Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Файлы: 1 файл

OTVET__gos_mezhdistsip_ekzamen.doc

— 349.50 Кб (Скачать)
  1. Период общественного и частного призрения - с конца XIX в. до начала ХХ в.;

Крупным благотворительным  заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах - 135 домов. Одним из первых в  России специальных благотворительных  обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. В начале ХХв. в стране меценатами было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ. Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой-то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.

  1. Период государственного обеспечения - с 1917 по 1991 гг.;

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства  была направлена на повышение благосостояния трудящихся.С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения.

вВ июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.

Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость  проведения реформы социальной системы  и ее важной части - социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

  1. Период социальной работы - с начала 90-х годов по настоящее время.

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х  годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции: снижение уровня жизни; безработица; вынужденная миграция населения; профессиональное нищенство; криминогенная обстановка; падение уровня рождаемости; распад института семьи и брака.

 

 

№ 5. Социальные индикаторы и показатели уровня жизни населения

Уровень жизни  характеризует развитие и степень  удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными  словами, это структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами.

Потребности людей  разнообразны. Потребность - это необходимость в жизненных средствах, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностными качествами индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления.

Рост уровня жизни создает возможности для  улучшения качества жизни, его материальную базу. Но условия, необходимые для  улучшения качества жизни, не ограничиваются уровнем потребления товаров и услуг. Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития; среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д.

В рыночной экономике  важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные  отношения.

Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов

Индикаторы  уровня жизни.

Интегральными индикаторами уровня жизни  являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий. С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

К частным индикаторам уровня жизни  относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы.

Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами.

Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.

Индикаторы качества жизни

К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни  относятся индекс развития человеческого  потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Система социальной защищенности включает: обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей, дотации и льготы малообеспеченным слоям населения

 

 

6. Критерии и методы оценки эффективности  Социальной Работы.

Эффективность (от лат.- исполнение, действие) – это результат (следствие) действий, средство.

Существует два  определения понятия «эффективность социальной работы» (ЭСР):

1) ЭСР — это  соотношение между достигнутыми  результатами и затратами, связанными  с обеспечением этих результатов.  Основными проблемами при таком определении являются измерение результатов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

Соотношения между результатами и затратами бывают: затраты сохраняются  на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях более высокие по сравнению с прежними периодами; затраты сокращены, а результаты остались такими же, как и при несокращенных затратах или даже стали более высокими; затраты возросли, а результаты стали еще более высокими. На практике приходится считаться с предельными результатами, когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации целого ряда факторов в учреждении социальной защиты;

2) ЭСР — это фактически достигнутые и необходимые результаты. Основная проблема при таком определении — измерение (описание) результатов.

Поскольку результаты и затраты могут предполагаться или иметь вид целей (задач), ЭСР  может быть соответственно предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой). Другими важными проблемами ЭСР являются оценка эффективности, выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Сущность в  эффективности СР выражается в способности государства и общества, системы СЗ или ее отдельных элементов позитивно реагирующих  и отвечающих на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. => понятие «эффективности» СР. можно выразить как max возможное достижение цели по удовлетворению потребностей клиента при оптимальных затратах.

Существенным  показателем понятия «Эффективности соц. деятельности» следует принять также общепринятую норму или идеал. Этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному, почитание матери и т.д.) служат критерием нравственного здоровья (или нездоровья) общества. А СР направлена на их поддержание.

Стремление к  идеалу - показатель эффективности  всей общественной деятельности, в  т.ч. и СР.

Для объективной  оценки эффективности СР необходимо научно обосновать критерии.

Критерий - это  признак, на основании которого оценивается  результативность СР, мерило оценки ее эффективности, они должны быть объективны, отражать не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки.

Т.к. СР направлена на удовлетворение соц. потребностей человека, то главным критерием эффективности  СР явл полнота удовлетворения интересов  отдельного человека или различных  сообществ людей во всех сферах жизни.

Критерии  эффективности СР: количественный, качественный (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия; нормы-пределы (прожиточный min, пределы экологических нормативов и др.).

В качестве обобщенного  критерия оценки эффективности соц. деятельности выступают соц. нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.

Соц. нормативы - это расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемые в соц. практике. К ним относятся нормативы потребления, системы соц. гарантий, защиты, поддержки населения и т.п.

Эволюция соц. идей постепенно выработала критерии оценки социально-экономического развития человечества. Они воплощаются в  критериях экономической эффективности  и соц. справедливости.

Критерий экономической  эффективности характеризует не только уровень развития производительных сил, но и умение предвидеть и предотвращать  опасные для жизни и здоровья людей последствия вносимых в  природу антропогенных изменений.

Критерий соц. справедливости оценивает качество общественных (в частности, экономических) отношений с позиций обеспечения благосостояния, свободы и др. человеческих ценностей не в ущерб таким же интересам др. людей.

Методика —  это описание некоего порядка, определенной последовательности, в частности оценки ЭСР.

Основу методик  составляет конкретный оценочный метод  или группа методов. Методы — это  способы, приемы оценки, дающие ответ  на вопрос, как, каким образом может  производиться (или производится) оценка эффективности.

Методы практического определения эффективности СР включают:

- «задачи —  результаты» («З — Р») и «задачи  — результаты — затраты» («З  — Р — 3»).

Метод «З-Р». Суть в том, что деятельность любого социального  учреждения регламентируется положением (уставом), один из разделов которого содержит перечень задач. Задача — это описание желаемых (предполагаемых, намечаемых) результатов. В процессе функционирования каждое учреждение достигает определенных результатов, являющихся (по прошествии какого-то периода времени) своего рода измерителями степени (меры) достижения задач. Метод «З — Р — З. Затраты — это стоимость услуг, оказываемых данным учреждением определенным категориям людей, нуждающихся в социальной защите, помощи, поддержке.

-статистический  анализ, когда на основе стат. данных устанавливаются тенденции развития и результатов СР;

-сравнительный  анализ, т.е. сопоставление однотипных  данных 

-соц. демографический  анализ динамики смертности и  рождаемости, изменения уровня  и качества жизни и др., что  позволяет судить об эффективности соц. политики;

-параметрические  методы (предполагает описание состояния  пациента .(клиента) «на входе» (например, при приеме в Центр реабилитации  ребенка с ограниченными двигательными  возможностями) и «на выходе»,  т.е. после завершения реабилитационного периода. Разница между этими двумя параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, свидетельствующий об эффективности использованных реабилитационных методик, организации реабилитации, квалификации персонала и др.);

-социологические исследования (выявление степени удовлетворения потребностей клиентов)  предпол использование анкеты, интервью;

-математическое  моделирование, способствующее выявлению  наиболее эффективных моделей  СР.

В зарубежной практике примен методы:

  • метаанализ, предполагающий систематический отбор исследований с последующим изучением их результативности, а не только статистической значимости;
  • оценка клинической результативности – выявление степени «+» изменений в жизнедеятельности клиента в результате осуществляемого соц. воздействия.

Для оценки эффективности  СР используются и др. методы: метод  измерений, комплексного подхода, эксперимент, анализ, синтез и др..

 

7. Общественные организации в системе  СР.

Общество –  это круг, людей, объединенных общностью  положения, происхождения и интересов; это добровольное постоянно действующее объединение людей.

Общественное  объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные  объединения классифицируются по организационно-правовым формам (общественные организации, общественные движения, общественные фонды), по статусу  членов (объединения молодежи, детские объединения инвалидов, женские объединения), по направлению деятельности (правозащитные, экологические и т.д.). Наиболее часто встречающейся правовой формой объединения является общественная организация.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"