Сущность государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), осуществляет свою власть.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие, признаки и содержание государственной власти
3. Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия
4. Современные тенденции развития государственной власти на примере России
5. Государственная власть и порядок
6. Заключение, литература

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.80 Кб (Скачать)

Постепенно  развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей  становится собственниками и слой экономически и политически господствующей социальной группы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государственную власть, расширяется. Речч уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство. Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например, банкирами и предпринимателяяи. Здесь чаще применяются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяснение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, поскольку в этой ситуации главное - восстановить единство правящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную  власть возлагается и обязанность  урегулирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются умелая организация  обороны государства и осуществление  дипломатических отношений. Если элита  увлекается обеспеччнием военной победы любой ценой, то ею может быть потеряна власть в своем государстве (Николай II). Но и уступки другим государствам также могут стать причиной потери ее престижа и обвинений в «предательстве национальных интересов».

Кроме того, повседневно имеют место  конфликты между отдельными гражданами, организацияяи, государственными органами. Обязанность их разрешать возлагается в основном на судебные органы.

В-третьих, государство применяет легализованное насилие. Оно может выражаться в  наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает  способом, средством легитимизации принуждения. Однако легитимизация насилия прямо зависит и от легитимности власти, т. е. признании ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, то презюмируется, что оно одновременно доверяет ей применять и меры принуждения. Легализованное насилие осуществляется, таким образом, от имени всего общества и к тем лицам, которые нарушают правила поведения, установленные в законодательстве. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, проведением репрезентативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных опросов. Для политической элиты принципиально важно установить, насколько государственное принуждение соответствует интересам общества, причем не только его большинства, но и целям охраны меньшинства. Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не исключены профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством  воздействия на население со стороны  правящей элиты. С помощью насилия  власть может быть завоевана. Но оно  все же не является всесильным. Так, государственный деятель Франции  Телейран отмечал, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким острым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень осторожно.

. Органы  РФ, осуществляющие исполнение государственной  власти, их сущность и властные  полномочия

Органы  законодательной власти - это Федеральное  Собрание Российской Федерации: народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные  собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные  органы власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов. Основная особенность  этих органов состоит в том, что  они избираются непосредственно  народом и никаким другим путем  формироваться не могут. В своей  совокупности они составляют систему  представительных органов государственной  власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают  ей общеобязательный характер. Они  принимают решения, воплощаемые  в соответствующих актах, принимают  меры к исполнению своих решений  и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обяяательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы  законодательной власти делятся  на федеральные и региональные (субъектов  федерации). Федеральным законодательным  и представительным органом Российской Федерации является Федеральное  Собрание Российской Федерации. Это  общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий  в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы  исполнительной власти - это прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов  исполнительной власти характерно, что  они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительно власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации  образуется Президентом Российской Федерации, который назначает с  согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению  Председателя Правительства - заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в  результате всеобщих, равных, прямых выборов  при тайном голосовании, назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Органы  исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и  распорядительный характер. Они непосредственно  исполняют акты представительных органов  государственной власти, указов Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов  Российской Федерации, федеральных  законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных  указов Президента и нормативных  актов руководителей глав администрации  субъектов Российской Федерации, постановлений  и распоряжений вышестояящих органов исполнительной власти.

Органы  исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов  федерации. Федеральные - это Правительство  Российской Федерации, федеральные  министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов  федерации - президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру  полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями  исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами  исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство  Российской Федерации и правительства  субъектов федерации, ко вторым - министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы  исполнительной власти специальной  компетенции по характеру своей  компетенции могут быть также  подразделены на органы отраслевые, руководящие  определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое  управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом - государственные  комитеты.

Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные - это Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы  судебной власти - Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, другие федеральные  суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы  правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление  судебной власти посредством Конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации.

Высшим  судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126) Верховный Суд Российской Федерации.

В Конституции  Российской Федерации (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие  суды в субъектах Российской Федерации.

Особую  группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее  названных видов органов государственной  власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 129) составляет единую централизованную систему с  подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации.

Основной  видовой особенностью органов прокуратуры  является осуществление ими надзора  за исполнением законов в сфере  государственного управления, экономической  деятельности и охраны прав и свобод граждан; за исполнением законов  органами дознания и предварительного следствия: за соответствием закону судебных актов; за исполнением законов  в местах содержания задержанных  и предварительного заключения, при  исполнении наказаний и иных мер  принудительного характера, назначаемых  судом; за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Особую  функцию прокуратуры образует участие  прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также  функцию расследования преступлений, является формой защиты прав личности потерпевшего от преступного посягательства. Она участвует в правотворческой  деятельности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 129) Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Прокуроры  субъектов федерации назначаются

Генеральным прокурором по согласованию с субъектами федерации. Иные прокуроры назначаются  Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации  определяются федеральным законом.

4. Современные  тенденции развития государственной  власти на примере России

Нетрудно  заметить, что именно сегодня в  отношениях между демократической  элитой, представленной людьми, называемыми  в России реформаторами, и властью, олицетворяемой Б.Н. Ельциным, произошел  коренной поворот.

Если  раньше вся многообразная история  взаимоотношений двух этих сил сводилась  в основном к тому, что Ельцин использовал реформаторов для укрепления своего политического положения, то теперь все делается с точностью  до "наоборот". Сейчас реформаторы  используют Бориса Николаевича для  усиления своих позиций.

Описанное качественное изменение определяет сегодня политическое лицо нашего времени. Менее всего оно связано с  изменением состояния здоровья Президента, о чем слишком много писалось и говорилось в последнее время. Создавшееся положение есть итог длительной политической эволюции обеих  сил.

Информация о работе Сущность государственной власти