Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:45, контрольная работа
Экономическая конкуренция – это важнейший институт современной рыночной экономики. Необходимость ее развития требует выработки и проведения в жизнь осмысленной государственной конкурентной политики. Помимо этого, необходимо ясное и систематизированное законодательство в сфере стимулирования и охраны конкуренции. Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой.
1. Введение
2. Функции конкуренции
3. Критерии конкуренции
4. Заключение
Московский государственный университет путей сообщения
(Поволжский филиал МИИТ)
Предмет: Микроэкономика
Контрольная работа №1,№2,№3
Выполнил: студентка 2 курса
Шифр:1130-п/ЭКб-0639
Осовская Н. И.
Проверил: Землянухина Н. С.
Контрольная работа №1
Вариант 29. Необходимость государственной конкурентной политики.
Содержание:
Введение
Экономическая конкуренция – это важнейший институт современной рыночной экономики. Необходимость ее развития требует выработки и проведения в жизнь осмысленной государственной конкурентной политики. Помимо этого, необходимо ясное и систематизированное законодательство в сфере стимулирования и охраны конкуренции. Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества.
Функции конкуренции
С точки зрения интересов общества, конкуренция является весьма ценным институтом и механизмом регулирования социальных отношений, ведь она выполняет целый ряд социально и экономически значимых функций.
1. Регулирующая функция
— позволяет направлять
2. Мотивационная функция
— позволяет стимулировать
3. Распределительная функция. В результате выпуска лучшей на данном рынке по соотношению качества и цены продукции предприниматель получает прибыль и усиливает свои позиции на рынке. Тем самым доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использующих свои ресурсы с максимальной эффективностью.
4. Контрольная функция
— позволяет экономической
5. Охранительная функция. Конкуренция выполняет также специфическую функцию обеспечения безопасности предпринимателей. Наличие на том или ином рынке значительного числа конкурентов не позволяет одному из них физически уничтожить остальных своих оппонентов, делая эту задачу бессмысленной. Напротив, в условиях монополизма криминализация рынка повышается, и часто борьба за сферы влияния ведется вооруженным путем.
Перечисленные функции делают
конкуренцию важнейшим
Критерии конкуренции
Для того чтобы развивать и стимулировать конкуренцию, необходимо четко представлять себе, каким критериям (требованиям) она должна соответствовать. Важнейшие из них были сформулированы в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. № 1912) и сводятся к следующему.
Во-первых, конкуренция предполагает действие на рынке имущественно и организационно независимых поставщиков товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть:
-независимыми производителями этого товара;
-продавцами товара независимых производителей;
-независимыми продавцами товара одного производителя при условии отсутствия вертикального соглашения между поставщиками и производителями, ограничивающего свободу в установлении цен и объемов поставок.
Количество поставщиков на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера потребления и уровня спроса. Поэтому задача создания конкурентной среды для каждого товара требует своего особого механизма реализации, что необходимо учесть в государственной конкурентной политике.
Для обеспечения эффективной конкуренции на рассматриваемом рынке экономические размеры хозяйствующих субъектов должны быть сопоставимы. Указанные размеры субъектов конкуренции зависят от:
-затрат производства;
-уровня спроса;
-географических и товарных границ рынка и измеряются годовым оборотом капитала, объемами производства или поставок.
Во-вторых, в условиях конкуренции необходимо существование имущественно и организационно независимых покупателей товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса.
В-третьих, конкуренция предполагает, что поставщики и потребители действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений). Противоправные сговоры необходимо пресекать на основе эффективного антимонопольного законодательства с учетом особенностей как материально-правовых, так и процессуальных (процедурных) норм.
И, наконец, в-четвертых, в условиях действительной конкуренции отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам. Для входа на рынок не должно быть барьеров в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений. Современная государственная конкурентная политика должна способствовать сокращению таких барьеров.
Заключение
С целью претворения в жизнь политики развития конкуренции необходимо не только усиление собственно конкурентной политики и системы антимонопольных органов, но и активизация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа на рынки новых субъектов и устранения структурного доминирования. Прежде всего, речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, устранении административных барьеров (в том числе в сфере лицензирования), облегчении доступа к объектам недвижимости и другим ограниченным ресурсам, а также о совершенствовании системы налогообложения и налогового администрирования. В существенном и скорейшем улучшении нуждается судебная система для обеспечения эффективной защиты прав частной собственности и помощи в разрешении хозяйственных и административных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Контрольная работа №2
Исследование розничных цен на примере продуктового рынка. Безалкогольные напитки.
Для рынка потребительских товаров как системы товарноденежных отношений характерны: вопервых, экономическая обособленность производителей; вовторых, преимущество прямых связей между производителями, их экономичность; втретьих, реальная возможность выбора партнеров и добровольный характер выбора; вчетвертых, конкуренция и связанный с ней предпринимательский риск в принятии решений, непредсказуемость, стихийность хозяйственных отношений. В современной литературе рынок потребительских товаров рассматривается как «некий экономический механизм, основанный на триединстве товарного предложения, покупательского спроса и цены. Каждый из этих элементов развивается во взаимозависимости и взаимосвязи с другими».
Рынок безалкогольных напитков
В целом Россия повторяет развитие
зрелых рынков, где потребители всерьез
озабочены вопросами сохранения
молодости и здоровья и где
наблюдаются высокие темпы
Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм. На протяжении последних нескольких лет российский рынок безалкогольных напитков демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Такой успех связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественных безалкогольных напитков как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках.
Сегодня рынок безалкогольных напитков является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков России. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме. Рост "здоровых" сегментов значительно превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции является рост спроса на безалкогольные напитки. Спрос имеет огромное значение в развитии рынка. Спрос дает информацию производителям о том, что нужно производить, в каком количестве, какого качества, и по какой цене. Качество, цена и узнаваемость продукта определяют спрос.
Значение напитков в питании человека невозможно переоценить. Это связано прежде всего с пищевой и биологической ценностью данных продуктов. Все без исключения возрастные группы населения потребляют безалкогольные напитки. Они служат источниками углеводов, органических кислот, минеральных веществ, других биологически активных компонентов. С потребительской точки зрения большое значение имеют способность напитка утолять жажду и его органолептические свойства.
По результатам российского
опроса потребителей, каким безалкогольным
напиткам они отдают предпочтения,
более чем две трети
В целом же структура рынка безалкогольных напитков (см. рисунок 2) такова: на сладкую газировку приходится 43% в натуральном выражении. Абсолютными лидерами в сегменте сладких газировок остаются Coca-cola.
Рисунок 1. Предпочтения безалкогольных напитков российских граждан
Рисунок 2. Структура рынка безалкогольных напитков
Compani ( торговые марки Сосасоla, Sprit, Fanta) и PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda). В России самыми активными потребителями безалкогольных газированных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет (24%). В последние несколько лет темпы роста её продаж отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Это обусловлено в значительной степени тем, что потребители стали ориентироваться на более здоровые напитки. Другая причина сокращения популярности газированной воды заключается в расширении ассортимента других безалкогольных напитков, предлагающихся потребителю: холодный чай, квас, сокосодержащие напитки. И хотя эти рынки недостаточно широко распространены в России, их развитие также обостряет конкуренцию на безалкогольном рынке.
Cоки и нектары занимают четверть рынка безалкогольных напитков (25%). Большинство потребителей отдают предпочтение 100%ным сокам, как наиболее полезным и натуральным, содержащим наименьшее количество консервантов. Наибольшие доли продаж принадлежат брендам «Фруктовый сад» (Лебедянский), «Добрый» (Мултон), J7 ( ВиммБилльДанн Продукты Питания), «Моя семья» (Нидан Соки). За последние годы потребление соков в России постоянно росло. Население крупных городов и мегаполисов потребляет соки примерно в 1,5 раза больше, чем жители РФ в среднем, а именно, около 2830 литров в год. Это объясняется большей концентрацией в городах реальных и потенциальных потребителей этой продукции. Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, потребление соков в России по прежнему остается низким и это только внушает дополнительный оптимизм относительно развития данного рынка.
Наиболее успешно развивающийся сегмент рынка безалкогольных напитков – квас. Его можно выделить в отдельную категорию, которая занимает 3% в структуре безалкогольных напитков, так как за последние годы, исконно русский напиток показывает положительную динамику продаж.
Соответственно, если судить о качестве продукта: натуральные напитки (соки и минеральная вода) покупаются активнее, нежели газировка. И при увеличении доходов населения спрос на них не упадет, а только увеличится.
Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Информация о работе Необходимость государственной конкурентной политики