Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Файлы: 1 файл

OTVET__gos_mezhdistsip_ekzamen.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

 

16. Педагогические проблемы социализации  человека на разных этапах  возрастного развития

Социализация (от лат. socialis – общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией  жизни человека. Мудрик А.В. предлагает социально-педагогическую периодизацию социализации человека:

1.младенчество (от рождения до года)2. раннее  детство (1-3года)3. дошкольное детство  (3-6 лет)4. младший школьный возраст (6-10 лет)5. младший подростковый возраст (10-12 лет)6. старший подростковый возраст(12-14 лет)7. ранний юношеский возраст (15-17 лет)8. юношеский возраст(18-23 года)9. молодость (23-30 лет)10. ранняя зрелость (30-40 лет)11. поздняя зрелость (40-55 лет)12. пожилой возраст (55-65 лет)13. старость (65-75 лет)14. долгожительство (старше 75 лет). 
На процесс социализации влияют следующие факторы:

· мегафакторы (космос, планета, мир)

· макрофакторы (страна, этнос, общество, государство)

· мезофакторы (регион, тип поселения, СМИ, субкультура)

· микрофакторы (семья, группы сверстников, воспитательная организация, микросоциум (двор, дом), конфессии)

Задачи социализации на разных возрастных этапах:

1.естественно-культурные  задачи – достижение определенного уровня физиологического и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человеку необходимо:

· усвоить элементы этикета, символики кинестетического языка (позы, жесты, мимика, пантомимика), связанного с телом и поло-ролевым  поведением;

· развить и реализовать физиологические и сексуальные задатки;

· вести ЗОЖ, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание), управление своим психофизиологическим состоянием;

· перестраивать  само-отношение к жизни в соответствии с поло-возрастными и индивидуальными возможностями.

2.Социо–культурные  задачи:

* познавательные

* морально-нравственные

* ценностно-смысловые

* специфические  для общественного исторического  этапа развития личности.

3. Социо - психологические  задачи социализации – это  становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе специфичны по содержанию и способам достижения.

На каждом возрастном этапе, можно выделить типичные опасности, столкновение с которыми для человека наиболее вероятно.

В период внутриутробного  развития плода: нездоровье родителей (асоциальный образ жизни, плохое питание матери, заболевания матери), отрицательное психо-эмоциональное  состояние родителей, медицинские ошибки, экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физ. травмы, эмоциональная  тупость родителей, нищета семьи, игнорирование  родителями ребенка и его заброшенность, антигуманность работников детских  учреждений, отвержение сверстниками.

В младшем школьном возрасте (7-10лет): аморальность и/или  пьянство родителей, отчим (мачеха), нищета семьи, гипо (гипер) опека, плохо развитая речь, неготовность к обучению, негативное отношение учителя или сверстников, отрицательное влияние сверстников, физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилования, растления.

В подростковом возрасте (11-14 лет): алкоголизм родителей, нищета семьи, гипо(гипер) опека, ошибки педагогов и родителей в воспитании, курение, токсикомания, изнасилования, растление, одиночество, физические травмы и дефекты, отношение со стороны сверстников (травля), вовлечение в антисоциальные преступные группы, опережение или отставание в психо-сексуальном развитии, частые переезды семьи, развод родителей.

Ранняя юность (15-17 лет): анти-социальная семья, нищета семьи, пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные группировки и тоталитарные секты, изнасилования, навязчивый бред, дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка), травля со стороны сверстников, одиночество, непонимание, суицидальные устремления, романтические неудачи, расхождение противоречий м/у идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

Юношеский возраст (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция, нищета, безработица, сексуальные неудачи, стрессы, изнасилования, одиночество, вовлечение в секты и преступные группировки, служба в армии, невозможность продолжить образование, разрыв м/у уровнем притязаний и социальным статусом.

Для предотвращения опасности в социализации необходима педагогическая и психологическая помощь, направленная на развитие, коррекцию, восстановление ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной и поведенческой сферы личности. 

17. Престиж профессии и проблемы  мотивации в социальной работе

Престиж – значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности социальному положению, профессии, действий людей и т.д. Синонимы – авторитет, уважение, влияние.

Факторы, влияющие на престиж профессии: объективные (зарплата, социальные гарантии), субъективные (общественное мнение, местоположение в ранге профессий) и личностные (собственное представление о ней; они определяют мотивацию). Сейчас СР не престижна.

 Меры по повышению престижа СР: информирование населения о возможностях СР в оказании необходимой помощи людям; социальные льготы, повышение квалификации СР-ков.

Мотивация – процесс побуждения себя и остальных людей к достижению личных целей и целей предприятия, учреждения. Мотив – это побуждение к выполнению определенной деятельности или поступков, в основе которых лежат потребности человека. Система мотивов образует систему мотивации человека.

Мотивы: ответственность перед собой и людьми; значимость выполнения деятельности; возможность самосовершенствования; льготы, доплаты. Зная антимотивы можно определить какие потребности человека не удовлетворяются.

Антимотивы: низкая общественная оценка выполняемой работы, значимость выполняемой деятельности, возможность совершенствования, предоставление льгот, доплаты.

Труд менеджера  по мотивации персонала осуществляется в следующих направлениях:

  1. деятельность менеджера по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников;
  2. создание условий эстетичности и привлекательности рабочего места;
  3. возможность повышения квалификации;
  4. осуществление системы моральных стимулов.

Также должны учитываться  степень трудового участия каждого  работника. Способы вознаграждения за труд: материальное вознаграждение; повышение в должности, звании; общественное и личное признание заслуг работника с помощью похвалы, благодарностей, предоставление преимуществ.

18. Проблемы занятости трудоспособного  населения на современном этапе  социально-экономического развития

Проблемы  занятости населения справедливо  относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития человечества.

Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает.

Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.

Безработица сказывается, прежде всего, на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.

Виды  и формы безработицы:

  1. фрикционная - отражает текучесть кадров, связанную с перемещением рабочей силы  на новые рабочие места;
  2. структурная - связана с изменениями в структуре народного хозяйства, с отмиранием некоторых профессий и даже целых отраслей, перестройкой экономических регионов, с изменениями технологий;
  3. циклическая - вызвана спадом производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада;
  4. скрытая - в условиях экономического кризиса, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день, вынужденный отпуск);
  5. институциональная - возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. (неполная информация о вакантных рабочих местах);
  6. добровольная – в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать.

В настоящее  время наиболее актуальными причинами возникновения безработицы являются:

а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.

б) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)

в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы (бомжи, инвалиды).

Государство, в соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами должно обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

По оценкам  Министерства труда и социального  развития, в России при наличии 7 - 8 млн. безработных граждан к  услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти, потерявших работу.

Государственная программа обеспечения  занятости населения предусматривает

  • децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города;
  • создание малых предприятий;
  • расширение сферы обслуживания и другие меры;
  • стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией;
  • предупреждение массовой безработицы;
  • льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места;
  • организация общественных работ

Формы сдерживания безработицы: создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях.

В Челябинске существует “Областная целевая программа содействия занятости населения Челябинской области ”. Реализация программы является основным содержанием деятельности служб занятости.

  1. оказание услуг по профориентации
  2. профессиональное обучение
  3. материальная поддержка в виде: пособие по безработице, стипендий проходящим переобучение, выплаты досрочной пенсии.
  4. для выпускников школ, ПТУ, состоящих на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних, в случае невозможности их трудоустройства на постоянное место работы, в обязательном порядке  организованы ученические рабочие места.

 

Меры  государственного воздействия на рынок  рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную ту или иную степень защищённости человека.

 

19. Проблемы организации социальной  работы в Челябинской Области  (основные направления и приоритеты  деятельности)

В настоящее  время большая часть населения  области находится за чертой бедности. В основном это нетрудоспособные граждане, в первую очередь люди пенсионного возраста. На 1.01.2005г. в ЧО 934889 человек, пенсионного возраста. Средний размер пенсии (на 01.01.2005г.) составил 2008,40 рублей, что составило 33,8% к среднему размеру начислений зарплаты по ЧО. Среднемесячная зарплата на 01.11.2004г. составила 6206 руб. Число бедных людей, проживающих на территории ЧО сост. 25-26% от общей численности населения ЧО. Их прожиточный уровень ниже прожиточного минимума. Одна из основных целей деятельности МСО ЧО – преодоление бедности и улучшение качества жизни населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"