Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"
Учет названных принципов дает возможность соц-пед-ой и психолого-пед-ой службе не только определить основные тенденции и закономерности в поведении подростков, групп в зависимости со сложившимися условиями, но выяснить их цели, интересы, мотивы, ценностные ориентации.
В изучении критерия полноценной соц-зации и воспитанности личн подростка и его показателей СППС может успешно использоваться м-д анкеты. Анкета, как м-д эмпир-ого познания, может быть применена в работе с классн руководителями, учителями-предметниками, самими же подростками.
В анкете целесообразно предусмотреть вопросы, кот бы давали возможность проверить качественное состояние каждого из показателей и критерия в целом. Возможность получения значительного объема эмпирич-ой информации в относительно кор промежуток времени делает анкету особенно удобной в диагностике соц среды. Применительно к классн руководителям анкета может иметь след содержание:
Полученные сведения обобщаются, уточняются, формируется банк данных подростков и семей.
Одна из ведущих задач, стоящих перед системой воспитания в соврем условиях, направлена на полноценную соц-зацию растущего чел в обществе. Сущность соц-зации заключается в формировании конкретно историч-ого типа личн, активного субъекта жизнедеят-сти, обладающего выраженной соц направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Успешность ее решения определ-ся продуманным научно-методи-ческим и системно-комплексным подходом к орг-зации учебно-воспитат-ого процесса в соврем общеобразовательн школе. Процесс соц-зации личн растущего чел, ее формирования, становления и развит происходит во взаимод-вии с окружающей, т.е. соц средой, кот оказывает на этот процесс влияние посредством самых разнообразных соц факторов.
Соц среда представл окружающий подростка соц мир, кот включает в себя обществен-ные, материальные и духовн условия его формирования, развит и становления. Соц среда рассматривается в единстве и противостоянии с развивающейся и действующей личн и соц группой. Соц среда выступает как соц-экономически и культурно-исторически заданная личн подростка объективная действит-сть, в кот он становится самим собой, но и познает ее, практически и духовно преобразует, опираясь на опыт предшествующего развит и свои представления о будущем. В этом преобразовании личн создает и развивает себя, реализует свои цели и идеалы.
Соц среда рассматривается в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле она выступает как макросреда, охватывающая экономическую, соц-ую, политическ и духовную систему отношений. В узком смысле соц среда (микросреда) – непосредственное соц окружение личн подростка (семья, неформальная группа сверстников, учебный коллектив, микрорайон).
Проявления соц среды хар-зуются:
–по виду общности (общественная формация, класс, группа);
–по виду группы (семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная);
–по формирующему возд-вию (детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая);
–по способу воздействия на форму сознания (правовая, нравственн, эстетическ, научн);
–по возрасту (сверстники, старшие, младшие, смешанные);
–по отношению к среде (позитивное, вызывающее подражание, безразличное, негативное, вызывающее протест);
–по социальной направленности (социальная, асоциальная);
–по степени контактов (непосредственная, опосредованная).
Диагностика соц среды направлена на создание специальной, сообразно с пед целями, системы условий организации направленности подростка по отношению к окружающ миру. Она должна быть ориентирована на пед организацию соц среды, окружающей подростка и выступающей объектом целенаправленного влияния государства, общества; учитывать проявления среды как субъекта воспитания, располагающего определенным воспит-ым потенциалом, м-дами и приемами их практической реализации.
Изучение соц среды позволяет определить систему работы по соц оздоровлению микросреды, воспитанию волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям, формированию навыков и привычек позитивного поведения, формированию, нравственного сознания, соответствующего нравственным (моральным) нормам и принципам, сложившимся в обществе.
Цель диагностики соц среды ориентирована прежде всего на изучение ситуации, сбор и анализ информации о семьях, подростках, не достигших совершеннолетия, находящихся в соц-но опасном положении и нуждающихся в соц-пед помощи и поддержке.
Важным условием в ее достижении явл-ся определение качеств, т.е. критериев на основании которых – производятся оценка обозначенной проблемы, состояния ее благополучия в целом. Критерии дополняют представления о цели, конкретизируют средства ее достижения. Они должны быть научно обоснованы, надежны, обеспечены проверяемостью. Критерии отражаются в показателях, причем настолько тесно, что между ними не проводится разгра-ничения, но оно необходимо, т.к. критерии выражают объективную направленность эффектив-ности, а показатели оценивают достигнутый уровень. Критерии отображают качественную определенность, своеобразие показателей, способствуют отбору их эмпирического выражения.
Приоритетным направлением в диагностике соц среды явл-ся комплексное изучение соц микроструктуры социума (микрорайона), в центре кот находится личн подростка. Общеизвестно, что микросоциум, его инфраструктура оказывают влияние на развит и формирование личн подростка.И в то же время СППС используют в своей деят-сти с подростками работу в рамках их жилищно-бытовой микросреды, насколько возможно оптимизируют ее воспит-ые возможности, вовлекают молодых жителей в формируемую и управляемую позитивную среду. Основные направления такой работы – создание условий, благоприятных для развит личн и самовоспита-ния, о обеспечения нормального психолог-ого климата для всех подростков, профилактика девиантного поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение соц помощи и зашиты детей. Диагностика соц среды предполаг взаимод-вие СППС с органами исполнительной власти, учреждениями образован, здравоохранения, соц защиты и труда, правоохранительными органами.
Ценность СПД среды состоит в том, что она позволяет составить соц-психолог-ую, криминальную, демографическую хар-стику микрорайона, определить особ-сти процесса воспи-тания, индивид-сти личн реб, ориентироваться в причинах его соц-ой и педаг-ой запущенности. Информационной основой диагностики явл-ся составление соц-пед-ого паспорта микрорайона.
Формирование личн с глубоко гуманистическим мировоззрением, самост-ым мышлением, высококультурным чувством собственного достоинства, духовно и физически зрелой – одна из приоритетных задач Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на соврем этапе развит средней общеобразовательн школы. Успешность ее выполнения опред-ся глубоким и всесторонним знанием закономерностей формирования и развит личн сообразно возрастным и индивид-ым психофизиолог-им особ-стям. Наряду с понятием "успешный подросток" существует и понятие "соц-педаг-ски запущенный подросток" – проблема, кот приобретает особую остроту и значимость не только в пед среде, но и среди общественности.
По рез-там статистики Министерства образования на 1.01.2008 года в РБ только число детей, находящихся в соц-опасном положении составляет 28682. Подростками в возрасте до 18 лет совершено более 2000 преступлений, причем каждое 3ье из них – в состоянии алкогольного опьянения. Не уменьшается количество повторных преступлений, совершаемых несовершенно-летними. Актуальной остается в средней общеобразовательн школе проблема соц-пед запущенности подростков.
Понятие "соц-пед запущенность" включает комплекс негативных качеств личн и поведения, противоречащих требованиям школы и общества, устойчивые отклонения от норм в нравствен-ном сознании и поведении детей и подростков, кот обусловлены отрицательным влиянием окружающ среды либо ошибками в воспитании. Рез-ты научн исследований (Баженов, Захаров, Раттер) дают возможность выделить несколько стадий соц-пед запущенности. 1ая из них предрасполагающая она возникает в рез-тате неправильного воспитания в семье порой из-за дефицита полезного общения, избытка или недостатка родительской заботы, ласки, конфликтов между родителями, отсутствия единства требований к реб, ситуаций, воспитывающих чувство сострадания, ошибок воспитателей и педагогов учреждений образован. Данная стадия совпадает с началом развит самосознания реб. При неблагоприятной ситуации развит личн реб в его самосознании происходит накопление количественных признаков и проявлений запущен-ности, кот в силу интеграции психики переходят в качественные образования – симптомо-комплексы. 2ая стадия явл-ся следствием первой. На этой стадии у подростка наблюдается слабая психолог-ая готовность к обучению, негативное отношение к нормам и правилам жизни в детском коллективе, учебной деят-сти. На 3ей стадии отрицательное отношение к нормам и правилам жизнедеят-сти в детском коллективе углубляется, проявляются факты асоциального поведения. Как результат, на заключительной стадии 4ой закрепляются антиобщественные тенден-ции поведения, проявл-ся в негативизме, недисциплинированности, фактах мелкого воровства, жестокости, хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. 3ья и 4ая стадии наиболее полно проявляются в подростковом возрасте. Соц-пед запущенность явл-ся одной из наиболее распространенных разновидностей отклонений в развит подростков, кот принято относить к категории трудных.
Одной из весомых причин соц-пед запущенности подростков явл-ся ошибки в семейном воспитании. Семейное воспитание хар-зуется опред-ыми сторонами взаимоотношений родите-лей и детей. Захаров выделяет 3 группы факторов, способствующих соц-пед запущенности.
1ая – реактивный характер взаимоотношений родителей к детям, как гиперопека матери, основанная на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, бесчисленных замечаниях и педантичном предопределении образа жизни подростка.
2ая группа факторов родительского отношения проявл-ся в неосознанной проекции личностных проблем родителей на детей. Родители приписывают либо обвиняют подростков в том, что присуще им самим, не видя своих собственных недостатков, однако видят их у реб. Отличительной чертой воспитания в таких семьях явл-ся разрыв между словом и делом. Родительская мораль носит абстрактный, отвлеченный хар-р, не подчеркивается живым, непосредственным примером. Родители двойственны, непоследовательны: говорят одно, делают другое. Порой они не могут и не способны установить ровных, доверительных и эмоционально-устойчивых отношений с детьми. Им не хватает душевности, чуткости, широты взглядов, теплоты. Следует отметить значение родительского слова в процессе воспитания детей. Словом держится союз и сила челов-ого рода. Слово – дар Божий, кот наделен только чел. Слово – проводник чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом родителя можно глубоко ранить и принести массу проблем растущей личн. Вместе с тем словом можно воодуше-вить, направить действия и поступки на хорошие и созидательные дела, произнесенное слово никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно запечатлевается в уме, сердце, устах, рождает чувства, пожелания, деяния, поступки. Для родителя очень важно в воспитании подростка владеть произносительными словами. Доброе, уместно произнесенное слово способно приносить обильные плоды.
Причинами неправильного воспитания, порождающего соц-педа запущенность, могут быть:
– непонимание индивид-ых особенностей индивидуально личностного развит реб;
– непринятие детей, кот выражается порой в нежелании иметь реб или преждевременность его появления, зачастую несоответствие пола реб родительским ожиданиям. Непринятие индивид-сти детей, своеобразия их индивид-сти, особ-стей хар-ра. По Захарову: непринятие реб – одна из наиболее значительных причин, порождающих возникновение нервно-психических расстройств у подростков. Наиболее часто оно проявл-ся у матерей с истеричными чертами личн, наличие эгоцентризма;
– несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, вызывающее нервно-психическое перенапряжение, упрямство;
– негибкость родителей в отношении к детям, которая выражается в недостаточном учете воспит-ой ситуации, несвоевременном отклике, фиксации проблем, заострении на них, трафаретности, запрограммированности требований, отсутствии альтернатив в решении проблем, предвзятости суждений, навязывании мнений;
– неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей;
– непоследовательность в обращении с детьми, кот проявл-ся в бесконечных обещаниях либо угрозах, недоведении начатого дела до конца, несоответствии между требованиями и контролем, переходы от одной крайности в другую, что в итоге порождает неустойчивость нервных процессов реб, возбуждение, переутомляемость;
Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"