Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка
1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты
Основными сферами
семейной жизни, в которых реализуется воспитательная
функция, являются сферы родительского
долга, любви и интереса.
Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности
в этих сферах лишает семью возможности
эффективного влияния на детей. Акцентирование
на какой-то одной из сфер в ущерб другим
искажает воспитательный процесс, лишает
его полноты и целостности.
Содержание сферы долга раскрывается
через ответственность взрослых и детей
за характер жизни и нормальное функционирование
семьи. Если нарушены отношения в этой
сфере, то социальному педагогу следует
оказать помощь в формировании нравственного
сознания детей и родителей через бытовую
требовательность, взаимную ответственность
и уважение.
Сфера долга тесно переплетается со сферой
интереса. Общий семейный интерес объединяет
и сплачивает родителей и детей в дружный
коллектив на основе совместной увлекательной
деятельности. Если в семье деформирована
данная сфера, то социальному педагогу
необходимо возбудить интерес у ребенка,
начиная с выполнения домашних обязанностей
и проявления заинтересованности в бытовой
добросовестной работе до совместного
семейного интереса к активному отдыху:
к труду на приусадебном участке, к туристическим
походам, длительным прогулкам на природе,
к занятию спортом и т. д. Главное заключается
в том, чтобы увлекательность, рожденная
интересом, свободным внутренним побуждением
сливалась у семьи с чувством ответственности
и долга каждого из ее членов.
Сферы долга и интереса не могут существовать
вне отношений внутрисемейной любви, которая
придает семье черты индивидуальности,
формирует в ребенке тонкие человеческие
чувства и качества, гуманную сущность
личности. Любовь воспитывается только
атмосферой любви, которая органически
впитывается ребенком и формирует его
эмоционально-волевые отношения к жизни.
Если в семье нарушены отношения в этой
сфере, то социальный педагог работает
с эмоциональным на-строем семьи, с формированием
взаимного уважительного и заботливого
отношения членов семьи друг к другу, помогает
возродить родительскую любовь через
проявление чувства гуманизма ко всему
живому, к обществу, к своей семье, помогает
родителям осознать, что подлинная любовь
— это проявление одновременно справедливости
и требовательности, предоставление ребенку
самостоятельности и условий для самоутверждения.
Таким образом, развитие всех основных
сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении
и взаимодействии между собой позволяют
наиболее эффективно осуществлять воспитательную
функцию.
23. Социальная норма. Функции и виды норм. Существование, закрепление и поддержка норм в обществе.
Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.
Виды социальных норм:
1. Естественные
нормы, существующие в виде
сформулированного знания о
Функции социальных норм.
1. Регулятивная.
Эти нормы устанавливают
2. Оценочная.
Социальные нормы выступают в
общественной практике
3. Трансляционная.
Можно сказать, что в
Свойства социальных норм:
1. Объективно, отражают отношения, которые существуют в обществе, или социальной группе.
2. Применимы,
то есть содержат принятые
в обществе и наиболее
3. Значима, обладает
ценностью для социальной
24. Социальная работа, её сущность и функции.
СР вошла в число видов соц. деятельности, направленных на оказание помощи людям, содействуя им в их затруднениях. Существует очень много правовых документов, декларирующих и закрепляющих права человека. Но для того, чтобы пользоваться закреплёнными в законодательстве правами, многим необходима помощь специалиста.
СР является тем соц. механизмом, который должен переводить потенциально провозглашённые права в актуально реализуемые.
Смысл СР – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их соц. прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Содержание СР можно определить, как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
СР – универсальный социальный институт: её носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Объект СР выступают люди, отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, матери и отцы – одиночки, лица и группы с девиантным поведением, находящиеся в тюрьмах или освобожденные из МЛС, безработные, беженцы, и др. социально уязвимые группы.
Субъектом СР выступает государство со своими структурами, общественные, благотворительные и другие организации и учреждения, социальные работники.
В отличие от других форм социальное содействие СР – двустороннее взаимодействие. Сотрудник соц. службы, соц. терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его к разрешению его собственной проблемы.
Для обозначения сущности СР представляет интерес т.н. соц. деятельность как совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой.
Функции СР:
-нравственно-гуманистическая
– проявление гуманного
-информационно-
-аналитико-прогнозная
– изучает тенденции
-организационно-методическая – содействие
созданию центров соц. услуг, соц. служб,
изучение инновационных форм их работы,
обобщение и распространение опыта их
деятельности. Систематизация информационных
материалов законодательных и иных правовых
актов, организация их изучения среди
населения;-рекламно-
К первой группе относятся такие международные акты, как “Всеобщая декларация прав человека” , “Конвенция о правах ребенка” , “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко второй — Конституция (Основной Закон) Российской, Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (15 декабря 1995 г.) , “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др. ; к третьей — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации
25. Социальная работа, социальное обеспечение, социальная поддержка и социальная помощь в контексте проблем социальной политики.
Социальная политика – целенаправленная деятельность государства, общественных организаций по регулированию и гармонизации социальных отношений, гарантированному обеспечению материальных и духовных потребностей всех социальных субъектов, наращиванию их творческого потенциала. Провозглашенное Конституцией РФ построение в нашей стране социального государства, политика которого призвана обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина, не может быть осуществлено без опоры всех властных структур на принципы и механизмы эффективного и гибкого управления социальной сферой.
Наиболее важным и действенным инструментом управления социальной сферой местного сообщества является такая СП, которая основывается на эффективном регулировании межсубъектных отношений, гарантируя удовлетворение минимально необходимых материальных и духовных потребностей населения на принципах социальной справедливости и в меру неуклонно наращиваемого экономического благосостояния. Непосредственными субъектами реализации целей и задач СП в центре и на местах являются федеральные, региональные, местные органы исполнительной власти.
Функции социальной политики:
1)поддержание постоянного и полноценного воспроизводства условий жизнедеятельности социальных субъектов;
2)регулирование их взаимодействия и общения во всех сферах общественной жизни.
Только в этом
случае СП способна создать благоприятные
условия для обеспечения достой
Главная задача
СП состоит в гармонизации общественных
отношений путем выработки и
осуществления организационно-
Сложившаяся в обществе ситуация вызывает острую потребность в целенаправленном поиске и реализации новых подходов в формировании СП государства, которые могли бы направить деятельность всех учреждений и организаций социальной сферы на ликвидацию экономической и социальной деградации. До настоящего времени в нашем обществе пока не сложилась целостная система СЗ населения, органично сочетающая в себе принципы социальной справедливости с рыночной конкуренцией и борьбой за выживание каждого социального субъекта. Не проявилась еще в полной мере и роль государства как гаранта СЗ населения. Не сформированы пока в должной мере и социальные институты, механизмы стабилизации и регулирования социально-экономических отношений. Все это объясняет, но, к сожалению, не решает те острые проблемы, которые стоят нынче перед СР и СП государства. Становится очевидно, что созданные в начале реформ и рассчитанные на короткий по времени переходный период законодательные нормы, институты, механизмы социального управления не в состоянии адекватно ответить на вызовы тотальной и длительной трансформации общества как целостного социального организма. Иными словами, концепция современной СП должна предусматривать не только создание минимальных условий для выживания отдельных групп населения, но и обеспечивать гарантированное воспроизводство повседневной жизни всего общества.
В развитии СП государства на современном этапе общественного развития можно выделить несколько направлений, которые в совокупности составляют основное содержание СП: