Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 08:14, курсовая работа
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), осуществляет свою власть.
1. Введение
2. Понятие, признаки и содержание государственной власти
3. Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия
4. Современные тенденции развития государственной власти на примере России
5. Государственная власть и порядок
6. Заключение, литература
Чтобы двинуть рассуждения дальше этой точки, необходимо дать ответ на вопрос, что представляют из себя обозначенные выше силы. Одна из них есть власть. Ее субъективным воплощением сегодня является Б.Н. Ельцин. Другая - это движение. Оно многолико и состоит в основном из людей, (само)называемых "реформаторами" или "демократами".
Массовым
сознанием отношения между
Реальное политическое значение Ельцина значительно шире и весомее, чем это вытекает из его официального статуса как Президента России. Он - не просто глава государства, сегодня управляющий страной. Для массового сознания - это символ власти вообще, власти, существующей вне конкретного времени.
Ельцин есть воплощение преемственности власти и в глазах значимой части населения - носитель ее легитимности. Несмотря на то, что сам Ельцин характеризует себя как "властеборца", воспринимается он русскими по преимуществу как продолжатель многовековой властной традиции.
"Демократическое движение" (в его политическом, разумеется, выражении) вообще не имеет никакого отношения к обществу. Оно возникло, отделившись в переломный момент истории от тотальной власти. Это продукт старой власти, ставший под давлением обстоятельств самостоятельным субъектом политики. Движение родилось из власти, существовало некоторое время независимо от нее и, наконец, возвращается обратно "во власть".
Истинный смысл взаимоотношений между Ельциным и Движением - это отношение конкуренции двух властей: власти как традиции и власти как потенции. Обе они должны определенным образом соотноситься с обществом, которое находится как бы за скобками. Это отношение во многом определяят природу этих двух типов власти.
Кем и чем бы ни был Ельцин раньше, сегодня он - воплощение легитимности в глазах массы. Для массы он вышел из прошлого, из истории и принес с собой все атрибуты власти. Он есть олицетворение Власти безотносительно к тому, хороша эта власть или плоха. Он - символ не конкретной власти, а Власти как таковой, как властного могущества вообще.
Власть
есть ценность сама по себе, в том
числе и как антипод
Ценность власти переносится массовым сознанием на фигуру Президента. В превращенной форме традиционное отношение россиян к власти вылилось в положительное восприятие ими Ельцина. Тезис о том, что поддержка Бориса Николаевича связана с одобрением проводимой им политики, - ложен. Ельцин поддерживается массами независимо от того, какую политику он проводит, а часто и вопреки ней. Эта поддержка оказывается, скорее, на подсознательном, чем на сознательном уровне.
Переключение Ельциным авторитетно-властных ориентаций населения на себя можно считать одним из самых исключительных его достижений.
Именно
восприятие Ельцина значительным числом
граждан как носителя легитимности
власти, опирающееся на огромную силу
исторической инерции, является реальным
фундаментом политического
По всей
очевидности, А.И. Лебедь, заявивший
на пресс-конференции, что порядок
в России держится на "ослином
терпении" русского народа, демонстрирует
непонимание природы и
Явление, называемое сегодня в России реформаторством, имеет сложную природу. По своему происхождению - это отражение власти в сознании общества.
Старая традиционная власть в стадии стагнации, теряя устойчивость, создала вокруг себя псевдообщество (поскольку оно по существу является "обществом политическим") из элементов, отколовшихся от власти, вышедших из ее недр. Под влиянием усиливающихся по мере распада старой системы политических "полей".
Движение
родилось под давлением обстоятельств,
вынуждающих власть к переменам.
Поэтому очень скоро оно
Чем слабее старая власть, тем больше она должна опираться в своих действиях на внешнюю силу. Такой внешней силой и выступает "виртуальное общество", олицетворяемое Движением. В то же время по отношению к реальному обществу Движение выступает как власть, индуцирующая ему свою волю, то есть делающая то, что действительная ослабевшая власть сделать уже не может.
Некоторые
утверждают, что Конституция Российской
Федерации установила своего рода "президентское
всевластие", а потому отступила
от требований доктрины разделения властей.
Отсюда делается вывод о необходимости
внесения поправок в Конституцию
для устранения дисбаланса властей
и предупреждения возможности узурпации
власти Президентом, либо, по меньшей
мере, необходимо толкование Конституционного
Суда положений Конституции, которое
бы ограничило прерогативы Президента,
прежде всего обеспечив его
Аргументы критиков конституционной доктрины президентской власти сводятся к трем положениям:
а) совокупность
конституционных положений о
статусе и полномочиях
б) для
жизни государства весьма опасны
имеющиеся пробелы
в) конституционные предписания о недопустимости присвоения власти в Российской Федерации, а также о том, что "захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону", не могут быть применены к Президенту. Он обладает столь значительной единоличной властью, что не может нуждаться в захвате власти и дополнительных полномочиях.
Приведенные доводы представляют собой далеко не весь спектр критических высказываний. О серьезности их свидетельствует то, что они перешли из сферы научных дискуссий на уровень официальных запросов Государственной Думы в Конституционный Суд.
В этой связи заслуживает внимания депутатский запрос по поводу неясности в вопросе о том, к какой ветви власти относится институт Президента Российской Федерации. По мнению депутатов, Президент прямо не отнесен ни к одной ветви государственной власти, что порождает неопределенность в вопросе о его правовом статусе. Государственная Дума просила Конституционный Суд дать толкование ст. 80 Конституции, определяющей основы правового статуса Президента Российской Федерации по следующим четырем позициям:
-что
следует понимать под термином
"гарант Конституции
-что
означает и какими статьями
Конституции регулируется
-вправе
ли Президент вмешиваться в
сферу компетенции органов
Представляют интерес в связи с этим решения Конституционного Суда, принятые в последние два года. Так, по делу о проверке конституционности в ряде постановлений он дал два принципиальных толкования сферы и пределов полномочий Президента, реализуемых в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок Конституцией не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции, их общие рамки определяются, как считает Конституционный Суд, принципом разделения властей (ст. 10 Конституции) и положением ст. 90 о том, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Другой
важный вывод связан с пробелами,
противоречиями и устаревшими положениями
в действующем
Обратим внимание и на другой спорный момент в понимании принципа разделения властей. Сам по себе факт невключения Президента ни в одну из трех ветвей власти (ст. 10) не означает неопределенности в вопросе о правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения власти в "чистом" виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую - президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал как бы над ветвями власти и получил возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.
Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на наш взгляд, Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.
Из главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции не вытекает исключительности института Президента в системе государственной власти. Содержание этой главы и последующих положений Конституции определяет статус Президента в тесной связке с системой разделения властей. В ст. II Конституции Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов (ст. II) вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в ст. 10, провозглашающей разделение властей, ни в ст. II, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключччччччччччемы разделения властей, на что обращено внимание в решении Конституционного Суда от 31 июля 1995 г.
При определении
места государственных органов (в
том числе института
Вместе с тем задачи Президента как гаранта Конституции неизмеримо ответственнее любого органа. Президент обязан принимать все дозволенные законом меры по защите конституционного строя, реальному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.