Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:25, реферат
Она реализуется как совокупность приоритетных проектных направлений, ориентированных на молодежь, которые включают и решают задачи, поставленные в национальном проекте «Образование». Стратегия систематизирует усилия, которые предпринимаются органами исполнительной власти при реализации приоритетных национальных проектов в отношении молодежи. Стратегия нацелена на ожидаемые и востребованные в обществе изменения. С одной стороны, это ожидание значительного улучшения положения населения и молодежи, как наиболее мобильной его части.
Стратегия государственной молодежной политики
в Российской Федерации (проект)
Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Государственная молодежная политика – является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.
Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет
Стратегия Государственной молодежной политики (далее – Стратегия) призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия разработана на период до 2016 года. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Кроме того, Стратегия нацелена на изменения, которые произойдут в жизни российского общества и государства.
Она реализуется как совокупность приоритетных проектных направлений, ориентированных на молодежь, которые включают и решают задачи, поставленные в национальном проекте «Образование». Стратегия систематизирует усилия, которые предпринимаются органами исполнительной власти при реализации приоритетных национальных проектов в отношении молодежи. Стратегия нацелена на ожидаемые и востребованные в обществе изменения. С одной стороны, это ожидание значительного улучшения положения населения и молодежи, как наиболее мобильной его части. С другой стороны, это переход к самоорганизации общества, как к процессу ответственного участия граждан и государства в решении важнейших проблем каждого человека и общества в целом.
Национальная молодежная политика России в XXI веке призвана закрепить ценности воспитания, развития и поведения молодежи в нормах и общественных традициях.
В силу ряда причин
традиционная система
В то же время, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10 - 25-летним жителям страны повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата1 возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%2. Только 2,7% процента молодых людей более или менее постоянно принимают участие в деятельности общественных организаций3. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу4 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
Продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу5 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между «объективно пожилой» по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
Начиная с 90-х годов прошлого века, до трех миллионов увеличилось число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака6, что привело к реальному росту внебрачных детей, увеличению количества неполных семей. Эти тенденции сохранились и сегодня7.
Одним из наиболее острых вопросов, который встает перед молодежью и обществом это вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные со старением жилого фонда, неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Российской Федерации. Даже после принятия нового жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же время, в рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению молодежи, было выделено целевых субсидий из федерального бюджета не более чем для 6 000 и за счет региональных бюджетов для 59 000 молодых семей. Такие результаты не могут оказать существенного влияния ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации в стране.
Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15–24 года (6,4%)8. Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.
За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек9. 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.
Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14 – 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 – 49 лет – 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза10.
В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте – 80%11.
Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.12
Это прямые издержки и просчеты социальной политики, оплачиваемые всем российским обществом. Их цена запредельна и с ней невозможно смириться.
Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а так же обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия, выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.
Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.
Учитывая масштаб задач,
стоящих перед страной и
Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.
В качестве принципиального условия развития эффективной молодежной политики Стратегия рассматривает задействование и мобилизацию личностных и социальных ресурсов молодых людей, представляющих различные группы современного российского общества:
молодых людей, отличающихся повышенными требованиями к стандарту жизни и обеспечения, проявлению своих гражданских и лидерских качеств, стремящихся к достижению высокого уровня положения в обществе;
молодых людей, готовых к трудовой и социальной деятельности, необходимых для обеспечения стандартного уровня потребления, достижения некоей условно принятой в обществе нормы благосостояния и положения;
молодых людей, пребывающих в трудной жизненной ситуации, материальное и социальное положение которых нуждается в значительном улучшении.
Степень дифференциации в положении молодежи в российском обществе оценивается специалистами, как высокая. В то же время, мировой опыт показывает, что успешность политики в отношении молодежи и эффективность преодоления объективных разрывов в ее развитии связана с тем, насколько точно политика соответствует проблемам, потребностям и интересам молодых людей. Адресная политика в отношении молодежи как группы и в отношении каждого молодого человека в частности, реально вовлекает молодежь в процессы саморазвития и обустройства окружающей жизни.
Только в результате реализации такой взаимосвязанной политики формируются внутренние механизмы интеграции и перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и молодежи. Эффективному государству они позволяют сократить объем и стоимость социальных издержек за счет привлечения молодых граждан к решению собственных проблем и участию в решении задач национального развития.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами и обеспечить:
Информация о работе Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации