Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 08:14, курсовая работа
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), осуществляет свою власть.
1. Введение
2. Понятие, признаки и содержание государственной власти
3. Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия
4. Современные тенденции развития государственной власти на примере России
5. Государственная власть и порядок
6. Заключение, литература
Конечно,
Президент не единственный страж
и хранитель Конституции, но его
роль более весома. В случае выявления
нарушений, а также при недостаточности
принимаемых мер по реализации конституционных
положений он обязан обратить на них
внимание государственного органа, независимо
от его места в системе власти,
и потребовать
Единство системы государственной власти в России (ст. 5) обеспечивается различными правовыми, политическими и экономическими средствами. Одна из общих функций Президента и Правительства заключается в обеспечении осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ст. 78). Эта и последующие статьи и положения Конституции, определяя компетенцию различных федеральных органов, не противоречат содержанию основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в главе 1. Нельзя согласиться с выводом, что есть значительное число функций (и полномочий) Президента, на которые трудно распространяется система сдержек и противовесов.
Обычно при рассмотрении полномочий Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти, по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства упускается из виду конституционная самостоятельность всех органов государственной власти (ст. 10) и то, что их деятельность осуществляется прежде всего через закрепленные законом полномочия, реализация которых в большинстве случаев требует взаимодействия (как по "горизонтали", так и по "вертикали").
Функции Президента, как отмечалось, не выходят за рамки требований закона. Все его полномочия должны осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Иного не дано, ведь при противоречиях между указными и законодательными нормами бесспорное верховенство имеют Конституция и федеральные законы. Поэтому усилия Президента по координации, объединению действий законодательной, исполнительной и судебной структур власти нельзя рассматривать как прямое директивное руководство или ограничение их самостоятельности. Сказанное не умаляет роли и деятельности Президента, реализуемых не столько через конкретные полномочия, сколько благодаря значимости положения главы государства. Его авторитетность корреспондируется, в частности, с правом на использование Президентом согласительных процедур для разрешения возникающих между государственными органами разногласий (ст. 85).
Руководящее положение Президента проявляется наиболее активно в отношении федеральной исполнительной власти, структура которой им определяется. Однако нельзя упускать из виду, что единая исполнительная вертикаль в Российской Федерации возглавляется федеральным Правительством (ст. 110). Сошлемся и на ст. 1 Закона "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" от 22 декабря 1992 г., где указано, что этот федеральный орган возглавлял систему органов государственного управления и обеспечивал их согласованную деяяяяяяяяяяяяяяяяствующие взаимоотношения Президента и Правительства были заложены до принятия Конституции 1993 года, когда Президент де-юре и де-факто был главой исполнительной власти. Многие конституционные прерогативы Президента были закреплены в законах Российской Федерации того периода. Теперь их надо привести в соответствие с Конституцией, определив, в частности, полномочия Президента по непосредственному государственному управлению в очерченных Конституцией направлениях. Сложность решения этой проблемы заключается в том, что значительная часть работы самого Президента касается тех сфер внутренней и внешней политики, в которых в рамках конституционных полномочий активно действует Правительство. Решения этих органов не всегда соответствуют логике "первичности" и "производности". Нередко указы Президента и постановления Правительства решают примерно одинаковый круг вопросов в области экономики и социального развития и трудно найти принципиальные различия между ними.
Перенос стереотипов советского периода на понимание "силы власти" отражается подчас на оценке основных направлений внутренней и внешней политики, определяемых Президентом. Прежде основные направления оформлялись в виде партийной директивы, а лишь затем приобретали форму общесоюзного закона, обязательного к исполнению всеми органами и должностными лицами. Ныне эта сфера деятельности принадлежит государству. Президент обязан действовать в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами (ст. 80). Политические решения в цивилизованном правовом государстве - это сфера одновременно и Президента, и Правительства, и парламента.
5.
Государственная власть и
Подавляющее
большинство россиян
Единственный образец, знакомый большинству россиян по собственному опыту, - это советский порядок. Отвечая на вопрос о том, что обеспечивало порядок в стране при советской власти (можно было выбрать любое число ответов), наши сограждане называют прежде всего страх людей перед властью (30% ответов), законы, лишавшие граждан права свободной экономической и политической деятельности (18%), репрессии (17%), запрет на любое инакомыслие и обязательность единой для всех государственной идеологии (17%), подчиненность судебных органов высшему руководству страны (10%). При этом распределение ответов на следующий вопрос - что из перечисленного стоило бы взять на вооружение нынешней власти, - показывает негативное отношение опрошенных к данным особенностям советского опыта. Страх перед властью хотели бы перенести в сегодняшний день около 4% опрошенных, столько же - антилиберальное законодательство, репрессии - 1 %, запрет на инакомыслие - 2%, подчиненность судов высшему руководству страны - 5%.
Подобная
же картина воспроизводится и
при ответах на вопрос: Кто из
руководителей государства (от Ленина
до Ельцина), на Ваш взгляд, обеспечивал
или обеспечивает такой порядок
в стране, который бы устроил Вас
сегодня больше всего? Даже среди
тех, кого устраивал порядок во времена
Сталина, не так уж много готовых
отказаться от свобод, которыми располагают
они сегодня. Лишь 15-20% из них не дорожат
свободой средств массовой информации,
выборов органов
Оценка советского опыта существенно меняется, когда от разговора о методах, практиковавшихся властью, мы переходим к обсуждению особенностей советского народа, способствовавших поддержанию порядка. Для 38 % опрошенных - это вера большинства людей в общее для всех светлое будущее, примирявшая с бедами и трудностями настоящего, а для 34% - сознательное отношение многих людей к своей работе как к общенародному делу. Почти такое же число респондентов (33 % ) считали бы полезным перенести подобное отношение к труду в сегодняшнюю жизнь. 79 Правда, веру в светлое будущее хотели бы привить нынешнему поколению только - 20 %, что может свидетельствовать о происходящей в российском обществе переоценке ценностей - люди начинают дорожить настоящим и отказываются жертвовать им даже во имя самого лучезарного будущего.
Если бы особенности советского сознания, по сей день сохранившие привлекательность для многих наших сограждан, воспринимались в том же самом значении, которое им придавал коммунистический режим, то и веру в будущее, и сознательное отношение к труду желали бы перенести в сегодняшнюю жизнь в первую очередь сторонники компартии. Однако ничего подобного мы не обнаружили. Сторонники Ельцина, Г.Явлинского и Зюганова почти ничем не отличаются в этом отношении друг от друга. Люди, больше других склонные идеализировать советский опыт в целом, в своем восприятии особенностей мироощущения советского человека почти ничем не отличаются от всех остальных. Конечно, одни и те же слова о светлом будущем и сознательном отношении к своей работе могут восприниматься неодинаково. Для кого-то они остаются специфическими советскими идеологемами, а для кого-то их смысл трансформировался, приближаясь к общечеловеческому. Но это такие оттенки, которые не создают разномыслия, мешающего понимать друг друга и находить общий язык.
Складывается
впечатление, что поляризация политических
ориентаций постепенно перестает довлеть
над сознанием российских граждан.
И очень важно, что точкой консолидации
обещает стать самая "горячая"
точка общественного бытия. Сама
идея порядка очищается в
Если мысль о реставрации советского режима ради наведения порядка большинство россиян отвергает, то следует ли из этого, что для них привлекательны принципы, позволяющие обеспечивать порядок в странах Запада? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как правило, граждане
России воспринимают жизнь на Западе чисто умозрительно, как своеобразную проекцию (со знаком "плюс" или "минус") собственного прежнего и нынешнего опыта. Три четверти опрошенных связывают тамошний порядок прежде всего с деятельностью властей, считая их особой заслугой государственные гарантии социальной защиты. При этом особенности правосознания и психологии самих граждан (привычка добровольно соблюдать законы, рассчитывать не столько на помощь государства, сколько на собственные силы) осознаются слабее. В них усматривает основу западного порядка лишь треть опрошенных.
Вновь
мы видим, что расхождения во мнениях
практически никак не связаны
с политическими
Последовательное неприятие Запада, заставляющее отвергать даже бесспорно положительное в его опыте, сегодня занимает в спектре мнений наших респондентов гораздо более скромное место. Лишь 5 % опрошенных полагают, что в странах Запада порядок отсутствует. (Среди них доля сторонников Ельцина в 2,5 раза меньше, чем по населению в целом - соответственно 5% и 12%, доля сторонников Зюганова в два с лишним раза больше- соответственно 41% и 19%, приверженцы же Явлинского не представлены вовсе.) Настораживает, однако, относительно высокая доля тех, кто затруднился дать ответ на вопрос, что именно позволяет поддерживать порядок в странах Запада (16%). Выходит, в общей сложности около 20% россиян либо не приемлют правовой демократический порядок, либо не испытывают особого желания познакомиться с ним поближе. Такие настроения части россиян могут быть использованы при попытке антизападнической политической реставрации. И численное превосходство тех, кто симпатизирует западному общественному устройству (в первую очередь в том, что связано с гарантиями прав и законностью), не отражает истинного соотношения позиций. Преждевременно говорить о том, что все эти люди уже сегодня готовы принять порядок, который несет с собой демократический режим западного типа. Одно дело - умозрительно представлять себе порядок в целом как некий идеал, совсем другое - отдавать отчет, какие обязательства накладывает на человека его поддержание.
Это, к слову сказать, понимают и многие наши респонденты, в первую очередь представители группы "сторонников гражданской ответственности". В их ответах сквозит убеждение в том, что в нынешних условиях избыток свободы вреден для нового рыночного порядка. Свобода СМИ, забастовок, митингов и других акций протеста, которая на Западе считается нормой жизни, в сегодняшней России, по мнению этих людей, оборачивается злоупотреблениями, препятствующими становлению порядка.
Из-за слабости, неукорененности в России традиции правового регулирования общественной жизни идеалы плохо сопрягаются с реальностью и жизненным опытом. Отсюда, видимо, и такой парадокс: среди тех двух третей опрошенных, которые приветствовали бы перенос на отечественную почву западной правовой практики полностью или частично, около половины не испытывают отвращения к порядку, насаждавшемуся советскими вождями. Вновь мы убеждаемся в том, что постсоветский человек абстрагирует упорядоченность жизни от порождающего ее политического режима. И даже больше, чем по отношению к советским (тоталитарным) и западным (демократическим) основам порядка, проявляется этот дефект зрения в весьма своеобразном восприятии авторитарного режима, с которым некоторые политики и идеологи связывают сейчас все надежды на преодоление разлагающего страну беспорядка.