Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:35, контрольная работа
Политика регулирования доходов населения - это система деятельности, субъектами которой являются организация и учреждения, как государства, так и гражданского общества. В общих чертах можно сказать, что под политикой доходов следует понимать систему взаимодействия между социальными субъектами, по поводу распределения вновь созданной стоимости с целью удовлетворения долговременных и текущих потребностей индивидов, социальных групп, классов и т. д.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственная политика доходов…………………………………………..5
2. Регулирование доходов………………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………….9
Список использованной литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государственная политика доходов…………………………………………..5
2. Регулирование
доходов………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Политика регулирования доходов населения - это система деятельности, субъектами которой являются организация и учреждения, как государства, так и гражданского общества. В общих чертах можно сказать, что под политикой доходов следует понимать систему взаимодействия между социальными субъектами, по поводу распределения вновь созданной стоимости с целью удовлетворения долговременных и текущих потребностей индивидов, социальных групп, классов и т. д.
Политика доходов — это система регулирования соотношения частей валового внутреннего продукта (ВВП), направленных на потребление и накопление. Это также установление соотношения между отдельными видами доходов граждан. Таким образом, политика доходов — это то, что лежит в основе поступательного развития общества и способствует повышению жизненного уровня как народа в целом, так и каждого отдельно взятого гражданина общества. Политика доходов должна исходить из общей социально-экономической стратегии государства. Политика доходов предопределяется рядом объективных и субъективных предпосылок. Рост доходов возможен только за счет повышения производительности социально-экономической эффективности труда. Рост доходов предполагает насыщение потребительского рынка доступными большинству населения товарами и услугами. Рост доходов ведет к расширению потребительского спроса населения, а это, в свою очередь, стимулирует процесс выхода экономики на динамический путь развития.
Государственное регулирование доходов и расходов населения должно происходить не ситуативно, а систематически. Государство должно оперативно реагировать на изменение структуры и динамики доходов различных групп населения. Необходимо, чтобы политика доходов была направлена на преодоление, прежде всего таких тенденций, как снижение уровня жизни народа.
Социальная политика в области доходов населения должна быть подчинена решению следующих задач: обеспечению социально и экономически обоснованного уровня доходов населения, при этом необходимо обеспечить опережающий по сравнению с другими видами доходов рост оплаты труда как главный источник благосостояния большинства трудящихся и стимул к эффективной трудовой деятельности; обеспечению в связи с ростом потребительских цен повышения минимальных доходов и различных форм индексации размеров выплат, что предполагает систематический пересмотр ставок и окладов работников в бюджетных отраслях, увязку их с ростом потребительских цен и динамикой заработной платы во внебюджетных сферах экономики; повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров в регулировании доходов по секторам экономики, отраслям, категориям работников, регионам страны; совершенствованию налоговой политики; развитие различных форм социального страхования; стимулированию использования доходов населения на приобретение государственных ценных бумаг; инвестированию и кредитованию социально значимых программ; компенсации учреждениями Сбербанка России обесцененных в процессе либерализации цен частных сбережений граждан.
Для реализации этих целей органами государственной
власти следует обеспечить четкое взаимодействие
законодательных и исполнительных структур
всех уровней. Стратегия и тактика регулирования
доходов и расходов предполагает учет
интересов всех групп населения. Конечно
же, важнейшим условием успеха такой политики
является наличие необходимых финансово-кредитных
ресурсов.
1. Государственная политика доходов
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Основными принципами проведения социальной
политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения
разных форм компенсации при повышении
цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной н обеспечение квалификации.
Государственная политика доходов заключается
в перераспределении их через госбюджет
путем дифференцированного налогообложения
различных групп получателей дохода и
социальных выплат. При этом значительная
доля национального дохода переходит
от слоев населения с высокими доходами
к слоям с низкими доходами в виде социальных
трансфертов. Ныне все развитые страны
мира создали системы социальной поддержки
малоимущих.
Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.
Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных
фондов (пенсионного, занятости, обязательного
медицинского и социального страхования),
используя систему социальных гарантий
и социальной защиты, государство проводит
широкомасштабное перераспределение
и регулирование доходов.
2.
Регулирование доходов
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.
В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.
Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом экономического развития, менталитета нации, тем не менее, Конвенция МОТ от 1951 года определяет следующие факторы, которые должны закладываться в основу минимальной заработной платы:
В современных развитых странах регулирование минимальной заработном платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.
Независимо от системы установления минимальной
заработной платы за ее пределами обычно
остаются люди, занятые на мелких предприятиях,
в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя
прислуга, ученики на производстве.
Современный механизм peгулирования оплаты
труда сводится к двум основным моментам
— определению минимальной заработной
платы и индексации ее в зависимости от
роста цен и эффективности производства.
Заключение
Принцип сбалансированности роста доходов и роста производства товаров и услуг является важным условием экономической и социально-политической стабильности общества. В противном случае сбалансированность между спросом и доходами будет достигаться посредством инфляции. Отечественная и мировая практика убедительно доказывает, что такой путь согласования общественных интересов в действительности ведет лишь к стагнации.
Стратегия политики доходов населения в условиях перехода к рыночной экономике должна исходить из общих интересов повышения уровня жизни народа. В тактическом отношении она должна быть нацелена на динамическое развитие производства и преодоление инфляционных тенденций. Сегодня принципиально важно обеспечить со стороны государства действенный контроль за теми видами доходов, которые выплачиваются за счет бюджета. Между тем хорошо известно, что установилась своего рода устойчивая тенденция разбазаривания бюджетных средств, в том числе путем неоправданно высоких окладов государственных служащих административного корпуса.
С точки зрения экономического содержания
реформ, важно обеспечить прямую связь
доходов с эффективностью производства.
Такая связь достигается, с одной стороны,
путем подчинения уровня заработной платы
уровню производительности труда, а с
другой она предполагает эффективное
использование доходов, прежде всего в
целях развития производства. Только таким
путем может быть преодолен экономический
спад и обеспечен экономический подъем.