Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка
1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты
16.
Педагогические проблемы
Социализация (от лат. socialis – общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Мудрик А.В. предлагает социально-педагогическую периодизацию социализации человека:
1.младенчество
(от рождения до года)2. раннее
детство (1-3года)3. дошкольное детство
(3-6 лет)4. младший школьный возраст (6-10
лет)5. младший подростковый возраст (10-12
лет)6. старший подростковый возраст(12-14
лет)7. ранний юношеский возраст (15-17 лет)8.
юношеский возраст(18-23 года)9. молодость
(23-30 лет)10. ранняя зрелость (30-40 лет)11. поздняя
зрелость (40-55 лет)12. пожилой возраст (55-65
лет)13. старость (65-75 лет)14. долгожительство
(старше 75 лет).
На процесс социализации влияют следующие
факторы:
· мегафакторы (космос, планета, мир)
· макрофакторы (страна, этнос, общество, государство)
· мезофакторы (регион, тип поселения, СМИ, субкультура)
· микрофакторы (семья, группы сверстников, воспитательная организация, микросоциум (двор, дом), конфессии)
Задачи социализации на разных возрастных этапах:
1.естественно-культурные
задачи – достижение определенн
· усвоить элементы этикета, символики кинестетического языка (позы, жесты, мимика, пантомимика), связанного с телом и поло-ролевым поведением;
· развить и реализовать физиологические и сексуальные задатки;
· вести ЗОЖ, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание), управление своим психофизиологическим состоянием;
· перестраивать
само-отношение к жизни в
2.Социо–культурные задачи:
* познавательные
* морально-нравственные
* ценностно-смысловые
* специфические
для общественного
3. Социо - психологические задачи социализации – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе специфичны по содержанию и способам достижения.
На каждом возрастном этапе, можно выделить типичные опасности, столкновение с которыми для человека наиболее вероятно.
В период внутриутробного
развития плода: нездоровье родителей
(асоциальный образ жизни, плохое
питание матери, заболевания матери),
отрицательное психо-
В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физ. травмы, эмоциональная тупость родителей, нищета семьи, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность, антигуманность работников детских учреждений, отвержение сверстниками.
В младшем школьном
возрасте (7-10лет): аморальность и/или
пьянство родителей, отчим (мачеха), нищета
семьи, гипо (гипер) опека, плохо развитая
речь, неготовность к обучению, негативное
отношение учителя или
В подростковом
возрасте (11-14 лет): алкоголизм родителей,
нищета семьи, гипо(гипер) опека, ошибки
педагогов и родителей в
Ранняя юность (15-17 лет): анти-социальная семья, нищета семьи, пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные группировки и тоталитарные секты, изнасилования, навязчивый бред, дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка), травля со стороны сверстников, одиночество, непонимание, суицидальные устремления, романтические неудачи, расхождение противоречий м/у идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.
Юношеский возраст (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция, нищета, безработица, сексуальные неудачи, стрессы, изнасилования, одиночество, вовлечение в секты и преступные группировки, служба в армии, невозможность продолжить образование, разрыв м/у уровнем притязаний и социальным статусом.
Для предотвращения опасности в социализации
необходима педагогическая и психологическая
помощь, направленная на развитие, коррекцию,
восстановление ценностно-смысловой,
мотивационно-потребностной и поведенческой
сферы личности.
17. Престиж профессии и проблемы мотивации в социальной работе
Престиж – значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности социальному положению, профессии, действий людей и т.д. Синонимы – авторитет, уважение, влияние.
Факторы, влияющие на престиж профессии: объективные (зарплата, социальные гарантии), субъективные (общественное мнение, местоположение в ранге профессий) и личностные (собственное представление о ней; они определяют мотивацию). Сейчас СР не престижна.
Меры по повышению престижа СР: информирование населения о возможностях СР в оказании необходимой помощи людям; социальные льготы, повышение квалификации СР-ков.
Мотивация – процесс побуждения себя и остальных людей к достижению личных целей и целей предприятия, учреждения. Мотив – это побуждение к выполнению определенной деятельности или поступков, в основе которых лежат потребности человека. Система мотивов образует систему мотивации человека.
Мотивы: ответственность перед собой и людьми; значимость выполнения деятельности; возможность самосовершенствования; льготы, доплаты. Зная антимотивы можно определить какие потребности человека не удовлетворяются.
Антимотивы: низкая общественная оценка выполняемой работы, значимость выполняемой деятельности, возможность совершенствования, предоставление льгот, доплаты.
Труд менеджера
по мотивации персонала
Также должны учитываться
степень трудового участия
18.
Проблемы занятости
Проблемы
занятости населения
Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает.
Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.
Безработица сказывается, прежде всего, на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.
Виды и формы безработицы:
В настоящее время наиболее актуальными причинами возникновения безработицы являются:
а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
б) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)
в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы (бомжи, инвалиды).
Государство, в соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами должно обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.
По оценкам Министерства труда и социального развития, в России при наличии 7 - 8 млн. безработных граждан к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти, потерявших работу.
Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает
Формы сдерживания безработицы: создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях.
В Челябинске существует “Областная целевая программа содействия занятости населения Челябинской области ”. Реализация программы является основным содержанием деятельности служб занятости.
Меры государственного воздействия на рынок рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную ту или иную степень защищённости человека.
19.
Проблемы организации
В настоящее время большая часть населения области находится за чертой бедности. В основном это нетрудоспособные граждане, в первую очередь люди пенсионного возраста. На 1.01.2005г. в ЧО 934889 человек, пенсионного возраста. Средний размер пенсии (на 01.01.2005г.) составил 2008,40 рублей, что составило 33,8% к среднему размеру начислений зарплаты по ЧО. Среднемесячная зарплата на 01.11.2004г. составила 6206 руб. Число бедных людей, проживающих на территории ЧО сост. 25-26% от общей численности населения ЧО. Их прожиточный уровень ниже прожиточного минимума. Одна из основных целей деятельности МСО ЧО – преодоление бедности и улучшение качества жизни населения.