Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Адаптационные процессы в СР и методика их регулирования.
2. Взаимосвязь социальной экологии и социальной работы.
3. Гендерное измерение политики и участие женщин в политической жизни страны.
4. Исторические этапы развития соц. работы в России
....
30. Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Файлы: 1 файл

OTVET__gos_mezhdistsip_ekzamen.doc

— 349.50 Кб (Скачать)
  1. В условиях переориентации экономики с плановых начал на рыночные механизмы саморегуляции  одним из важнейших направлений СП государства является создание социально-гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, т.е. СЗ населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает,

во-первых, поддержание  баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами;

во-вторых, создание благоприятных условий для улучшения  жилищных условий граждан;

в-третьих, развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг;

в-четвертых, расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.

  1. Большое место занимает забота об укреплении семьи. Семья является, с одной стороны, результатом цивилизации, с другой, ее творцом, источником социального и экономического развития общества. Она производит главное богатство общества – человека. Здоровый морально-психологический климат, общая и психолого-педагогическая культура делают ее незаменимой социально-психологической, коммуникативной ячейкой формирования личности, укрепляющей здоровье человека. Однако, следует отметить, что внимание, которое уделяется семье со стороны государства, далеко недостаточно и многие проблемы семейно-бытовых отношений резко обострились. В СП государства находят отражение меры по увеличению помощи семьям, имеющим детей, распространены льготы работающим женщинам, связанные с рождением и воспитанием детей и другие меры.
  2. Важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Проведение в жизнь принципа социальной справедливости – непременное условие стабильности и устойчивости гражданского общества, динамизма его развития. Социальная справедливость – это оценочное понятие различных явлений и фактов общественной жизни.
  3. Одним из самых существенных направлений СП является поддержание на должном уровне и всемирное развитие социального потенциала личности, семьи, населения в целом. Под ним в данном случае мы понимаем непрерывно накапливаемые ресурсы для полноценного воспроизводства и развития своих жизненных сил, созидательных возможностей трудовой и духовной самореализации. Важнейшим механизмом наращивания социального потенциала общества и является СП государства, призванная обеспечить непрерывное функционирование и развитие соц. сферы, расширение и качественное воспроизводство условий жизни населения, гармонизацию общественных отношений.

 

Таким образом, сложившаяся сейчас социальная ситуация в обществе вызывает острую научную  и практическую потребность в более целенаправленном поиске и реализации новых подходов к формированию СП государства, мобилизирующей деятельность всех учреждений и организаций социальной сферы на ликвидацию нависшей над обществом угрозы социальной деградации. 

26.Социально-психологическая и педагогическая помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами.

Согласно Декларации ООН о правах инвалидов 1975 г. инвалид- это любое лицо, которое не может  самостоятельно обеспечить полностью  или частично потребности нормальной личной жизни в силу недостатка его физических или умственных возможностей. Но инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и как ограничение возможностей. Причиной ограничения возможностей может стать недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, недостаточное развитие протезно–ортопедической промышленности, неприспособленность среды обитания к специфическим нуждам лиц с ограниченными возможностями. Проблемы инвалидности  не могут быть поняты вне социо-культурного окружения человека – семьи, дома-интерната и т.д. В то же время помощь должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Присутствие в семье ребёнка с нарушениями развития может полностью изменить жизнедеятельность семьи, сократить возможности для получения дохода, отдыха, социальной активности.

Семьи, воспитывающие  детей с особыми нуждами (детей-инвалидов), вынуждены решать все основные проблемы, сопутствующие инвалидности, т.е. малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности, возникающие психолого-педагогические проблемы и т.д., но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида в специализированный интернат. Подобное решение заслуживает одобрение, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка чрезвычайно велики, поэтому необходимо пристальное внимание и помощь со стороны социальных служб.

В РФ помощь таким семьям оказывается  в ряде учреждений социальной сферы:

1) КЦСОН в отделении психолого-педагогической помощи (помощь в воспитании детей, ознакомление с особенностями разных возрастных периодов, ↑ психологической устойчивости в сферах межличностного, семейного общения, проведение тренингов по снятию напряженности, тревожных состояний, организация работы групп взаимопомощи), в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями (реализация ИПР, организация досуга, обучение навыкам самообслуживания, общения, работа с родителями и т.д.;

2) в центрах психолого-педагогической помощи населению. Работают в них и с окружением ребенка (проведение психологического, медицинского, педагогического обследования, направление на выявление форм и степени социальной дезадаптации, разработка ИПР). Важно взаимодействие социального работника с родителями для социальной адаптации ребенка.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями  – одна из наиболее важных и трудных  задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребёнка и семьи. Это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующий развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации. Обязательно есть мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь в организации отдыха и т.д.

Реабилитационный  центр для детей с ограниченными  возможностями.

Виды услуг:

  • консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка, обсуждение жизненной ситуации, психологических особенностей членов семьи, работа над личностными проблемами, привитие навыков самообслуживания, развитие коммуникативных навыков.
  • социально-психологическая реабилитация (детей и родителей) – индивидуальные консультации с психологом, психотерапевтом, тренинги, проработка страхов.
  • социально – педагогическая поддержка – профориентационная работа, работа над трудностями в обучении
  • эстетическое воспитание – знакомство с учреждениями культуры, встречи с артистами, вовлечение ребёнка в участие в культмассовых мероприятиях.
  • МСР – физиотерапия, привитие знаний о ЗОЖ, половое воспитание.

 

27. Социальные проблемы общества  и роль социальной работы в  их разрешении.

Социальные  проблемы общества:

  1. Проблемы занятости (конкуренция на РТ, сокращение числа рабочих мест) – ГСЗН реализует программы содействия занятости;
  2. Несоблюдение норм охраны труда (инвалидизация) – СР осуществляет: профилактика инвалидности, консультации по правам и льготам, помощь в помещении в стационар лечебно-профилактического учреждения и т.д.;
  3. Старение населения (снижение рождаемости, улучшение качества медицинского обслуживания) – вовлечение в активную жизнь, обслуживание на дому, помещение в стационарные учреждения;
  4. Обнищание населения (низкие заработные платы и пенсии, отсутствие источника дохода) – оказание материальной, натуральной и других видов помощи;
  5. Увеличение числа химически зависимых – работа с семьёй, профилактика, пропаганда ЗОЖ;
  6. Рост миграции – помощь в получении статуса, обеспечение жильём, работой, адаптация, психологическая реабилитация и т.д.;
  7. Проблемы семьи и детства (беспризорность, воспитание, обучение) – материальная, социальная, психологическая, правовая и другая помощь, патронаж, помощь в обучении и воспитании и т.д.;
  8. Рост преступности;
  9. Увеличение числа больных ВИЧ и СПИД;
  10. Слабая информированность населения о деятельности социальных служб.

 

28. Социум и социальные отношения  как предметная сущность социальной  работы.

Главным объектом и предметом исследования теории СР являются социальные отношения, взаимодействия и взаимосвязи между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими не одинаковое участие в его развитии, различное по уровню и качеству жизни, источникам и величине дохода.

Социальные  отношения, в широком смысле, выражают связи, контакты между людьми. СР изучает следующие аспекты социальных отношений: закономерности, принципы, методы работы с различными социальными группами, пути и способы реализации задач СР, и её кадрового и информационного обеспечения, анализ отношений различных государственных и общественных институтов СЗ и обследования населения, механизм социального управления в системе СР. Говоря о социуме и соц. отношениях как предметной сущности СР мы касаемся её глубинной сути как науки о человеке, его связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования входит в число непосредственных практических задач СР. Основополагающей целью является гармонизация всей системы социальных отношений - в семье, в коллективе, в обществе. 

29. Становление и развитие теории  и практики социальной работы  за рубежом.

Системы государственной  социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий,  и имеют различия в подходах, методах и организации, оформлении, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач.

Есть 2 модели зарубежные практики СР: европейская (либеральная) и американская

  1. В Европе развитие соц. обеспечение имеет длительную историю. Оно формировалось при ослаблении общинных связей и слабеющей поддержке нуждающихся со стороны ближнего окружения. В Европе высокая степень участия государства в финансировании, планировании, в определении приоритетов и реализации соц. политики. Значительную роль в предоставлении соц. услуг и обширном охвате населения ими принадлежит местным органам.

Задачи соц. обеспечения в Европе:

1)создание одинаковых  возможностей для реализации;

2)обеспечение  достойного уровня жизни; 

3)достижение  социального равенства и справедливости.

Основным направлением соц. политики является не столько поддержка  бедных, сколько защита стабильного  уровня жизни трудящихся. Для европейских  стран характерно соучастие государственных и общественных структур в периоды жизненных кризисов. Основные функции соц. обеспечения принадлежат промышленным корпорациям и профсоюзам. Минусы Европейской системы: дороговизна, расточительность.

  1. Американская (патерналистская) – низкий уровень участия государства. Действующая система СЗ населения является очень гибкой, хотя и весьма сложной. ЕЕ характерная особенность и основное отличие от большинства Европейских моделей – децентрализация. Она состоит из разного рода соц. программ. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативностью учитывать потребности в соц. помощи конкретного региона, т.е. система соц. помощи США базируется на принципе индивидуального подхода к потребностям каждого клиента.

Основными задачами соц. сферы являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь. Низкие расходы, т.к. соц. программы направлены только на самых бедных. На случай старости, болезни, безработицы действует система страхования.

30.  Цели, задачи и основные направления органов и учреждений социальной защиты

Под СЗ следует  понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами по обеспечению гарантируемых условий жизни (минимальный достаток), поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования.

В структуру СЗ входит два понятия:

1) Социальная  помощь – система социальных  мер в виде содействия, поддержки  и услуг, оказываемых отдельным  лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержание их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе;

2) Социальная  поддержка – специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Поэтому основной целью деятельности органов и учреждений СЗ является оказание различных видов социальной поддержки населения, попавшего в кризисную ситуацию.

Основные задачи:

1) выявление  совместно с государственными  и общественными организациями  причин и факторов социального  неблагополучия нуждающихся категорий;  создание банка данных по различным  категориям нуждающегося населения;

2) определение  и предоставление конкретных  видов и форм адресной социальной  помощи и услуг нуждающихся; 

3) создание условий  для обеспечения социально-психологической  и иной социальной реабилитации  нуждающихся, попавших в кризисную ситуацию;

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"