Государственная молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:04, доклад

Краткое описание

Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи.

Файлы: 1 файл

гос молодёжная политика.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся  экономическим кризисом, снижением  уровня жизни, растущей бедностью населения  требует тщательного анализа  всех сторон жизни людей, в том  числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

И именно молодежь в сложившийся социально-экономической  обстановке является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида.

На сегодняшний  день в Республике существует большое  количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в республике через анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения. 

1. МОЛОДЕЖНАЯ  ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ.

Молодежь- это  один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся  на статичные и динамические. Статичные  общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются  главным образом на опыт старших  поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Рассматривая  значение молодежи для общества, нужно  выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.

Задача молодежи внутри страны может заключаться  в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная  задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.

Теперь мы можем  определить значение термина “молодежная  политика”.

Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это  очень широкая многофункциональная  политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во-вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. 

Статья 1 - с изменениями, внесенными Законом от 9 июля 1997 г. N 56-З 

Государственная молодежная политика - это система  социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых  граждан

Республики Беларусь в возрасте до 25 лет, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. 

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и  политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).

Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного  социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных  мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что  молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных  программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. 

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.

В настоящее  время большое внимание уделяется  изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.

Анализ зарубежного  опыта позволяет сделать следующие  выводы:

Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление  деятельности государства.

Государство проводит молодежную политику через систему  органов управления и координации, причем, вмешательство государства  тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.

Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

Происходит переход  от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (районных) органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика. 

3.СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  В БЕЛАРУСИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Белорусское общество, находящееся на пути трансформации, ведет поиск идей, институтов, социальных организаций, которые обеспечивали бы формирование целостности и стабильности общественных отношений.

Если в начале пути основной груз проблем как в  разработке стратегии формирования в Беларуси гражданского общества, так и практического реформирования в сферах экономики, политики и культуры брали на себя представители старшего и среднего поколений, то в XXI веке он ложится на плечи молодой когорты. Именно тем, кому сегодня 16-25, придется решать самые трудные задачи.

В условиях, когда  основные потребности человека не могут  быть удовлетворены, практика общественных отношений вырабатывает различные  пути преодоления данного противоречия. Одним из таких способов является деятельность партий и движений, в  том числе и молодежных. Их возникновение и распространение выражает неудовлетворенность значительной части населения — особенно молодежи — условиями своего материального и социально-политического жизнеустройства. Молодежь является и субъектом, и объектом общественных трансформаций: во-первых, сами молодые люди с целью повышения эффективности их влияния на жизнь общества стремятся объединяться, организоваться в общественные структуры, и, во-вторых, само общество проводит молодежную политику. Одним из действенных механизмов осуществления этих преобразований является молодежное движение, которое можно сравнить со своеобразной политической системой такой специфической категории общества, как молодежь. Оно, как и политическая система общества в целом, как минимум включает в себя следующие три подсистемы:

--институциональную  или организационно-институциональную  (это государственные и общественные  структуры, которые решают проблемы  молодежной политики);

--регулятивную  или нормативную (это законодательство  в части молодежного движения и программные и уставные документы самих организаций);

--коммуникативную  или информационную (это молодежные  средства массовой информации, молодежные  издания и т.д.).

Центром социологических  и политических исследований Белгосуниверситета было проведено исследование

"Специфика  становления и развития молодежных  движений в условиях переходного  периода в Республике Беларусь". Объектом данного исследования  является молодежь (население в возрасте от 16 до 29лет) Республики Беларусь и сами молодежные организации и движения, а предметом — особенности становления и развития молодежных движений, механизмы и способы социально- политической институциализации молодежи в современных условиях.

Всего в Беларуси ныне существует около 160 молодежных организаций  и объединений, работающих по различным  направлениям. Следует учитывать, что  количество организаций постоянно  меняется: образуются новые, некоторые  прекращают свою деятельность, происходит разделение или объединение уже существующих. В последнее время очень активно идет рост региональных структур молодежных объединений. И если республиканские организации имеют больше возможностей заявить о своей деятельности в СМИ, например, то в регионах молодые люди порой даже не догадываются, что рядом с ними в их провинциальном городе успешно работает несколько молодежных организаций и инициатив.

У молодежного  движения Беларуси сегодня есть два  варианта дальнейшего развития - элитарный  и массовый. При элитарном варианте проекты молодежных организаций будут доступны исключительно для узкого круга молодых людей преимущественно в Минске и областных центрах. Но возможен и другой путь - когда молодежные организации будут идти в регионы, области и даже районы, организовывать программы, рассчитанные на широкий круг молодых людей. Среди основных направлений деятельности молодежных организаций Беларуси можно выделить три наиболее развитых.

Наибольшее количество организаций (20,8%) называют основным направлением своей деятельности образование, просвещение, воспитание, 16,8% занимаются социальной защитой и реабилитацией молодежи, и 13,3% - это организации, занимающиеся спортом, туризмом и отдыхом. Все эти направления - области, приоритетные для молодежи, а потому вполне объяснимо, что большинство организаций избрали их в качестве основных. Данные исследования показывают, что, несмотря на ярко выраженную тенденцию увеличения числа молодежных организаций, молодежь не только не стремится войти в их ряды, но и, зачастую, не знает об их существовании. В анкете респондентам был предложен вопрос: "Какие молодежные общественные организации Вы знаете?"

Информация о работе Государственная молодежная политика