Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Файлы: 1 файл

OTVET__gos_mezhdistsip_ekzamen.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

1. Адаптационные процессы в СР  и методика их регулирования. Понятие «адаптация»  означает присп-ние. Ее важной задачей является проблема выживания через приспособление индивида к процессам природы и социальной среды. С.А. представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Под С.А. понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Важной задачей социального работника является необходимость найти оптимальные механизмы и способы адаптации человека с индивидуально-личностными сторонами и потребностями, нуждами и нормами социального обустройства.

Выделяют 5 видов социальной адаптации:

    • управленческая (организационная) адаптация. Управление может осуществляться как со стороны, так и самим человеком - самоуправление;
    • экономическая адаптация - это процесс усвоения социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Адаптация к реальной действительности (размер социальных пособий, уровень зарплат, пенсий);
    • педагогическая адаптация - приспособление к системе   образования, обучения и воспитания, которая формирует систему ценностных ориентиров индивида.
    • психологическая адаптация - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.
    • профессиональная адаптация - приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда, и особенностям специальности.

Процесс адаптации  необходимо рассматривать на трех уровнях:

1.общество –  адаптация к особенностям соц-экон, полит-го, духовного, и культурного  развития общества;

2.социальная  группа – адаптация друг к  другу

3.индивидуальная (внутриличностная) адаптация - стремление  к гармонии, сбалансированность  внутренних позиций.

Адаптация требует  от индивида определенных способностей, но хорошо организованная профессиональная работа со стороны социального работника  по адаптации делает ее процесс более  эффективным. Таким образом, роль социального  работника очень велика в процессе адаптации, т.к. он производит создание благоприятных условий для ее большей эффективности.

Адаптационные процессы проявляются в 3 формах, харак-тся  различным соотношением стихийных  и сознательных приспособительных  механизмов:

1.стихийное протекание  проявляется в неудов-ти человека усл-ми его самореализации. Следствием чего является отказ человека от общественно-полезной деят-ти и перемещение в сферу досуга.

2.равное соотношение  стихийных и сознательных элементов  проявляется в конструировании  идеальных моделей воображаемой дея-ти без реального их воплощения.

3. преобладание  сознательных элементов выражается  в формировании жиз-ых планов  личности, целенаправленности жизнедеят-ти.

Т.к. адаптация  представляет собой протекающий  во времени процесс, то можно говорить о 4х стадиях социальной адаптации:

  1. адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
  2. терпимость - и социальная среда и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
  3. приспособление, «аккомодация» - связана со взаимными уступками;

4.полная адаптация  - индивид отказывается от прежних  образцов и ценностей и полностью  принимает новые..

 

2. Взаимосвязь социальной экологии  и социальной работы. Термин «экология» в 1866г. впервые употребил немецкий биолог Э.Геккель, образовав его от греч. слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией он понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была частью естественной истории.

На Земле было несколько экологических катастроф. Первая случилась, когда прокариоты – безъядерные организмы, населявшие планету, - погибли вследствие выделяемого  ими кислорода. Взамен появились  ядерные растения, животные, человек. В наст время экол-ая катастрофа вновь близка, хотя и непредсказуема. Уничтожаются реки, моря, леса вследствие чрез-ой производ-ой деят-ти чел. Безнравственная по отношению к природе деят-ть чел. привела его на грань гибели. Воспитание нравственности по отношению к природе стало первостепенной задачей. Экол-ое воспитание – это формирование доброты по отношению ко всем субъектам природы. Мы по – прежнему мало образованы в области экологии. Но люди уже все острее начинают чувствовать и осознавать экол-ую опасность. Масштабное накопление экол-ой инф-ии, горький опыт Чернобыля, явные признаки физического и духовного вырождения народа способствовали, с одной стороны, развитию экологической науки, а с другой – ее дифференциации. Экологическая наука в последние 2 десятилетия стала активно ветвиться. Появились отраслевые области знания: инженерная экология, военная экология, экология человека и др. Предметом нашего внимания является соц-ая экол-ия, задачей которой является изучение следующих проблем:

  • психологические проблемы личности;
  • человек и военные конфликты;
  • экология языка;
  • экология нравственности;
  • экология культуры;
  • экология нации.

Все эти разделы  в той или иной мере концентрируют  наше внимание на сути взаимоотношений  в системах: «Человек - природа», «Человек-человек», «Человек-государство». Главная задача социальной экологии состоит не только в объективном анализе этих систем, но и в выработке прогнозов и «рецептов» оптимальных отношений внутри каждой системы. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для поддержания экол-го равновесия на территории страны, на снижение факторов экологического риска в неблагополучных в экологическом аспекте регионах, на оказание медицинской, соц-ой, псих-ой поддержки и помощи тому контингенту, который проживает в зонах «экологического бедствия». Соц.р.  и соц-ая помощь и сейчас, и в будущем неминуемо будет касаться экол-их проблем, т.к. экол-ая обстановка самым прямым образом влияет на здоровье и работоспособность населения. Чем не благоприятнее экологическая обстановка, тем выше % людей, имеющих врожденные нарушения психики и здоровья, тем больше инвалидов, лиц с умственной и физической неполноценностью, с психосоматическими и девиантными отклонениями, не способных к самостоятельному существованию и нуждаются в опеке и защите со стороны государства и социальных работников. 

3. Гендерное измерение политики  и участие женщин в политической  жизни страны.

Гендерный фактор в политике – это условный термин, характеризующий интеграцию гендерного подхода в социо-политическую сферу общества, направленного главным образом на достижение, сохранение, усиление и реализацию власти. Широкое толкование понятия гендерный фактор в политике охватывает всю совокупность государственных и общественных дел, а узкое – подразумевает наличие гендерного подхода как в политической организации общества, так и в практической деятельности политических субъектов по выработке и реализации политических курсов. Гендерный подход в политике – создание инструментов власти, обеспечивающих реализацию равных прав и возможностей М и Ж.

Факторы, обуславливающие  необходимость участия Ж в  политической жизни страны:

  1. в сфере политики разрабатываются и принимаются решения, затрагивающие коренные интересы всего населения, поэтому непосредственное участие М и Ж в управлении и законотворческой деятельности сделает политику более демокрт-ой и стабильной;
  2. Ж смотрят на мир иначе, чем М, что крайне важно для достижения гармонии отношений в обществе, имеют более высокий уровень образования, ответственно относятся к порученному делу, менее склонны к конфронтационному поведению. Для их стиля руководства характерны демокр-ие, в меньшей степени тоталитарные м-ды;
  3. имея разносторонний жизненный опыт, Ж изнутри знают проблемы, связанные с гендерной асимметрией (непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. ) в обществе, воспитанием детей, охраной материнства и младенчества и т.д. Т.е. они смогут компетентно участвовать в разработке и реализации политики в этих направлениях;
  4. равноценное участие М и Ж в высших органах управления вносит определенную гармонию и равновесие в гендерную структуру власти, делает реальными достижения в области фактического равноправия полов.

Заметным явлением политической жизни стало участие в избирательной кампании 1993г. в качестве самостоятельного объекта политического движения «Женщины России». Получив 8,13% голосов избирателей, движение образовало в ГД РФ фракцию в кол-ве 21 депутата. 13 законов были подготовлены ее депутатами. В ходе след избирательной капании, в дек. 1995г., движение не сумело преодолеть 5% барьер.  На сегодняшний день в состав правительства РФ входят две Ж: мин-р здравоохранения Голикова и мин-р экон-го раз-я Набиуллина. В правит-ве Ч.обл. тоже две Ж: мин-р соц. Отношений Гехт и мин-р экон-го раз-я Ч.обл. Мурзина.

Факторы, препятствующие установлению гендерной симметрии  в сферах политики и управления:

  1. социо-культурные стереотипы, ориентирующие женщину на семью, воспитание детей;
  2. низкая степень самооценки, отсутствие у большинства женщин притязаний на карьеру политика и руководителя;
  3. вся энергия женщин уходит на решение бытовых проблем;
  4. активный период жизни посвящается рождению детей, их воспитанию, позже нет времени на реализацию своих профессиональных качеств;
  5. конкурентная борьба за значимые посты, которую сегодня ведут мужчины.

Основные  технологии включения женщины в  сферы управления и политики целесообразно  вести:

    • квотирование мест для женщин в законодательных и представительных органах власти (узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти);
    • привлечение женщин к деятельности политических партий;
    • правовое и гендерное просвещение женских масс;
    • чтение спецкурсов по феминологии и гендерологии в учебных заведениях;
    • пропаганда через СМИ образа, деловой, умной, уверенной в своих сила женщины - лидера;
    • координация деятельности женских организаций с целью продвижения женщин в органы власти.

 

 

4. Исторические этапы развития соц. работы в России

  1. Архаический период - родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.;

Обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась  в том, что на работу приглашали не за плату, а за угощение. Вдовам и сиротам оказывали помощь  Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян.

  1. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности - XII-XIII вв.;

Развитие благотоврит-сти  как историч. источника СР связ. с влиянием принятия христ-ва на Руси. Милостыня и нищелюбие счит. необход. принадлеж-стями жизни. Эти идеи вошли сост. частью в Устав 996г., котор. поручал общ. призрение попеч-ю духов-ва. Большую роль в стан-ии благотворит-сти в СР сыграла церковь. Она аккумулировала благотворит. средства и перераздавала их нужд-ся. Наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

  1. Период церковно-государственной помощи - с XIV в. по вторую половину XVII в.

Средоточием социальной помощи являются церкви и монастыри. Нищенство на Руси считалось не экономическим  бременем для народа, а одним из  средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви. В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного состоялся Стоглавый собор. Он высказался за размещение нуждающихся в специальных местах - богадельнях. Царь Федор, Борис Годунов, Василий Шуйский, раздавали нищим деньги, снижали цены на хлеб, раздавали его бесплатно. Михаил Федорович, Алексей Михайлович Романовы также известны своей благотворительной деятельностью.

  1. Период государственного призрения - со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;

Модели социальной помощи возникшие благодаря реформам Петра I имели различные стратегии и поддержку: от материальных до изменения сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:

Социально-философское направление подготовило теоретическое обоснование и предоставило проекты общественного призрения.

Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать: призрение детей, вдов, служащих; попечение и опеку несовершеннолетних; богадельни для людей, потерявших трудоспособность; смирительные дома, работные дом

Социально-медицинское направление: госпитали и «другие, где болезни лечат»;  лазареты; дома для душевнобольных.

Таким образом, реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало формирования социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"