Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка
1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты
Основные направления деятельности МСО:
Направления социальной политики ЧО:
20.
Профессионализм социального
Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Компетентность социального работника состоит из ряда характеристик:
2) Личностные характеристики:
- общие способности (способность к развитию IQ, способность к адаптации)
- специальные
способности (коммуникативные;
- черты характера (целеустремленность, ответственность, доброта и др.)
3) Особенности поведения:- дисциплинированность- терпение (терпимость)- уважение к личности другого- неконфликтное поведение
4) Ценностные ориентации в жизни
Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в РФ. Профессионализм – это высокий и устойчивый уровень ЗУНов, позволяющих достигать наибольшего эффекта в проф. деят-ти.
Проф-м может состоять из различных компонентов и составлять различные структуры, такие как:
- проф. ценности, способы соц. действия, соц. призвание, глубокая мотивация к проф. деят-ти соц. раб-ка, проф. подготовка, проф. мастерство, проф. культура, трудовые навыки, квалификация;
- проф-м собственно деятельный, собственно личностный, по отношению к другому;
- мотивационно-ценностное
отношение к профессии, проф. сознание
и самосознание, проф-но обусловленные
качества и свойства личности,
готовность к проф. деят-ти, проф-но-личностное
развитие спецалистов соц. р-ты
Аспекты проф-ма:- проф-м собственно деятельностный- проф-м собственно личностный- проф-м в отношении к другому
Первый аспект проф-ма вытекает из содержания самой социальной р-ты, в кот. включается:
- оказание помощи
отдельному человеку или
- актуализация
потенциальных возможностей
- обеспечение
взаимосвязи между различными
структурами соц. защиты, от которых
зависит соц. благополучие
- пропоганда и внедрение ЗОЖ;
- поддержка и развитие этническихтрадиций.
Собственно личностный проф-м основывается на целостности личностных хар-к, позволяющих соц. раб-ку успешно справляться с решением проф. задач. Из довольно большого набора проф-но важных качеств соц. раб-ка относятся: ответ-ть, справед-ть, оптимист-ть, мобильность, гибкость, сострадание, сорадость, терпимость. Личностными противопоказаниями для соц. раб-ками явл-ся отсутствие физического и психического здоровья, коммуникабельности, сочувствия, сострадания, эмоциональная неуравновешенность, категоричность, конфликтность, агрессивность.
Проф-м в отношении к другому проявляется прежде всего в сфере общения с клиентом. В проф. деят-ти соц. раб-ка общение не роскошь, а необходимость, ибо клиент независимо от своей готовности к общению должен вступить в диалог, принять, понять того, с кем ему придется сотрудничать во имя собственного благополучия, а создать условия для этого посредством самого общения должен социальный работник. Успех достижения такой цели во много зависит от того, в какой степени у последнего сформирована культура общения.
Проф-м в соц. р-те предполагает наличие проф. призвания спец-та. Соц. р-та объединяет в себе и прзвание, и профессию, поэтому проф-м может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.
Наиболее близко к понятию «реальный проф-м» стоит понятие «компетентность», характеризующее индивидуальную степень соответсвия требованиям профессии. В современных работах под компетентностью понимается сочетание психических качеств или психическое состояние, при котором чел-к действует самостоятельно и ответственно, обладает способностями и умением выполнять опред. ф-ции. Рассматривая проф. компетентность выделяют следующие её виды:
- специальная - владение собственно проф. деят-тью на достаточно высоком уровне, способ-ть проектировать свое дальнейшее проф. развитие;- социальная – владение совместной проф. деят-тью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами проф. общения, соц. ответ-ть за рез-ты своего проф. труда;- личностная – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;- индивидуальная – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готов-ть к проф. росту, способ-ть к индивидуальному самосохранению, неподверженность проф. старению, умение рационально организовывать свой труд без перегрузок и лишней траты времени.
Основными детерминантами проф-ма спец-та по соц. р-те явл-ся:- проф. призвание;- глубокая мотивация к выполнению труда в различных его модификациях;- духовнонравственные качества, склонность к р-те с людьми, предрасположенность к р-те с ч-ком;- высокая квалификация спец-та, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области р-ты с разными категориями нас-я;- готовность к проф. деят-ти;- объективно-критическое отношение к своей деят-ти;- высокая компетентность;- максимальное использование знаний и умений в области соц. р-ты в сочетании с индивидуальными способностями;- глубокое знание содержания проф. деят-тя;- способность всю жизнь учиться и добиваться самореализации;
Надежность и ответ-ть, адекватная реакция на социально-экономические изменения в об-ве.
- проф. гордость
как социально-психологическое
Целью проф. обучения явл-ся подготовка специалиста высшей квалификации.
В ЧелГУ проводилось исследование в 2007 г.среди студентов 3-5 курсов специальности «социальная работа» по вопросу проф. становления будущих специалистов по соц. работе. Студенты самодиагностируют у себя такие качества, как доброта, добросовестность, общительность, любознательность, внимательность, отзывчивость, упрямство, лень, ответ-ть, готовность понять других. Треть студентов называют соц. работу своей будущей проф. деят-тью, видят в ней перспективы. Будущих специалистов по соц. р-те не устраивает низкая оплата труда и «отношение об-ва и гос-ва к данному виду дея-ти».
Т.о., следует
отметить, что для студентов на
сегодгяшний день важной явл-ся проблема
проф. самоопределения. Для большей
части будущих спец-тов
21.
Профессионально-значимые
Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем соц. помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой деятельности социального работника. Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматичные данные и личная привлекательность, владение информацией и т.д. Знания и опыт, приобретенные СР-ком в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей.
Ряд ученых исследуют
личностные характеристики социальных
работников, определяя их индивидуально-психологические
особенности и специальные способности.
В качестве специальных способностей
выделяют следующие: наблюдательность,
способность быстро ориентироваться в
ситуации, интуицию, эмпатию (способность
представить себя на месте другого человека
и понять его чувства, желания, идеи и поступки),
рефлексию и самоконтроль.
Кроме того, социальный работник должен
обладать такими профессионально важными
для всех работников социальной сферы
качествами, как общительность, ориентация
на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность,
интерес к работе с людьми, твердость в
отстаивании своей точки зрения, оптимизм,
умение найти выход из спорных ситуаций,
старательность, нервно-психическая устойчивость.
Безусловно, к числу важнейших профессиональных
качеств специалиста относятся коммуникативные
качества, иначе говоря — умение общаться.
Определяя личностную
характеристику Ср-ка, важно помнить,
что он работает в сфере «человек
человек», которая предполагает способность
успешно функционировать в
Его профессиональная компетентность будет определяться
не только интеллектом, но и особенностями
нервной системы: эмоциональной устойчивостью
и повышенной работоспособностью в процессе
общения, что позволит противостоять эмоциональной
усталости при работе с детьми и развитию
синдрома «эмоционального сгорания»,
выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических,
психолого-терапевтических и других специфических
процессах.
Особенности эмоциональной сферы предполагают:
эмоциональную стабильность, преобладание
положительных эмоций, отсутствие тревожности
как черты личности, способность переносить
психологические стрессы.
Важной характеристикой Ср-ка является
характеристика «Я-образа», предполагающая
положительное отношение к самому себе,
высокую положительную самооценку, принятие
себя, ожидание позитивного отношения
со стороны партнера. Особенностью «Я-образа»
является высокая адаптивность социального
педагога, предполагающая открытость
в общении, способность принять другого
человека, малая степень внушаемости.
Достаточно трудно из всего многообразия
личностных качеств выделить те, которые
являются определяющими. Особенности
деятельности социального работника требуют
сформированности таких интегративных
качеств личности, как гуманистические,
альтруистические, толерантные (терпимости
к иного рода взглядам, нравам, привычкам),
креативные (способности осуществлять
нечто новое), организаторские, коммуникативные,
эмоционально-волевые.
Таким образом, можно выделить следующие
личностные качества социального работника:
— гуманистические качества (доброта,
альтруизм, чувство собственного достоинства
и др.);
— психологические характеристики (высокий
уровень протекания психических процессов,
устойчивые психические состояния, высокий
уровень эмоциональных и волевых характеристик);
— психоаналитические качества (самоконтроль,
самокритичность, самооценка);
— психолого-педагогические качества
(коммуникабельность, эмпатичность, визуальность,
красноречивость и др.).
категории.
СР-к может выполнять названные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих ЗУН.
22.
Семейное воспитание как
Важную роль
в процессе первичной социализации
играет воспитание ребенка в семье,
поэтому мы эту функцию выделим
отдельно. Родители были и остаются
первыми воспитателями ребенка.
Воспитание ребенка в семье — сложный
социально-педагогический процесс. Он
включает влияние всей атмосферы и микроклимата
семьи на формирование личности ребенка.
Возможность воспитательного воздействия
на ребенка заложена уже в самой природе
отношения родителей к детям, сущность
которого заключена в разумной опеке,
сознательной заботе старших о младших.
Отец и мать проявляют заботу, внимание,
ласку к своему ребенку, защищают от жизненных
невзгод и трудностей. Существуют различные
по характеру требования родителей и особенности
взаимоотношений родителей и детей.
Требования родителей реализуются в их
сознательной воспитательной деятельности
с помощью убеждения, определенного образа
жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный
пример родителей — важнейшее средство
влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное
значение основывается на присущей детскому
возрасту склонности к подражанию. Не
имея достаточных знаний и опыта, ребенок
копирует взрослых, подражает их действиям.
Характер отношений родителей, степень
их взаимного согласия, внимания, чуткости
и уважения, способы решения различных
проблем, тон и характер разговоров —
все это воспринимается ребенком и становится
образцом для его собственного поведения.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный
в семье, в младшем возрасте становится
подчас единственным критерием отношения
ребенка к окружающему миру, людям.
Правда, и в условиях семьи воспитание
может быть деформированным, когда родители
больны, ведут аморальный образ жизни,
не обладают педагогической культурой
и т. д. Конечно, семья воздействует на
развитие личности детей не просто самим
фактом, что есть семья, а благоприятным
морально-психологическим климатом, здоровыми
отношениями между ее членами.