Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Файлы: 1 файл

OTVET__gos_mezhdistsip_ekzamen.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

2.Субъективные  или личностно обусловленные:

- изменение целей, интересов  и ценностных ориентаций субъекта  и его собственные действия (уход  из семьи, увольнение по собственному  желанию или отказ от продолжения учёбы);- девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, вопервых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:

- разрушение привычной  системы социальных связей и  отношений;- утрата привычного социального  статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;- разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;- снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оцениват себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

Результатом этих процессов  становится ситуация социальной или  личностной недостаточности, которая  может сопровождаться разрушением  человеческой личности.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:- здравоохранения;- образования;- профессиональной подготовки и переподготовки;- средства массовых коммуникаций и массовой информации;- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации:-восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. -достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;- повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Основные виды социальной реабилитации.

1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния педагогической запущенности, организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования.

4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.

1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

3.Последовательность и непрерывность в проведении социально- реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4.Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Конечной и  основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».

Система социальной защиты населения Челябинска состоит  из Управления социального развития Администрации города, семи управлений социальной защиты населения администраций районов в городе, семь районных Комплексных центров социального обслуживания населения, пять социально-реабилитационных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Здоровье», Центр социально-трудовой реабилитации, МУ «Социальная гарантия», Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,Реабилитационный центр социальной адаптации  «ВЕРШИНА» занимается оказанием помощи людям, страдающим наркотической и алкогольной зависимостью. 

14. Основные тенденции развития  социальной политики на современном  этапе

Социальная  политика – это действия государства, направленные на управление и развитие социальной сферой. Социальная сфера включает в себя три компонента:

• социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними;

• социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей;

• условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.

 

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Основной целью проводимых социальных реформ должно было быть повышение качества жизни и, соответственно, рост индекса развития человеческого потенциала. 
Государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в последнее десятилетие в современной России, отмечена чертами особого драматизма, обусловленного в первую очередь катастрофическими неудачами проводимых в стране реформ. Социальное развитие России в целом по-прежнему характеризуется негативными и достаточно долговременными последствиями системного кризиса:

• низким уровнем жизни значительной части населения,

• резкой социальной поляризацией общества,

• высокой смертностью,

• широкой криминализацией всех сторон общественной жизни,

• сохранением безработицы,

• снижением доступности для населения качественных образовательных, медицинских и бытовых услуг.

 

В процессе реформирования шла борьба двух направлений:  
первого — развитие традиционных систем социальной защиты населения, т. е. защита всех и всего;  
второго — социального страхования, т. е. курс на отказ государства от выполнения им патерналистской функции. В этом случае должны быть обеспечены условия для достойного заработка каждого члена общества. 
Однако совершенно очевидно, что первого уже нет, а второго еще нет. Поэтому в сложившихся социально-экономических условиях должен быть набор социальных услуг для граждан, обязательств государства, не переводимых в деньги, которые всегда должны реализовываться.

Для тех, кто не в состоянии  себя обеспечить, должна оставаться система  социальной защиты путем оказания адресной помощи. С другой стороны, в новых условиях большая группа людей должна выйти из-под опеки государства. Это граждане, которые сами могут заработать.

Проблемы, от решения которых  зависит не просто эффективность  происходящих изменений, а переход  социума в новое качество:

1. Экономическая  бедность постоянно работающих  людей. При МРОТ, равном хотя  бы прожиточному минимуму, уменьшились  бы выплаты по субсидиям, льготы  на разных уровнях. Многие вопросы  с ответственности государства  (муниципалитета) перешли бы на  уровень личной ответственности, что является современной социальной стратегией.

2. Отсутствие единых социальных  стандартов. При отсутствии единых  социальных стандартов трудно  объективно оценить, улучшается  качество жизни или нет.

 

Социальная политика в России имеет три уровня управления: федеральный, региональный и муниципальный. Каждый уровень имеет свои компетенции  и полномочия в этой области. Муниципалитет  наиболее приближен к населению,

На муниципальном  уровне:

• выявляются все проблемные точки того или иного решения;

• реализуется непосредственное взаимодействие населения с властью;

• происходит оперативная защита от социальных рисков.

 

В настоящий  момент политическая воля государства  оформилась для решения тех проблем, которые уже давно вызывают тревогу специалистов, общественных организаций. Это сферы демографии, образования, здравоохранения, жилья.

В Челябинске действует  постоянная комиссия по социальной политике при городской думе. Также вопросами  социальной политики в ЧО занимаются: МСО, УСЗНы и др. органы.

Из доклада  министра СО ЧелОб: В соответствии с  приоритетами государственной социальной политики нашей стратегической целью  является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в  социальной защите государства.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

• Конституция Российской Федерации,

• Семейный кодекс Российской Федерации,

• Гражданский кодекс Российской Федерации,

• ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195,

• ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178,

• ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство  России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

15. Основы коммуникативной деят-ти СРка.. Профессию СРка можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности. Как особый феномен жизнедеятельности общества общение обладает специфическими содержательными и функциональными характеристиками. Обычно выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную ф-и общения. Имеется в виду, что общение — это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений 
Профессиональный СРк постоянно ведет общение с клиентами. Его поле деятельности – профессиональное общение. Наряду с чисто профессиональными знаниями, умениями и навыками, умение вести деловое общение является одним из важнейших признаков профессиональной пригодности СРка. 
Коммуникация – это особый вид отношений, в кр передающий информацию находится в контакте с принимающим ее. Коммуникация может происходить м/у более чем двумя людьми в одно и тоже время, образуя своеобразную систему. Система состоит из источника информации, информационного канала и цели. Различают два вида коммуникации – инструментальная и законченная. В первом случае СР хочет знать, какое воздействие оказывает его информация, во втором – он не интересуется реакцией клиента на информацию. 
Профессионал должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по – деловому точно ответить, убедить, переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение. В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение этой техникой – важнейший признак профессиональной пригодности специалистов любого профиля, чья деятельность связана с общением. Можно выделить ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет СРка. Специалист в этой области обязан:

  • знать речевой этикет и уметь его использовать;
  • организовать требуемый вид общения и управлять им;
  • анализировать предмет общения, его цели и задачи;
  • корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;
  • уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги и т.д.;
  • уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
  • иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;
  • владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;
  • уметь правильно строить речь и др. публичные выступления;
  • знать служебный этикет и уметь его использовать;
  • уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"