Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"

Файлы: 1 файл

OTVYeT_NA_BILYeT_NA_GOS.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

1. Сущность и категориальный  аппарат социальной работы, его  характеристика.

Категория – наиболее общее, основное понятие в той или иной науке.

Категориальный аппарат – это совокупность, система понятий и категорий, которые вырабатывает  любая наука с целью точного и глубоко понимания и обозначения тех явлений действительности, которые она изучает, а также с целью использования их научного инструментария в дальнейшем познании своего объекта и предмета. “Категория” и “понятие” практически синонимы, однако под категорией обычно понимается наиболее широкое фундаментальное, важное понятие.

Вся система категорий СР как научной дисциплины базируется на соц. Категориях: общество, деятельность, соц.отношения, соц.групп, соц.институтов, соц.сфера. Существует 4 основные соц.сферы:

  1. Материальная (производств, эконом.) – ее основная функция – удовлетворение материальных потребностей людей.
  2. Духовная (культурная) – удовлетворение духовных потребностей.
  3. Политическая  - удовлетворение потребностей людей в управлении обществом, государством.
  4. Социальная сфера – удовлетворение, так называемых,  социожизненных потребностей, т.е. потребностей, которые остаются за рамками трех сфер общества и без удовлетворения которых немыслимо  нормальное формирование любого общества. В социальную сферу традиционно входят такие подсистемы как:  система образования и воспитания,  система здравоохранения, система социального страхования, система транспорта и связи, бытового обслуживания, социальной защиты населения и социальная работа

СР выступает как важнейшая форма существования и формирования социальной сферы общества, различаются: 1. В широком смысле СР – это работа в социальной сфере. 2. В узком смысле СР – это особый вид профессиональной деятельности, проводимой преимущественно в социальной сфере общества.

В последнее время для обозначения СР  во 2 смысле все чаще используется термин “социономия”.

Очень важными, близкими, но не тождественными понятию “социальная работа” является: Соц.защита – система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами по обеспечению достаточных условий жизни людей, поддержанию эффективного жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Соц.поддержка - специальные меры, направленные на поддержания условий достаточных для существования слабых социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности.

Соц. помощь – система специальных мер в виде содействия и услуг, конкретно оказываемых отдельным лицам или группам населения для преодоления или  смягчения жизненных трудностей людей, поддержания их социального статуса, полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Соц.политика -  определенная ориентация и система мер на макро уровне социальной работы по оптимизации развития общества, отношений между социальными группами, по созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

 

2. Коммуникативные основы  социальной работы.

Одна из важнейших особенностей СР является то, что приоритет деятельности специалиста занятого в ней служит профессиональное общение.

Функции коммуникации в СР:

  1. Информационно-консультативная передача информации в чистом виде.
  2. Регулятивно-коммуникативная – направлена на коррекцию поведения клиента.
  3. Аффективно-коммуникативная  - направлена на снятие эмоционального напряжения у клиентов и между клиентами.

Структура общения СР-ка: коммуникативное (воздействие), интерактивное (взаимодействие), перцептивное (восприятие).Виды общения:

  1. По положению в пространстве и времени: контактное, дистанционное.
  2. По наличию и отсутствию какого-либо опосредованного аппарата: опосредование, неопосредование
  3. С т.з. формы сущест-я языка: устное, письменное.
  4. С т.з. переменной постоянной позиции я говорю, ты слушаешь – диалог, монолог.
  5. С т.з. кол-ва участников: массовое, межличностное.
  6. С т.з. обстановки общения и взаимоотношений: частное, официальное.

Речевое общение – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, которое направлено на реализацию конкретной целевой установки и протекающего на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности (обоюдно, сознательно, целенаправленно). Основное средство язык, но важнейшую роль играют мимика, жесты.

Различают вербальную (словесные) и невербальную (жесты) коммуникацию. В процессе общения человек решает следующие задачи: 1) получить информацию. 2) передача информации. 3) достижение постоянной цели путем убеждения и побуждения клиента к действию. 4) получение дополнительной информации о клиенте. 5) позитивная само презентация.

Коммуникация и общение наиболее эффективны между клиентом и  социальным работником,  когда обе стороны говорят на одном языке, есть обратная связь, отсутствует искажение информации. Чем больше искажена информации, тем больше потребностей в обратной связи.  СР должен устранить помехи и повысить обратную связь  - повторением значимых слов, выделить особо значимые места, расставить акценты, использовать яркие образы.

Факторы влияющие на расстановку информации:

- чувствительность к определенному  виду связей;

- скорость восприятия;

- индивидуальные особенности клиента;

- степень заинтересованности  клиента  в информации.

СР-к должен говорить громко, отчетливо, достаточно медленно, обращаясь к клиенту по имени отчеству, использовать комплименты, доброжелательное выражение лица, эмпатию.

 

3. Философско-методологические  основы социальной работы.

В каждой науке существует три группы методов познания своего объекта и предмета.

I. Философские методы  исследования

II. Общенаучные: 

III. Частные (специальные).

Философские методы исследования чаще всего выступают в роли исходных принципов научного исследования.  Особую группу составляют три метода-принципа (закона) диалектики:

1. Закон борьбы и единства  противоположностей. Этот закон  отвечает за источник развития.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные (отвечает за характер изменений).

3. Закон отрицание отрицания (отвечает  за общее направление развития, представляя его как происходящее  в конечном счете по спирали).

Кроме этих принципов в теории социальной работы применяются и другие философские методы и принципы:

4. Принцип детерминизма, т.е. все  имеет свою причину и обусловленность, все социальные процессы выступают  в форме причинно-следственных  связей.

5. Принцип гносеалогизма  (познаваемости) – нет вещей непознаваемых, есть вещи непознанные.

6. Принцип отражения: при взаимодействии  любые предметы, явления, процессы  способны запечатлевать в себе  те или иные качества и свойства  друг друга.

7. Принцип историзма (здесь и  теперь – анализ).

8. Принцип гуманизма.

9. Принцип единства теории и практики, познания и деятельности (действуем познавая, познаем чтобы действовать).

 

4. Психолого-педагогические  основы СР.

Психологический инструментарий СР. Существует  2 точки зрения: Первая. Психологическую  практику могут использовать люди только со специальным медицинским образованием (США). Вторая. В принципе  требования не должны быть жесткими (Европа, Россия)

У практ-го психолога 4  направления так и у СР-ка.

  1. Психодиагностика  - СР-к с помощью тестов, опросников и др. исследует психическое состояние и доводит до клиента его психическое состояние. 2. Психологическая коррекция 3. Психологическое консультирование – помочь найти как можно больше вариантов поведения, решения своей проблемы (1-3 встречи) 4. Психопрофилактика – направлена на предупреждение возможных нарушений в развитии индивида и на создание условий для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Ряд принципов из психологии: 1. Принцип конфиденциальность. 2. Принцип безоценочности. 3. Партнерские отношения. 4. Принцип терпимости (толерантности).5. Создание комфортной среды. 6.  Доступности информации (должен знать язык клиента)

Педагогический инструментарий СР. Постоянное обновление знаний (пополнение). Педагогические методы обучения, воспитания: активные методы обучения – ролевые игры, анализ конкретной ситуации, деловые игры, беседы. Методы воспитания:

Убеждение – сформировать готовность активно включиться в деятельность. Доклады дискуссии, доклады.

Метод побуждения – настроить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Добрый совет, инструктаж.

Метод поощрения – положительная оценка действий человека. Одобрение, благодарность, похвала.

Метод порицания – замечания, реакция на нежелательную деятельность.

 

5. Общая характеристика социальной работы как теории, науки.

СР как нука предствалвяет собой сферу человеческой деятельности, функция которой сосотоит в выюработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной деятельнсоти – социальной сфере и специфической социафльнй деятельнсоти .

Объектом теории социальной работы является сама социальная работа, как особый вид деятельности, конкретная  практика этой деятельности, как особый социальный институт, а также связанные с ней основные категории и понятия (социальная сфера, социальные отношения, группы и т.д.).

Предметом теории социальной работы являются важнейшие закономерности, особенности, условия, факторы и т.п., формирование и развитие института социальной работы.

Объект и предмет теории социальной работы конкретизируются в ее функциях, важнейшими из которых являются:

  1. Теоретико-познавательная функция.
  2. Практико-преобразовательная  (Эти две функции являются общими для любой науки).
  3. Аналитико-прогностическая – анализ конкретных социальных явлений, проблем, тенденций и т.р., а также прогнозирования и моделирования процессов общественной жизни и  социального развития на базе предшествующего анализа.
  4. Организационно-методическая: изучение творческих форм работы социальных служб, распространение опыта их деятельности, помощь в создании и формировании социальных служб.
  5. Рекламно-просветительская.
  6. Социо-интегративная: объединение усилий разных специалистов, как теоретиков, так и практиков для решения проблем в социальной сфере для создания эффективной системы социальной защиты населения.

В каждой науке существует три группы методов познания своего объекта и предмета.

I. Философские методы исследования

II. Общенаучные

III. Частные (специальные)

Структура теории социальной работы не отличается от структуры большинства наук. Обычно выделяют три структурных уровня: Философско-методологический, Специально-теоретический, Эмпирико-прикладной.

На философско-методологическом уровне выявляется глубинные, наиболее важные основания и проблемы изучаемого объекта и предмета.

Специально-теоретический  уровень связан с решением конкретных проблем в той или иной области исследования.

Эмпирико-прикладной уровень предполагает непосредственный выход в практику, он призван вырабатывать рекомендации для улучшения работы специалистов-практиков.

 

6. Социально-психологический  тренинг (СПТ).

Один из ведущих методов в практике СР-ка, направленный на повышение общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в т.ч. на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, проф.умений. 

СПТ группируется по следующим критериям: 1) цель а) психокоррекционный тренинг, направленный на изменение психической сферы человека с конечной целью совершенствование самосознания, поведения, профессиональной деятельности. б) игровые и методические тренинги – направленные на подготовку проф.специалистов-тренеров.

2. По конкретным задачам. а) психотеропевтическое; психодрама, групповые встречи, Гештальт-терапия, эстетическая терапия (лепка, музыка, арт); б) СПТ личностного развития самопозиция, утверждение в себе самореализации  личности, развитие жизненных целей. в) обучающий Тренинг перцептивный -- вид тренинга, направленный на развитие способностей, адекватного познания себя , других людей и отношений; коммуникативный, разрешение конфликтов, деловое общение, поведение в экстренных ситуациях; организационный гармонизация социально-психологического климата, формирование команды. 3. По типу объекта психологического воздействия. а) работа с индивидом; б) работа с экспериментальной группой; в) с реальными группами (производственный  коллектив, семья). 4. По числу участников объекта воздействия а) аутотренинг, б) индивидуальный тренинг, в) групповой тренинг. 5. По числу ведущих а) без ведущих б) с одним ведущим в) с несколькими ведущими г) по инструкции социального работника. 6. По времени реализации а) кратковременные, или разовые (2-12 часов) б) циклические, в) долговременные. 7. по техническому обеспечению а) безаппаратные в) аппаратурные. 8. По составу объекта воздействия а) по однородности, б) по возрасту.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"