Сущность современного понимания государственной молодежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:14, реферат

Краткое описание

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное понимание государственной молодежной политики 5
1.1 Молодежь как основа существования государственной молодежной политики 5
1.2 Сущность современного понимания государственной молодежной политики 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 36.56 Кб (Скачать)

 
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Современное понимание государственной молодежной политики 5

1.1 Молодежь как основа существования государственной молодежной политики 5

1.2 Сущность современного понимания государственной молодежной политики 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Страна, в которой не заботятся о детях  и молодежи, не имеет будущего. И  если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

     В кризисных условиях больше всего  подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система  ценностей подвижна, мировоззрение  не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

     Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает  молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности  и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности  образа жизни, формирование жизненных  планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы  эффективно построить работу [4; С.279].

     Молодежь - это социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, адаптации к  миру взрослых и будущие изменения.

     Молодежь  имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий  жизни. Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные  органы и их должностные лица, молодежные предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает  с себя обязательство всемерной  опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие  способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных учреждений.[5; С.329].

     Таким образом, государственная молодежная политика – это вопрос стратегического  развития общества и его стабильного  будущего. Отсюда и особая актуальность данной проблемы, поскольку очевидно, что успешное реформирование общественного  устройства возможно лишь при активном участии молодежи. Ориентиром в этой деятельности является содействие решению  проблем молодого человека в различных  сферах, в создании условий для  его всестороннего развития, адаптации  молодежи в рыночных условиях, поддержки  и использования инновационного потенциала молодого поколения.

     Необходимо  помнить, что не только объект социализации, но и субъект активного исторического  действия. Молодежные проблемы - это  не только и не столько проблемы самой молодежи, это общенациональные, общегосударственные задачи. Через их решение общества, народы и страны выходят на качественно новый уровень цивилизационного развития.

     Таким образом, молодежь – это социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, положение которой  определено социально-экономическим  состоянием общества. Границы молодежного  возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния культуры, условий жизни людей. В современном  российском законодательстве к категории  «молодежь» относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет [9; С. 65-67].

     Степень изученности проблемы молодежи рассматривалась  в работах: Холостова Е.И., Сенкевич З.В., А.И.Сорвина, Константиновский Д.Л., Бестужев-Лада И.В., Бреева Е.Б., Кон И.С., Чуприков В.И., они отмечают, что работы с молодежью имеет большое  значение, т.к. решение проблем молодежи является залогом нашего будущего.

     В связи с выше изложенным, была выбрана  тема «Развитие государственной  молодежной политики в России ».

     Цель: выявить специфику и содержание Государственной молодежной политики.

     Задачи:

  1. Изучить цели, задачи и механизмы
  2. Рассмотреть молодежь, как основу существования ГМП
  3. Выявить основные направления совершенствования ГМП.

     Объект: Государственная молодежная политика как элемент государственной  политики в целом.

     Предмет: развитие государственной молодежной политики в России

 

  1 Современное понимание государственной молодежной политики

1.1 Молодежь как основа существования  государственной молодежной политики

 

     Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое  молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому  первая глава посвящена анализу  индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и  закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным  организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие  на личность.

     Одно  из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь-поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодёжи могут  колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее  более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь- это социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические  особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного  строя, культуры и свойственных данному  обществу закономерностей социализации” [7; С. 115-117].

     Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе [15; С. 23].

     Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его  планирование- это характерная черта  молодого возраста; он не был бы таким  притягательным, если бы человек заранее  знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. Также  этот возраст характеризуется как  период формирования устойчивой системы  ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса  личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

     Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали  критерии её социальной зрелости. Они  определяются не только вступлением  в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими  и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и  не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым  человеком системы социальных ролей  взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и  серьёзным в одной сфера и  чувствовать себя как подросток  в другой.

     Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций  и стихийных групп. Эта множественность  институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной  системы, каждый из них выполняет  свои специфические функции в  развитии личности [15; С. 22-25].

     В заключении можно сказать, что молодость - это пора, когда каждый должен сам  определить свою судьбу, найти единственно  верный, ведущий к успеху жизненный  путь, который позволит максимально  реализовать свои способности и  дарования. Это период, сопряжённый  с мучительно трудным процессом  самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы  своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в  это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление  об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни [15; С. 36- 37].

 

1.2 Сущность современного понимания  государственной молодежной политики

государственная молодежная политика

     Исходя  из того, что молодежь – самая  динамичная, энергичная и критически мыслящая часть нашего общества. Молодое  поколение обладает огромным социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребовано обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляется модернизация – процесс, соединивший стихийную  и сознательную трансформацию экономики  и других сфер бытия на основе проводимых властными элитами реформ.

     В России особенно ярко определились противоречия между потребностями и стремлениями молодежи и реальными возможностями, которые ей предоставляет государство, общество в целом. Как и какие  тенденции будут развиваться  в молодежной среде, во многом зависит  от общества, от старшего поколения  и государства. Отсутствие условий  для разрешения названных противоречий приводит к росту социальной напряженности, порождает инфантилизм, иждивенчество, социальную и гражданскую безответственность или же уход части молодежи в религиозные  секты, криминальные группировки и  другие маргинальные объединения. Поэтому  предоставление молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем  – реальное требование развития общества.[19]

     ГМП является составной частью государственной  политики в области социально-экономического, культурного и национального  развития Российской Федерации и  представляет собой целостную систему  мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий  для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

     За  последние 10 лет удалось сформировать элементы законодательной базы для  осуществления ГМП, что нашло  отражение в утверждении в 1993 г. Верховным Советом РФ «Основных  направлений ГМП в РФ», в принятии в 1995 г. федерального закона «О государственной  поддержке молодежных и детских  объединений в РФ». С 1996 г. действует  указ Президента РФ «О мерах государственной  поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому  воспитанию молодежи», постановление  Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ». В ряде случаев молодежные аспекты  косвенно представлены в тех федеральных  законах, в которых установлены  правовые нормы, непосредственно затрагивающие  интересы и права молодых граждан. Принятие ФЗ «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определило нормативную базу поддержки и помощи молодым гражданам в возрасте 23 лет. Положения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» пересекаются с формирующимися подходами в области ГМП. В силу принятой в международном праве нормы относительно возраста ребенка в законе устанавливаемые основные гарантии прав отнесены к лицам до достижения ими возраста 18 лет. Важнейшим событием 1999 года стало принятие Федерального закона «Об основах ГМП в РФ». Он был принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г., в декабре на закон наложено вето Президента РФ, которое не было преодолено в июне 2000 г. новым составом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Принятием данного закона предполагалось достроить систему нормальных правовых актов, образующих законодательство о ГМП в России. В содержании правовых норм отражались подходы, сформированные в период разработки законопроекта СССР (1991 г.) и последующих концептуальных и нормативных положений в сфере ГМЙ. В то же время новый закон в большей мере должен был отражать радикально изменившиеся за прошедшее десятилетие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации ГМП в стране.

Информация о работе Сущность современного понимания государственной молодежной политики