раздельное обучение мальчиков и девочек.

В общеобразовательных школах республики функционируют более                 21 тысячи спортивных секций, в которых занимаются спортом свыше                      455 тысяч школьников или 18% от общего количества учащихся.

Также, в регионах активизировалась работа по открытию бесплатных спортивных секций, доступных для посещения  детей и подростков, независимо от места их обучения.

К 2020 году предусматривается  довести количество школ со стандартными спортивными залами и оборудованием  до 67%;

спортивными секциями охватить 30% детей школьного возраста.

В целом на формирование здорового образа жизни и соответствующих  навыков укрепления и сохранения здоровья, в 2011 году было проведено         2600 мероприятий.

 

Молодежь в  системе образования. Развитие системы образования в Республике Казахстан в 2011 году осуществлялось в соответствии с Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Стратегическим планом развития МОН на 2011-2015 годы и было направлено на повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Общее среднее  образование играет ключевую роль в  жизни молодого поколения. Оно является основным базовым уровнем, и право на его бесплатное получение гарантируется государством.

Число дневных  общеобразовательных школ в 2011-2012 учебном  году по республике составил – 7696, из них  государственные школы – 7 584, негосударственные – 112.

Общее количество учащихся дневных общеобразовательных  школ РК в 2011-2012 учебном году  составил – 2 516 497, из них в государственных школах обучаются 2 498 893 учащихся, в негосударственных школах – 17 604. 

Качество образования  определяется прежде всего научно-методическим потенциалом и качественным составом педагогических кадров.

С сентября 2011 года в целях  материального стимулирования учителям общеобразовательных школ и воспитателям дошкольных организаций увеличен размер доплаты за квалификационную категорию. Введена 100% доплата мастерам производственного  обучения.

Для улучшения качества образовательных  услуг, а также профессионального  роста педагогов созданы Центры педагогического мастерства.

Для закрепления педагогических кадров на селе местными исполнительными органами выделяются земельные участки под индивидуальное строительство жилья, строятся жилые дома под ипотечное кредитование, педагоги-новаторы поощряются квартирой.

Молодые педагоги обеспечены нагрузкой  в соответствии с полученной квалификацией. За молодыми специалистами для оказания методической помощи и скорейшей  социальной адаптации закреплены наставники из числа лучших учителей школ. Созданы  районные, городские методические объединения  молодых учителей. В областных  институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров организованы постоянно действующие  семинары для начинающих педагогов.

Местными исполнительными органами выделяется единовременная денежная компенсация на покрытие расходов за коммунальные услуги  педагогам, работающим в сельской местности. Также все педагоги проходят бесплатный медосмотр.

Основными приоритетами деятельности системы технического и профессионального  образования является реализация Государственной  программы развития образования в РК на 2011-2020 годы, Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы, Дорожной карты бизнеса-2020», проекта «Модернизация ТиПО» за счет займа Всемирного банка.

В стране функционирует 896 учреждений, обеспечивающих получение технического и профессионального образования, общий контингент которого составил 600,7 тыс. человек. Обучение ведется по 185 специальностям и            495  квалификациям.

В целях обновления содержания: с участием работодателей и международных  экспертов внесены изменения  в Классификатор профессий и специальностей ТиПО, разработаны ГОСО по 230 специальностям, образовательные программы   по 224 специальностям, учебные программы по 1440 дисциплинам. Создан республиканский учебно-методический кабинет. В 2011 году ведется разработка государственных образовательных стандартов, интегрированных образовательных программ по                                       65 специальностям, типовых учебных программ по 720 дисциплинам.

Для координации межотраслевых  вопросов подготовки кадров создан Национальный Совет по подготовке профессионально-технических кадров,     14 отраслевых и 16 региональных советов и АО «Холдинг Кәсіпқор».

Министерством заключены 34 Соглашения  с НЭП «Союз Атамекен» и крупными компаниями, такими как АО «Казмунайгаз», «Казахстан темиржолы», «Казахтелеком», «Казахмыс», «Казинжиниринг», «Казпочта» и др. В 2011 году трудоустроено 83,6 тыс. выпускников ТиПО.

В подготовке кадров для ФИИР задействовано 104 учебных заведения ТиПО. Совместно с акиматами регионов для каждого проекта индустрии определены базовые учебные заведения. По 13 отраслям индустриальных проектов и по всем регионам разработаны карты обеспечения кадрами.

Реализуются совместные проекты  с международными организациями. Для  дальнейшего развития ТиПО совместно со Всемирным банком осуществляется проект на сумму около 5 млрд. тенге. Проект предусматривает разработку профессиональных стандартов, внедрение подушевого финансирования, на конкурсной основе укрепление материально-технической базы 68 учебных заведения ТиПО и др.

По поручению Президента РК Н. Назарбаева начата работа по созданию 4-х колледжей мирового уровня в городах Астане, Алматы, Актобе, Шымкенте. В этих колледжах будут внедряться передовые программы и технологии обучения.

За последние 5 лет в системе высшего образования достигнуты положительные результаты. Казахстанская высшая школа перешла на трехуровневое образование (бакалавр-магистр-доктор РhD). Новая система степеней нашла свое правовое закрепление в Законе Республики Казахстан «Об образовании».

В 2005 году создан Национальный аккредитационный центр. Разработана методология, внедрена процедура внешней оценки деятельности организаций образования (лицензирование, аттестация, аккредитация, ранжирование, центральное тестирование) на основе передового опыта стран Европы и США в системе обеспечения качества высшего образования.

С 2009 года Министерством  образования и науки Республики Казахстан ведется работа по внедрению  европейской системы трансферта кредитов (ECTS), которая действует  параллельно с национальной кредитной  технологией.

В 2010 году на II Болонском Форуме Министров образования стран-участниц Болонского процесса Казахстан присоединился к Болонскому процессу. Подписание Республикой Казахстан Болонской декларации играет важную роль в международном позиционировании системы высшего образования. В рамках внедрения принципов Болонской декларации                             60 казахстанских высших учебных заведения подписали Великую Хартию Университетов.

В рамках международной  президентской программы «Болашак» осуществляется подготовка кадров за рубежом. Сегодня по программе «Болашак» получают образование 2790 стипендиатов. По сравнению с                  2010 годом (2279) количество возросло на 511 стипендиатов. 

В системе высшего  образования образовательную деятельность осуществляют 146 вузов. В них обучаются 629,5 тыс. студентов. По сравнению с 2010 годом (620,4 тыс. студентов) контингент увеличился на               9,1 тыс. студентов.

Мировой финансово-экономический  кризис не мог не сказаться на уровне образованности и доступности профессионального образования для молодых граждан.

В ходе исследования выяснилось, что на 30% респондентов кризис никак  не повлиял на их образовательные планы, 20% отметили, что повлиял частично, и теперь планируют выбрать более дешевое образование, среди которых равное число, как мужчин, так и женщин в возрасте от 19-24 лет.

Однако, большинство молодых людей затруднились ответить на данный вопрос (около 40%). Возможно, это связано с повышением оплаты в высших учебных заведениях страны и низкой материальной обеспеченностью молодежи, в частности, студентов.

Следует отметить, что среди  тех, на чьи планы кризис повлиял  значительно (16,5%), большую долю составила  молодежь от 19-24 лет, т.е. студенты3.

На вопрос: «Как мировой финансово-экономический кризис повлиял на Ваши образовательные планы?» 36,4% затруднились ответить, 29,9 % ответили «Никак», 16,5% отметили, что влияние кризиса на получение образования повлияло в значительной степени, 17,2% ответил «выберу более дешевое образование».

Особое внимание уделяется молодым ученым в плане карьерного                  и профессионального роста. Были созданы научные лаборатории коллективного пользования в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке» и Типовым положением о научных лабораториях коллективного пользования, утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 19 мая 2011 года № 200 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7013).

Улучшение материально-технического оснащения лаборатории позволяет магистрантам, докторантам и молодым ученым проводить научно-исследовательские работы.

На сегодняшний день имеются 5 национальных и 15 инженерного профиля лабораторий коллективного пользования.

По вопросам финансирования и нормативно-правового обеспечения  лабораторий уже есть конкретные решения:

в утвержденном от 13 мая 2011 года Постановлении Правительства РК «Об утверждении перечня организаций, являющихся субъектами базового финансирования», введены все 20 лабораторий;

для улучшения качественного  притока молодых кадров в науку, последовательного приобщения студента с 2-3 курса к научно-исследовательской  работе на современном оборудовании, а также обеспечения свободного доступа ученых к оборудованию приняты  проекты  2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лабораторий  – это «Типовое положение о  лабораториях» и «Правила пользования  услугами научных лабораторий».

Утверждены Правила присвоения ученых званий (Приказ № 128                   от 31.03.11 г.) и Правила присуждения ученых степеней (Приказ № 127 от 31.03.11 г.).

В целях поддержки талантливых молодых ученых 150 стипендиатам государственных научных стипендий ежемесячно предусмотрены денежные средства в размере 7-кратной величины МРП каждая (ПП РК от 28 августа 1996 г. N 1063).

В целом, в 2011 году продолжалась системная работа по социальной поддержке, развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания молодежи.

Размер стипендий в 2011 году увеличился на 30%. Для талантливой молодежи предоставляются стипендии ректоров вузов.

Большое внимание во всех организациях образования уделялось обеспечению качественного питания учащихся. Для детей-сирот и учащихся из малообеспеченных семей оказывается материальная помощь, выдаются талоны для питания, выделяются единоразовые пособия и др. Приезжие студенты и учащиеся обеспечиваются общежитиями учебных заведений. 

В целях принятия мер  по улучшению социально-бытовых  условий студентов и учащихся Министерством образования и науки Республики Казахстан разработан и внесен на рассмотрение в Парламент Республики Казахстан  законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственной молодежной политики».

Впервые на законодательном уровне планируется оказать содействие в обеспечении жильем студенчества на время обучения. С этой целью министерством разработано два проекта: строительство 24-х и капитальный ремонт 54-х общежитий вузов страны до 2015 года, строительство 2 крупных студенческих городков в г. Астана на 10 000 мест и в г.Алмате на 20000 мест. Общая стоимость проекта 95 млрд. тенге, земля акиматами выделена. Сейчас разрабатывается ФЭО.

Информация о работе Аналитический отчет о ходе реализации государственной молодежной политики