Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Файлы: 1 файл

OTVET__gos_mezhdistsip_ekzamen.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

 

Принципы  СР:

  1. содержательный принцип: гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизация общества, групповых и личных интересов, самообеспечение;
  2. психолого-педагогические принципы: модальность, эмпатия (сочувствие), аттракция (привлекательность), доверие;
  3. методические принципы: дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность;
  4. организационные принципы: всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность.

СР носит преимущественно  прикладной характер, она не сводится к теоретизированию, а ограниченно  включает в себя факты и данные конкретного практического опыта. Тесная связь с жизнью, с конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения – непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области СР.

Деятельность  есть способ существования и развития социальной действительности, проявления социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. В специальных социологических теориях категория деятельности конкретизируется с учетом сфер деятельности, ее социальных форм и т.д. Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в 3 видах: научная, учебная и практическая.

СР, как практическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. Как вид практической деятельности СР отличается спецификой объекта, на который направлена эта деятельность.

В качестве объекта СР выступают люди, отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, матери или отцы – одиночки, лица и группы с девиантным поведением, находящиеся в тюрьмах или освобожденные из МЛС,  безработные, беженцы, и др. социально уязвимые группы.

Субъектом СР выступает государство со своими структурами, общественными, благотворительными и др. организации и учреждения, социальные работники.

Средства  СР – деловые, связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние, телефон, специальные учетные бланки и т.д.

Функции СР:

  • диагностическая,
  • информационная,
  • прогностическая,
  • организационная,
  • психолого-педагогическая,

 

 

12. Основные принципы и направления  педагогической деятельности в системе социальной работы

Принцип - Слово  «принцип» происходит от латинского слова, которое означает «основа», «начало». 
Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Понимание социального  воспитания как составной части  развития и социализации ребенка, подход к нему как субъектно-субъектному  взаимодействию, определение социального воспитания как создания условий для целенаправленного систематического развития личности позволяет выделить ряд общечеловеческих принципов, которые проверены многовековой практикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирования социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Мы рассмотрим три принципа — природосообразности, культуросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.

 

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ 
Природосообразность — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.

Говоря о принципе природосообразности применительно  к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии.

 

Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

 • учет возрастных  особенностей детей; 
• учет половых особенностей детей: 
• учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; 
• опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; 
• развитие инициативы и самостоятельности ребенка. 
 
ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ

Этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена  самой природой человека. Человек  рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты  глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.

 

Реализация  принципа культуросообразности требует  выполнения ряда правил:

• учет отклонений ребенка  от нормы при формировании у них  различных видов культур; 
• развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

 

Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.

Приобщение ребенка  к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной — весьма сложная  задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и  общества, различных учреждений и  объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждения» молодежные организации и др.), в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру общества и естественным путем интегрируется в общество.

Если же ребенок имеет  отклонения в физическом, психическом  или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям  народа значительно осложняется. Например, если ребенок лишен зрения, слуха  или слепоглухонемой, тогда возникают  очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и технология приобщения детей к ценностям культуры.

Однако восприятия культуры ребенком не происходит пассивно, он сам  становится творцом этой культуры. Детские ансамбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре. Развитие творческих способностей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, — особая задача. Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьютером. Но пока это явление — не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей — заслуга энтузиастов-педагогов. ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА 
Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. «человечный».

Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность — идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. 
Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

 

Принцип гуманизма требует соблюдения следующих  правил: 
• достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся; 
• признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией; 
• помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы; 
• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;  
• стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослы ми и детьми.

 

Итак, принцип гуманизма  в социальной педагогике полагает признание  ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

 
НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

 

• деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

• деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих  те или иные отклонения от нормы.

 
Поскольку проблема ребенка, требующая  разрешения, как правило, имеет и  внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

 

• непосредственную работу с ребенком;

• посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка  со средой, способствующую их социально-культурному  становлению и развитию. Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику: 
• социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях; 
• социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях; 
• социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей; 
• социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей; 
• социально-педагогическая деятельность в конфессиях. 
Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий: 
• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии; 
• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения; 
• социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей; 
• социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

 

 

13. Сущность и содержание социальной  реабилитации

Социальная  реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

Факторы, которые обуславливают  потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1.Объективные,  т.е. социально или природно  обусловленные:

- возрастные  изменения;- природные, техногенные  или экологические катастрофы;- тяжёлые  заболевания или травмы;- социальные  катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,-рост национальной напряжённости и т.п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"