Сущность государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), осуществляет свою власть.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие, признаки и содержание государственной власти
3. Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия
4. Современные тенденции развития государственной власти на примере России
5. Государственная власть и порядок
6. Заключение, литература

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.80 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение

    2. Понятие, признаки и содержание  государственной власти

    3. Органы РФ, осуществляющие исполнение  государственной власти, их сущность  и властные полномочия

    4. Современные тенденции развития  государственной власти на примере  России

    5. Государственная власть и порядок

    6. Заключение, литература 
 

1. Введение

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных  органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), осуществляет свою власть.

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для  осуществления его деятельности, органы государства характеризуются  следующими основными чертами.

Каждый  государственный орган наделен  государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи всем органам  государства, которые поэтому и  названы Конституцией Российской Федерации  органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных  государственных органов могут  иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они  выполняют.

Государственно-властные полномочия находят выражение в  компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения  и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями  и уставами субъектов Российской Федерации, законами Российской Федерации  и ее субъектов, указами Президента Российской Федерации, постановлениями  Правительства Российской Федерации и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

Надо  сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают  не только органы государства, но и  органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят  государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.

Каждый  государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, в Конституции Российской Федерации  указывается (ст. 81), что порядок выборов  Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов  депутатов Государственной Думы также устанавливаются федеральными законами (ст. 96) и т д.

Каждый  государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, Президент Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80), является гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правительство Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 110) осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и т. д.

Каждый  государственный орган действует  в установленном государством порядке. Так, например, согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 114) порядок  деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным  конституционным законом. Федеральным  конституционным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 128) устанавливается и порядок  деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.

Каждый  государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.

Вышеизложенное  дает основание сделать вывод  о том, что государственный орган  является гражданином или коллективом  граждан, наделенными государственно-властными  полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и  функций и действующими в установленном  государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей  совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти ее субъектов.

Единство  системы государственных органов  Российской Федерации обусловлено  тем, что она основывается на государственной  целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной  власти.

Единство  системы государственных органов  Российской Федерации проявляется  в разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Оно проявляется  также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости  одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны  или подотчетны другим. Между всеми  органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство  системы государственных органов  Российской Федерации усиливается  еще и тем, что отдельные ее составные части сами образуют единые системы органов. Так, согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов  нескольких видов. Конституция Российской Федерации (ст. 10) предусматривает наличие  органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов  органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных  органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным  признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

2. Понятие,  признаки и содержание государственной  власти

Термин  «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять  своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются  между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и  т. п.

Власть  политической элиты имеет институализированный характер, т. е. осуществляется посредством  органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность  общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и  исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения остаются, за исключением  случаев уничтожения государства  в результате его захвата или  гражданской войны. Государство  вследствие своей институализированности обладает относительной стабильностью.

Отличительными  признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или  публичность, т. е. распространение  прерогатив на всю территорию, на все  население, ее универсальность, т. е. способность  решать любые вопросы, затрагивающие  общие интересы и общеобязательность ее указаний.

Устойчивость  государственной власти, ее способность  принимать решения и проводить  их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:

а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка  населением,

в) ее международное  признание.

Существует  множество средств обеспечения  легитимности власти, среди которых  многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

Право как система обязательных правил поведения является мощным средством  управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство  осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право  позволяет власти делать свои решения  общеобязательными для населения  всей страны с тем, чтобы направить  поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это  никогда не выполняется в полной мере. В той мере, в какой большинство  населения конкретного государства  соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

Правоохранительные  органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвленная  и образует свою подсистему, в которую  входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней  разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются предусмотренные  правовой системой санкции. Характер и  объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то сопротивление ей, как правило, велико, поэтому шире используется принуждение. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо  применения санкций за нарушение  правовых норм (взыскание таможенной пошлины, налога, отмена незаконного  акта и т. п.), правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация  сделки в нотариате, примирение спорящих сторон, предупреждение правонарушений и др.).

Армия. Одна из главных целей правящей элиты  заключается в гарантировании территориальной  целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между  смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Современное  вооружение делает возможным захват территории не только смежных государств. Вот поэтому вооруженные силы до сих пор остаются необходимым  атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальной  целостности они применяются. Армия  также может использоваться и  в критических внутренних конфликтах, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение же армии из внутриполитической жизни страны сделает необходимым  многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу еще  дороже.

Назначение  и признаки государственной власти вытекают из социального назначения государства. Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. В чем же состоит его социальное назначение? Во-первых, государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то, что интересы людей порой разнятся, все хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Общие интересы и должно выявить государство, приложив максимум сил для реализации их своими гражданами. Иными словами, задачей государства является сохранение существующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т.п.). Однако общество не однородно. В нем, как правило, выделяется обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее интересы. Организация жизни общества строитсяяна основе интересов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их количество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в Древнем мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя строительство дорог, культовых учреждений, отправление религиозных культов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятельность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась: организация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. Сегодня в развитых странах государство в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые, т. е. государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества. Во-вторых, государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посредническая деятельность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в «предательстве».

Информация о работе Сущность государственной власти