Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:04, доклад
Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи.
ВВЕДЕНИЕ.
Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
И именно молодежь
в сложившийся социально-
На сегодняшний
день в Республике существует большое
количество министерств и ведомств,
которые в той или иной степени принимают
решения о судьбе молодого поколения.
Однако, не все они осуществляют свою деятельность
в соответствии с единой стратегией. Отсутствие
общей координации и единого центра позволяет
нам рассмотреть реализацию молодежной
политики в республике через анализ деятельности
всех государственных органов, которые,
так или иначе, участвуют в судьбе молодого
поколения.
1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.
Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.
Исходя из выше
сказанного, можно сказать, что главная
задача молодежной политики - создание
социально-экономических
Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”.
Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика.
Во-первых, это
очень широкая
Статья 1 - с изменениями,
внесенными Законом от 9 июля 1997 г. N 56-З
Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан
Республики Беларусь
в возрасте до 25 лет, осуществляемых
государством для социального становления,
развития молодежи и наиболее полной реализации
ее потенциала в интересах всего общества.
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).
Цель определяет
две взаимосвязанные задачи: создание
объективных условий для
Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.
Можно утверждать,
что государственная молодежная
политика - это интегрирование отдельных
программ и проектов, касающихся молодежи,
в единое целое при усилении регулирующей
роли современного государства.
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.
Анализ зарубежного
опыта позволяет сделать
Молодежная политика
в развитых странах превратилась
сегодня в самостоятельное
Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Происходит переход
от всеобъемлющих, единых, централизованных
общегосударственных (национальных) программ
для всей молодежи к локальным, целевым,
гибким проектам. При реализации, которых
акцент делается на усилиях местных (районных)
органов власти как более приближенных
к конкретным потребителям и учитывающих
демографические, социальные, экономические
и политические особенности и конкретной
территории, где формируется и реализуется
молодежная политика.
3.СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ
Белорусское общество, находящееся на пути трансформации, ведет поиск идей, институтов, социальных организаций, которые обеспечивали бы формирование целостности и стабильности общественных отношений.
Если в начале пути основной груз проблем как в разработке стратегии формирования в Беларуси гражданского общества, так и практического реформирования в сферах экономики, политики и культуры брали на себя представители старшего и среднего поколений, то в XXI веке он ложится на плечи молодой когорты. Именно тем, кому сегодня 16-25, придется решать самые трудные задачи.
В условиях, когда
основные потребности человека не могут
быть удовлетворены, практика общественных
отношений вырабатывает различные
пути преодоления данного
--институциональную
или организационно-
--регулятивную
или нормативную (это
--коммуникативную или информационную (это молодежные средства массовой информации, молодежные издания и т.д.).
Центром социологических и политических исследований Белгосуниверситета было проведено исследование
"Специфика
становления и развития
Всего в Беларуси ныне существует около 160 молодежных организаций и объединений, работающих по различным направлениям. Следует учитывать, что количество организаций постоянно меняется: образуются новые, некоторые прекращают свою деятельность, происходит разделение или объединение уже существующих. В последнее время очень активно идет рост региональных структур молодежных объединений. И если республиканские организации имеют больше возможностей заявить о своей деятельности в СМИ, например, то в регионах молодые люди порой даже не догадываются, что рядом с ними в их провинциальном городе успешно работает несколько молодежных организаций и инициатив.
У молодежного движения Беларуси сегодня есть два варианта дальнейшего развития - элитарный и массовый. При элитарном варианте проекты молодежных организаций будут доступны исключительно для узкого круга молодых людей преимущественно в Минске и областных центрах. Но возможен и другой путь - когда молодежные организации будут идти в регионы, области и даже районы, организовывать программы, рассчитанные на широкий круг молодых людей. Среди основных направлений деятельности молодежных организаций Беларуси можно выделить три наиболее развитых.
Наибольшее количество организаций (20,8%) называют основным направлением своей деятельности образование, просвещение, воспитание, 16,8% занимаются социальной защитой и реабилитацией молодежи, и 13,3% - это организации, занимающиеся спортом, туризмом и отдыхом. Все эти направления - области, приоритетные для молодежи, а потому вполне объяснимо, что большинство организаций избрали их в качестве основных. Данные исследования показывают, что, несмотря на ярко выраженную тенденцию увеличения числа молодежных организаций, молодежь не только не стремится войти в их ряды, но и, зачастую, не знает об их существовании. В анкете респондентам был предложен вопрос: "Какие молодежные общественные организации Вы знаете?"