Шпаргалка по дисциплине "Социальная работа "

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 24 экзаменационных вопроса по дисциплине "Социальная работа "
1. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы
2. Теоретические аспекты социальной работы в здравоохранении
3. Теория познания и её место в социальной работе
...
24. Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом

Файлы: 1 файл

ответы на экзамен.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


2

 

1.      Понятийно-категориальный аппарат социальной работы

 

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.

Понятия, категории социальных, гуманитарных наук — это ступеньки познания социальной действительности, социальных Процессов, основа знания социальных отношений.

Понятийно-категориальный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные, в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других (особенно близких) научных дисциплин. Это относится и к социальной работе. В то же время, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета.

Как в любой научной дисциплине, в социальной работе предпринимаются попытки классифицировать используемые понятия. Одну группу составляют термины и понятия, которые не являются специфическими категориями социальной работы как науки. Среди них можно выделить понятия, связанные преимущественно Неконкретными дисциплинами. Вторая группа понятий относится преимущественно к социальной работе и в то же время используется другими науками. Это понятия, которые определяют прежде всего объекты и основные направления социальной работы, социальные, службы и учреждения.

Усвоить понятийно-категориальный аппарат социальной работы нелегко, это требует больших усилий и кропотливой самостоятельной работы. Кроме того, необходимо изучать другие (особенно смежные) научные дисциплины, внимательно читать специальную литературу.

Значительную помощь в усвоении понятийного аппарата социальной работы могут оказать изданные в нашей стране и за рубежом справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.).

 

2. Теоретические аспекты социальной работы в здравоохранении

 

Специалист социальной работы, участвующий в оказании медико-социальной помощи населению в учреждениях здравоохранения, фактически осуществляет медико-социальную работу - профессиональную мультидисциплинарную деятельность медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико-социальной работы, является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционировании адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. При планировании и реализации технологий социальной работы в здравоохранении можно исходить из условного разделения медико-социальной работы на две функциональные направленности - профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально - зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально - бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

 

3.      Теория познания и её место в социальной работе

 

Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания

Формы познания

                   Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.

                   Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.

                   Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

 

 

 

 

4.      Теоретические подходы к формированию профессиональной компетентности специалиста социальной работы

 

Результаты исследований продуктивности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе доказывают, что к практическому работнику необходимо предъявлять как минимум, два типа требований:

1.                 Профессиональная грамотность. Данный критерий обусловлен тем, что профессия специалиста по социальной работе – мультидисциплинарна, она тесно связана с такими областями науки и практики как психология, педагогика, юриспруденция, социология и медицина. Данная профессия предполагает не только наличие знаний, но и  практических умений реализации технологий этих областей.

2.                 Социальная компетентность (умение  организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать эффективные решения).

Чтобы стать профессионалом, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений, которые помогут специалисту стать творческой личностью, способной помогать клиенту в попытках стать на путь конструктивных перемен в его жизни. В контактной социальной проблеме разрешаются, как правило, личностные, жизненные проблемы, которые имеют глубокий содержательный смысл. Профессиональное владение навыками  умениями поможет специалисту в оптимальном ключе справиться как с задачами первого порядка (помощью клиентам в решении сущностных проблем), так  с проблемами процессуального порядка. При условии прочного освоения базовых навыков и умений гарантировано успешное решение большинства проблем, встречающихся в практике социальной работы на индивидуально- личностном уровне. Стратегий решения проблем может быть великое множество (проф. К. Урпонен, Финляндия) при условии творческого подхода к реализации алгоритма решения проблемной ситуации. Кроме самих проблем, сложным часто являются и их носители, так называемые «трудные» клиенты, общение с которыми  требует особого напряжения. Кроме того, достаточно важно учитывать, что работа с клиентом предполагает навыки панорамного видения жизни, наличие позитивных временных перспектив.

 

5. Понятие «Социальная работа» и его сущность

 

Изучение показало, что социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни.

Социальная работа как наука имеет свой предмет, объект, а также категориальный аппарат. С точки зрения профессиональной деятельности социальная работа имеет несколько аспектов, которые предопределяют кем должны выполнятся действия, какого они должны быть характера и на кого направлены.

В ходе работы выявлено, что основными ключевыми категориями социальной работы являются: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Социальная защита – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни. Социальная поддержка – обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг. Социальное обеспечение следует трактовать как социальную помощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Установлено, что объект социальной работы – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие, который испытывает трудности, возникающие в жизни. Важнейшие объекты социальной работы – это человек, т.е. личность, и семья – первичная ячейка общества.

Предметом же социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. А также, предметом социальной работы, как деятельности, является социальная ситуация. Было установлено, что социальная ситуация это конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

 

6.      Социальная работа как общественный феномен и вид социальной деятельности

 

Социальная работа есть специфическое общественное явление, которое может быть охарактеризовано следующим образом:

1.                 Вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

2.                 Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированное и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

3.                 Учебная дисциплина многоуровневого характера; она преподается в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы.

Социальная работа как профессиональная деятельность обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.). Одна из основных отличительных черт — сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных другим видам помогающих профессий, и в этой связи акта принятия решений в процессе действия, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений.
Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества.

 

7.      Теоретические основы профессиональной поддержки клиентов в контексте изменяющихся жизненных стратегий

 

Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного  питания, приюта, крова, оказания  медицинской,  юридической  психологической  помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

      Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком  объеме  оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной  экономике. Так как всем желающим получить помощь и  нуждающимся  в  ней  просто  помочь невозможно,  то  ряд  экономистов  и  социологов  советуют   такой   рецепт: «Помогать только тем кто не  может  помочь  себе  сам».  Конечно,  не  легко выявить, кто  способен  и  кто  не  способен  помочь  себе  сам,  но  рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее  остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен  (инфляции)  и безработицы. Для того, чтобы рост цен на  товары  и  услуги  не  приводил  к катастрофическому  снижению  потребления  и  жизненного   уровня,   частично применяется индексация доходов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социальная работа "