Государственная служба в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:40, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – показать роль государственной службы, в управлении таким сложным механизмом как государство, через государственные органы, обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана, выявить слабые и сильные стороны принятых законов.
Задачи –проанализировать проблемы функционирования государственной службы, раскрыть проблемы поступления, прохождения и прекращения государственной службы.

Оглавление

Введение 2
Глава 1.Правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации 3
1.1 История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации 3
1.2.Понятие, система и принципы государственной службы 7
1.3. Классификация государственных служащих 11
Глава 2.Условия прохождения государственной службы 14
2.1 Поступление на государственную службу и способы замещения должностей 14
2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих 18
2.3.Прохождение, прекращение и гарантии государственной службы 21
Глава 3. Поощрения, награждения, ответственность государственных служащих 28
3.1.Виды поощрений государственных служащих 28
3.2. Виды ответственности государственных служащих 29
Заключение. 33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

госслужба.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение 2
Глава 1.Правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации 3
1.1 История  развития законодательства о  государственной службе Российской  Федерации 3
1.2.Понятие,  система и принципы государственной  службы 7
1.3. Классификация государственных  служащих 11
Глава 2.Условия прохождения государственной  службы 14
2.1 Поступление  на государственную службу и  способы замещения должностей 14
2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации  государственных служащих 18
2.3.Прохождение,  прекращение и гарантии  государственной  службы 21
Глава 3. Поощрения, награждения, ответственность  государственных служащих 28
3.1.Виды  поощрений государственных служащих 28
3.2. Виды ответственности государственных служащих 29
Заключение. 33
Список  использованной литературы 35
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Государственная служба имеет различные аспекты: правовой, политический, социальный, психологический  и др. Ее значение определяется тем, что среди вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос  о кадрах, в первую очередь руководителей. В целом государственная служба  - сложный комплексный  правовой институт, регулируемый рядом отраслей права: конституционного, административного, трудового, финансового и др.

В представленной работе раскрывается понятие государственной службы в Российской Федерации статус государственного служащего, его права, обязанности, гарантии, компетенция.

Цель данной работы – показать роль государственной  службы, в управлении таким сложным  механизмом как государство, через государственные органы, обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана, выявить слабые и сильные стороны принятых законов.

Задачи –проанализировать  проблемы функционирования  государственной  службы,  раскрыть  проблемы  поступления, прохождения и прекращения государственной службы.

Объект исследования –  институт  прохождения  государственной  службы, предметом  исследования   являются   государственно-служебные    отношения, возникающие в процессе прохождения государственной службы.

ГЛАВА 1.ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 История  развития законодательства о  государственной службе Российской  Федерации

 

Россия, став в декабре 1991г. правопреемницей Советского Союза, унаследовала и то, что было накоплено в области кадровой работы. К правовым преобразованиям по вопросам  государственной службы, как в центре, так и на местах она тогда еще была не готова. На первых порах приходилось руководствоваться  ранее действовавшим законодательством СССР. Практика нового нормотворчества по вопросам государственной службы, как и всего российского законодательства, складывалось постепенно. Реформа  государственной службы вызывалось потребностями, происходившими в стране преобразованиями. Россия встала на путь перехода к новой общественной системе, что предполагало изменения во всех сферах общественной жизни, а главное- коренную перестройку отношений собственности и системы власти. Поэтому и реформа государственной службы проходила и проходит как часть комплексного  преобразования законодательства  и государственного аппарата, ориентированных на защиту прав и свобод граждан в новом демократическом государстве.

Царская Россия имела детально разработанное законодательство о государственной службе. Его основу заложил Петр I, введя в 1722г. Табель о рангах – единую систему должностей и чинов. Этот документ, просуществовавший до ноября 1917г., имел глубокий смысл, способствуя упрочнению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он четко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством. Во многом именно эта идея петровской Табели о рангах была использована при разработке в постсоветской  период проекта общероссийского закона о     государственной службе  и последующих связанных с ним  нормативно правовых актов. 

Одним из первых актов советской власти был декрет от 10 (23) ноября 1917г. «Об уничтожении  сословий и гражданских чинов». Его  издание объяснялось рядом причин, но, прежде всего идеей слома старого государственного аппарата  и упразднения всякого чиновничества, полного объединения законодательных и управленческих функций  в руках представительных учреждений. Система должностей и чинов была заменена партийно – государственной номенклатурой,  просуществовавший весь советский период  до начала перестройки в 1987г. В СССР выработкой кадровой политики занималась коммунистическая партия. Ее решение служили основой правового регулирования государственной службы.

В СССР не было закона о государственной службе, и о ее правовой  регламентации  говорилось очень мало. Порядок комплектования должностей государственных служащих был определен  в конституциях, законах о советах министров  и о местных советах народных депутатов, в правительственных постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. В них были определены так же конкретные органы и должностные лица, правомочные решать  вопросы комплектования должностей государственных служащих. Например, применялись временные  правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 12 декабря  1992г.; указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях управления: Единая номенклатура должностей, утвержденная Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г; Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932г. В основу организации работы с кадрами в СССР  были положены принцип партийности и принцип номенклатуры должностей. Последний означал, что все должности государственных служащих делились по признаку старшинства на ряд групп  (номенклатур), комплектование каждой из которых получалось определенному органу  или должностному лицу. Цель этого деления состояла в том,  чтобы весь объем работы по комплектованию должностей государственных служащих распределить между конкретными органами (должностными лицами) с учетом важности должностей, так как в номенклатуре  должностей отражался уровень квалификации и профиль подготовки специалиста, который должен занимать должность согласно  штатному расписанию.         

Существовал также перечень должностей (номенклатура), кандидатуры на которые утверждались партийными органами различного уровня. Право назначения руководителей хозяйственных, правоохранительных, военных, профсоюзных и иных ведомств и организаций  было распределено между иерархическими структурами КПСС: номенклатура Политбюро, номенклатура Секретариата ЦК, номенклатура отделов ЦК, номенклатура обкомов (крайкомов), номенклатура райкомов. Подбор кадров осуществлялся через орготделы соответствующих комитетов КПСС.

В 1987г. начался  и в декабре 1991г.  закончился демонтаж партийно-государственной машины СССР.  Но была разрушена лишь  ее часть  –партийная надстройка, а советский аппарат остался почти в том же виде, в котором пребывал десятилетия.

После распада  СССР в России стала складываться многопартийность и  кадровая политика еще не получила до сих пор четкого  и официального  выражения. Однако принцип номенклатуры, как одна из основ организации государственной службы, при принятии  Конституции 1993г. был сохранен. Так, ст.83 установила компетенцию Президента по назначению на должность  и освобождению от должности правомочных представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Реформа российской государственной службы неразрывно связана с осуществлением экономических, социальных, и политических преобразований. Это подтверждает и мировой опыт. Первое, что сделали после войны, например Австрия, Италия, ФРГ. Франция Финляндия, - провели реформу своих государственных служб. Рамочный закон о других странах Европы в 1964г., и в течение 2-3 лет они были конкретизированы  законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы и др. Только проведя реформу государственной службы, эти страны приступили  к экономическим реформам.

Цель реформирования государственной службы  на первых порах (примерно до 2000 г.) состояла в  том, чтобы создать государственный  аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный.  Для этого и требовалось установить и соответствующий  административно правовой статус государственных служащих.

Принципиально важная роль в правовом регулировании государственной службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г. Именно ею определены государственные должности РФ, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В Конституции определена также компетенция  Президента, Совета Федераций и Государственной Думой по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих.

31 июля 1995г.  впервые был принят Федеральный  закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель Закона – создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Согласно Закону об основах государственной службы  РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назначения.

 «А» - должности, устанавливаемые конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

 «Б» - должности, устанавливаемые законодательством  для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

   «В» -   должности, учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. 

Закон был  базовым (до его отмены 27 июля 2004г.) для  законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций. В период с 1995 по 2003г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять  практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и, прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающий современным требований по свой профессиональной подготовке, деловым и личностными качествами. Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих. Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов принят не был. Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995г. «О государственных должностях РФ», от 3 сентября 1997г.  «Об утверждении перечней государственных должностей  федеральной  государственной  службы», от 9 апреля 1997г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изм. и доп.).

Указом Президента от 16 июля 2004г. «О мерах по совершенствованию  государственного управления» утвержден  состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием  государственной  службы, образована при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями дальнейшего  реформирования государственной службы является кардинальное  повышение  ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной  систем государственной  службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ. Для достижения этих целей  в федеральной программе «Реформирование государственной  службы РФ(2003-2005 г.), утвержденной Указом Президента от 19 ноября 2002г., предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых, и методических  основ  государственной  службы.

Информация о работе Государственная служба в Российской Федерации