Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка
1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты
Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах - 135 домов. Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. В начале ХХв. в стране меценатами было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ. Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой-то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.
В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения.
вВ июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.
Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части - социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции: снижение уровня жизни; безработица; вынужденная миграция населения; профессиональное нищенство; криминогенная обстановка; падение уровня рождаемости; распад института семьи и брака.
№ 5. Социальные индикаторы и показатели уровня жизни населения
Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами.
Потребности людей разнообразны. Потребность - это необходимость в жизненных средствах, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностными качествами индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления.
Рост уровня жизни создает возможности для улучшения качества жизни, его материальную базу. Но условия, необходимые для улучшения качества жизни, не ограничиваются уровнем потребления товаров и услуг. Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития; среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д.
В рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.
Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов
Индикаторы уровня жизни.
Интегральными индикаторами уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий. С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами.
Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.
Индикаторы качества жизни
К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Система социальной защищенности включает: обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей, дотации и льготы малообеспеченным слоям населения
6.
Критерии и методы оценки
Эффективность (от лат.- исполнение, действие) – это результат (следствие) действий, средство.
Существует два
определения понятия «
1) ЭСР — это
соотношение между
Соотношения между результатами и затратами бывают: затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях более высокие по сравнению с прежними периодами; затраты сокращены, а результаты остались такими же, как и при несокращенных затратах или даже стали более высокими; затраты возросли, а результаты стали еще более высокими. На практике приходится считаться с предельными результатами, когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации целого ряда факторов в учреждении социальной защиты;
2) ЭСР — это фактически достигнутые и необходимые результаты. Основная проблема при таком определении — измерение (описание) результатов.
Поскольку результаты и затраты могут предполагаться или иметь вид целей (задач), ЭСР может быть соответственно предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой). Другими важными проблемами ЭСР являются оценка эффективности, выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.
Сущность в эффективности СР выражается в способности государства и общества, системы СЗ или ее отдельных элементов позитивно реагирующих и отвечающих на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. => понятие «эффективности» СР. можно выразить как max возможное достижение цели по удовлетворению потребностей клиента при оптимальных затратах.
Существенным
показателем понятия «
Стремление к идеалу - показатель эффективности всей общественной деятельности, в т.ч. и СР.
Для объективной оценки эффективности СР необходимо научно обосновать критерии.
Критерий - это признак, на основании которого оценивается результативность СР, мерило оценки ее эффективности, они должны быть объективны, отражать не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки.
Т.к. СР направлена
на удовлетворение соц. потребностей человека,
то главным критерием
Критерии эффективности СР: количественный, качественный (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия; нормы-пределы (прожиточный min, пределы экологических нормативов и др.).
В качестве обобщенного критерия оценки эффективности соц. деятельности выступают соц. нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.
Соц. нормативы - это расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемые в соц. практике. К ним относятся нормативы потребления, системы соц. гарантий, защиты, поддержки населения и т.п.
Эволюция соц.
идей постепенно выработала критерии
оценки социально-экономического развития
человечества. Они воплощаются в
критериях экономической
Критерий экономической
эффективности характеризует не
только уровень развития производительных
сил, но и умение предвидеть и предотвращать
опасные для жизни и здоровья
людей последствия вносимых в
природу антропогенных
Критерий соц. справедливости оценивает качество общественных (в частности, экономических) отношений с позиций обеспечения благосостояния, свободы и др. человеческих ценностей не в ущерб таким же интересам др. людей.
Методика — это описание некоего порядка, определенной последовательности, в частности оценки ЭСР.
Основу методик составляет конкретный оценочный метод или группа методов. Методы — это способы, приемы оценки, дающие ответ на вопрос, как, каким образом может производиться (или производится) оценка эффективности.
Методы практического определения эффективности СР включают:
- «задачи — результаты» («З — Р») и «задачи — результаты — затраты» («З — Р — 3»).
Метод «З-Р». Суть в том, что деятельность любого социального учреждения регламентируется положением (уставом), один из разделов которого содержит перечень задач. Задача — это описание желаемых (предполагаемых, намечаемых) результатов. В процессе функционирования каждое учреждение достигает определенных результатов, являющихся (по прошествии какого-то периода времени) своего рода измерителями степени (меры) достижения задач. Метод «З — Р — З. Затраты — это стоимость услуг, оказываемых данным учреждением определенным категориям людей, нуждающихся в социальной защите, помощи, поддержке.
-статистический анализ, когда на основе стат. данных устанавливаются тенденции развития и результатов СР;
-сравнительный анализ, т.е. сопоставление однотипных данных
-соц. демографический анализ динамики смертности и рождаемости, изменения уровня и качества жизни и др., что позволяет судить об эффективности соц. политики;
-параметрические
методы (предполагает описание
-социологические исследования (выявление степени удовлетворения потребностей клиентов) предпол использование анкеты, интервью;
-математическое
моделирование, способствующее
В зарубежной практике примен методы:
Для оценки эффективности СР используются и др. методы: метод измерений, комплексного подхода, эксперимент, анализ, синтез и др..
7.
Общественные организации в
Общество – это круг, людей, объединенных общностью положения, происхождения и интересов; это добровольное постоянно действующее объединение людей.
Общественное
объединение – добровольное, са
Общественные объединения классифицируются по организационно-правовым формам (общественные организации, общественные движения, общественные фонды), по статусу членов (объединения молодежи, детские объединения инвалидов, женские объединения), по направлению деятельности (правозащитные, экологические и т.д.). Наиболее часто встречающейся правовой формой объединения является общественная организация.