Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Файлы: 1 файл

OTVET__gos_mezhdistsip_ekzamen.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Основными сферами  семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. 
Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности. 
Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. 
Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой добросовестной работе до совместного семейного интереса к активному отдыху: к труду на приусадебном участке, к туристическим походам, длительным прогулкам на природе, к занятию спортом и т. д. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каждого из ее членов. 
Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает семье черты индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально-волевые отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным на-строем семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувства гуманизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь — это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения. 
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.

 

 

 

 

 

23. Социальная норма. Функции и  виды норм. Существование, закрепление  и поддержка норм в обществе.

Социальные  нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Виды социальных норм:

1. Естественные  нормы, существующие в виде  сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта,  определяемом его природой. Такие  нормы формирует, например, наука.2. Разработанные на основе знания  естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

Функции социальных норм.

1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила  поведения в обществе, регламентируют  социальное взаимодействие. Регулируя  жизнь общества, они обеспечивают  стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов  в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

2. Оценочная.  Социальные нормы выступают в  общественной практике критериями  отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

3. Трансляционная. Можно сказать, что в социальных  нормах сконцентрированы достижения  человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Свойства  социальных норм:

1. Объективно, отражают  отношения, которые существуют  в обществе, или социальной группе.

2. Применимы,  то есть содержат принятые  в обществе и наиболее рациональные, целесообразные способы реализации той или иной социальной нормы.

3. Значима, обладает  ценностью для социальной группы, общества в целом.

 

24. Социальная работа, её сущность  и функции.

СР вошла в  число видов соц. деятельности, направленных на оказание помощи людям, содействуя им в их затруднениях. Существует очень много правовых документов, декларирующих и закрепляющих права человека. Но для того, чтобы пользоваться закреплёнными в законодательстве правами, многим необходима помощь специалиста.

СР является тем соц. механизмом, который должен переводить потенциально провозглашённые права в актуально реализуемые.

 Смысл СР – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их соц. прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Содержание  СР можно определить, как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку  с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

СР – универсальный  социальный институт: её носители оказывают  помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Объект СР выступают люди, отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, матери и отцы – одиночки, лица и группы с девиантным поведением, находящиеся в тюрьмах или освобожденные из МЛС,  безработные, беженцы, и др. социально уязвимые группы.

Субъектом СР выступает государство со своими структурами, общественные, благотворительные и другие организации и учреждения, социальные работники.

В отличие от других форм социальное содействие СР – двустороннее взаимодействие. Сотрудник соц. службы, соц. терапевт, специалист другого профиля  должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его к разрешению его собственной проблемы.

Для обозначения  сущности СР представляет интерес т.н. соц. деятельность как совокупность изменений и преобразований, которые  осуществляет личность или социальная общность для поддержания своей  целостности и устойчивости при  взаимодействии с другими социальными общностями или с природой.

Функции СР:

-нравственно-гуманистическая  – проявление гуманного отношения  человека к человеку, создание  условий для достойной жизни;

-информационно-коммуникативная  – выявление, сбор, обобщение  и доведение до субъектов информации о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства социальных служб, создание банка данных о семьях и отдельных лицах, нуждающихся в социальном патронаже;

-аналитико-прогнозная  – изучает тенденции социального  напряжения в обществе, демографические ситуации, причины социального и семейного неблагополучия, общественное мнение о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в ней, программирование и прогнозирование процессов соц. развития общества;

-организационно-методическая – содействие созданию центров соц. услуг, соц. служб, изучение инновационных форм их работы, обобщение и распространение опыта их деятельности. Систематизация информационных материалов законодательных и иных правовых актов, организация их изучения среди населения;-рекламно-пропагандистская – организация рекламы соц. услуг, пропаганда в СМИ идеи соц. помощи и защиты;-регуляционно-профилактическая – предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодолениянегативных явлений, регулирование поведения личности в обществе;-аффектно-коммуникативная – регулирование уровня эмоциональной напряженности в обществе, влияние на коммуникативные связи, способствующие волевой регуляции поведения, самоконтролю, самообладанию личности, формирование новых социальных ролей у клиента;-социо-интегративная – объединение области знаний на решение проблем социальной сферы, направление усилий специалистов на создание объективной, всесторонней и полной характеристики соц. поддержки и защиты населения, выработку совместной комплексной программы самореализации личности. Законы:

К первой группе относятся такие международные  акты, как “Всеобщая декларация прав человека” , “Конвенция о правах ребенка” , “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко второй — Конституция (Основной Закон) Российской, Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (15 декабря 1995 г.) , “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др. ; к третьей — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации

 

25. Социальная работа, социальное обеспечение, социальная поддержка и социальная помощь в контексте проблем социальной политики.

Социальная  политика – целенаправленная деятельность государства, общественных организаций по регулированию и гармонизации социальных отношений, гарантированному обеспечению материальных  и духовных потребностей всех социальных субъектов, наращиванию их творческого потенциала. Провозглашенное Конституцией РФ  построение в нашей стране социального государства, политика которого призвана обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина, не может быть осуществлено без опоры всех властных структур на принципы и механизмы эффективного и гибкого управления социальной сферой.

Наиболее важным и действенным инструментом управления социальной сферой местного сообщества является такая СП, которая основывается на эффективном регулировании межсубъектных отношений, гарантируя удовлетворение минимально необходимых материальных и духовных потребностей населения на принципах социальной справедливости и в меру неуклонно наращиваемого экономического благосостояния. Непосредственными субъектами реализации целей и задач СП в центре и на местах являются федеральные, региональные, местные органы исполнительной власти.

Функции социальной политики:

1)поддержание постоянного и полноценного воспроизводства условий жизнедеятельности  социальных субъектов;

2)регулирование  их взаимодействия и общения  во всех сферах общественной  жизни. 

Только в этом случае СП способна создать благоприятные  условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития каждого человека.

Главная задача СП состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и  осуществления организационно-правовых мер по их регулированию.

Сложившаяся в  обществе ситуация вызывает острую потребность в целенаправленном поиске и реализации новых подходов в формировании СП государства, которые могли бы направить деятельность всех учреждений и организаций социальной сферы на ликвидацию экономической и социальной деградации. До настоящего времени в нашем обществе пока не сложилась целостная система СЗ населения, органично сочетающая в себе принципы социальной справедливости с рыночной конкуренцией и борьбой за выживание каждого социального субъекта. Не проявилась еще в полной мере и роль государства как гаранта СЗ населения. Не сформированы пока в должной мере и социальные институты, механизмы стабилизации и регулирования социально-экономических отношений. Все это объясняет, но, к сожалению, не решает те острые проблемы, которые стоят нынче перед СР и СП государства. Становится очевидно, что созданные в начале реформ и рассчитанные на короткий по времени переходный период законодательные нормы, институты, механизмы социального управления не в состоянии адекватно ответить на вызовы тотальной и длительной трансформации общества как целостного социального организма. Иными словами, концепция современной СП должна предусматривать не только создание минимальных условий для выживания отдельных групп населения, но и обеспечивать гарантированное воспроизводство повседневной жизни всего общества.

В развитии СП государства на современном этапе  общественного развития можно выделить несколько направлений, которые  в совокупности составляют основное содержание СП:

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"