Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"

Файлы: 1 файл

OTVYeT_NA_BILYeT_NA_GOS.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

Принципы тренинга:

  1. Принцип активности.
  2. Принцип исследовательской (творческой) позиции.
  3. Принцип объективации (осознания) поведения. 
  4. Принцип партнерского (субъект - субъектного) общения.

 

7. Характеристика социальной  работы как профессиональной  деятельности.

В системно-структурном отношении СР как  профессиональная деятельность представляет собой целостную систему знаний, учебных наук (УН), функций, средств, принципов и методов.

СР (Панов, РФ) – “интегрируя подходы отечественных  и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, полагаем, что оно включает в себя три аспекта:

  1. Оказание помощи отдельным людям или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, путем – поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа, использования других видов социальных услуг;
  2. Актуализация потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (“Помоги себе сам”);
  3. Целенаправленное влияние на формирование и реализацию социальной политики на всех уровнях от муниципального до федерального, с целью обеспечить социально-здоровую среду жизнедеятельности и жизнеобитания человека, создать систему эффективной поддержи людям оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Первые  два аспекта представляют собой микроуровень, а третий макроуровень социальной работы, как профессиональной деятельности.

Лаврененко: “Исходя из сказанного, может решаться вопрос о субъектах и объектах социальной работы. Ясно, что ее объектом выступают не только отдельные люди и социальные группы, на которые она направлена, но, в конечном счете, та совокупность общественных отношений, которая формирует и определяет социальное самочувствие человека, и на основе которой удовлетворяются его социальные потребности и интересы. Эффективно воздействовать на нее могут не только  отдельные социальные работники сами по себе, а вся система социальной помощи и социальной защиты населения, прежде всего те ее звенья, которые непосредственно включены в структуры законодательной и исполнительной власти (соответствующие органы управления, Государственная Дума РФ, Министерство труда и социального развития и т.д.). Иными словами, проблема субъектов социальной работы решается таким образом, что в качестве таковых выступают не только профессиональные социальные работники, но и все те, то прямо или косвенно организует эту работу. С другой стороны, отдельные люди и социальные группы на которые ориентированы социальные работники выступают не только как объекты, но и как субъекты социальной работы, решающие вопросы своего образа жизни и социального самоутверждения с позиции собственных потребностей и интересов <…>. Каждый из них действует в соответствии со своим самосознанием и миропониманием. Всё это надо учитывать в теории и практике социальной работы.”

Субъекты

Объекты

Микроуровень  - социальные работники

Клиент

Мезо – социальные службы

 

Макро – государственные органы


 

Вся совокупность УН в практике социальной работы представляет собой функционально-ролевой репертуар СР-ка.

  1. Американский ученый Баркер приводит следующий ряд УН СР-ка:
  2. Выслушивать другого с пониманием и определенной целью.
  3. Выявить информацию для составления социальной истории клиента (диагностика).
  4. Создать и поддерживать профессиональные взаимоотношения по оказанию помощи клиенту.
  5. Наблюдать и интегрировать вербальное и невербальное поведение клиента.
  6. Вовлекать клиента в попытки решить его проблемы на основе взаимного доверия.
  7. Обсуждать сложные для клиента темы, доверительно и без угроз.
  8. Находить творческие решения проблем клиента.
  9. Определять необходимость и форму прекращения профессиональных отношений с клиентом.
  10. Проводить исследование, особенно социологические, а также вести анализ профессиональной литературы.
  11. Выступать в роли посредника между различными сторонами.
  12. Предоставлять услуги по осуществлению связи между организациями.
  13. Вступать в контакт с источниками  финансирования, с общественностью, с законодателями и т.п.

Кроме  указанных УН Баркер также приводит: Умение ясно говорить и писать. Обучать других. Служить моделью ролевого поведения. Критически оценивать свою деятельность, обладать высокой рефлексией (способностью к самоконтролю и взгляду на себя со  стороны). Действовать в состоянии стресса и выходить из него.

Обобщая УН СР-ка можно выделить их следующие блоки:

        • Диагностический;
        • Аналитический;
        • Коммуникативный;
        • Посреднический.

Существуют некоторые различия между понятием “принципы” и “методы” оно заключается в том, что принципы – это основополагающие, исходные цели, правила, нормы, и они носят более постоянный и обязательный характер, а методы как определенные  средства, приемы, механизмы деятельности более подвижны и могут меняться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах. В социальной работе обычно выделяют пять блоков принципов:

I. Принципы социально-политические

II. Социально-экономические

III. Морально-этические

IV. Организационные

V. Психолого-педагогические

И три группы методов: I. Социально-экономические методы  II. Организационно-распорядительные методы.  III. Психолого-педагогические методы.

 

8. Благотворительность  как социальный феномен.

Благотворительность. В узком смысле — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения.   В широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общества, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Объекты благотворительности:

  1. Люди страдающие от тяжелых недугов.
  2. Люди с ограниченными возможностями для жизнедеятельности.
  3. Дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятых норм.

Многие исследователи выделяют несколько этапов благотворительности в России:

  1. 9-15 вв. Россия прошла путь от подаяния  и милостыни до простейших форм благотворительности при церкви: открытие богаделен, призрение бедных.
  2. 15в – 1861 г. – в этот период происходит зарождение и развитие различных государственных форм призрения; предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: первая – в форме учреждений и  в виде пособий, вторая в форме предоставления земельных участков.
  3. 1861 до начала 1908 – особенное развитее получает частная благотворительность, мещанство (поддержка творческих людей).
  4. 1917 г. – середина 80-х гг. – различные формы благотворительности концентрируются в различных государственных органах, нацеленные на тот или иной вид помощи.
  5. с 80-х гг. по настоящее время развитие различных видов частной благотворительности в форме соответствующих организаций, фондов и т.д.

Первые фонды в России появились к 80-м гг. например: Детский фонд, Фонд Культуры, Фонд Милосердия и здоровья.

За довольно короткие сроки они  накопили большой опыт благотворительской деятельности.

Благотворительная деятельность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по: бескорыстной передаче гражданам или юр.лицам имущества, в том числе денежных средств; бескорыстное выполнение работ, по предоставлению различных услуг и оказанию поддержки, предусмотренной законом.

Благотворительная деятельность регулируется ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 11.08.95.

Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность на безвозмездной основе по своей воле, а не по принуждению.

Волонтерские союзы – объединение людей по специфическим интересам.

Благополучатели – люди, получающие благотворительную помощь добровольцев.

 

9. Социальная реабилитация  и  ее характеристика.

Социальная реабилитация может рассматриваться  как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество, так и как результат воздействия на личность или ее отдельные психические и физические функции. Это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (беженцы, безработные, пожилые граждане), девиантного поведения личности. Основные мероприятия реабилитационного процесса направлены на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества.

Цель социальной реабилитации – восстановление социального и личностного статуса человека.

Принципы: 1) гарантированность государством и закрепление в законодательстве права на реабилитационные меры; 2) общедоступность мер реабилитации; 3) ориентация мер реабилитации на потенциальные способности человека к самообеспечению - «Помоги себе сам»; 4) гуманистическая направленность реабилитация с обеспечением уважения к личности; 5) системность и стабильность мер реабилитации.

Условия эффективности: 1) раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) комплексный характер реабилитационных мероприятий, т.е.  использование всех средств, которыми располагает служба реабилитации; 3) непрерывность.

Различают медицинский, психологический, социально-бытовой  и профессиональный аспекты реабилитации.

Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию утраченных и нарушенных функций, проведение различных лечебных и корригирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно полезной деятельности. 

Под психологической реабилитацией понимается система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Социально-бытовая реабилитация инвалидов - это система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, включающие социально-средовую  ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Социально-бытовая адаптация предусматривает определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях.

Профессиональная реабилитация это система и процесс восстановления трудоспособности и конкурентоспособности инвалидов на рынке труда в доступных условиях:      на его прежнем рабочем месте;      на новом рабочем месте по прежней специальности;      профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков;  профессиональное обучения новой специальности; адаптация инвалида к такой трудовой деятельности.   Целью профессиональной реабилитации является достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения.

 

10. Ведущие принципы и  методы социальной работы.

Существуют некоторые различия между понятием “принципы” и “методы” оно заключается в том, что принципы – это основополагающие, исходные цели, правила, нормы, и они носят более постоянный и обязательный характер, а методы как определенные  средства, приемы, механизмы деятельности более подвижны и могут меняться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах. В социальной работе обычно выделяют пять блоков принципов:  I. Принципы социально-политические II. Социально-экономические III. Морально-этические IV. Организационные V. Психолого-педагогические

И три группы методов:  I. Социально-экономические методы  II. Организационно-распорядительные методы.   III. Психолого-педагогические методы.

I. Основные социально-политические принципы.

  1. Принцип государственного подхода: необходимость учета в своей деятельности интересов государства как первоочередных. В частности предполагает борьбу с узковедомственными проявлениями и бюрократизмом.
  2. Принцип гуманизма (является и морально-этическим)  предполагает признание человека высшей ценностью.
  3. Принцип демократизма: означает в данном случае умение вступать в контакт с любым клиентом, независимо:  - От его особенностей (национальных,  возрастных, половых и т.д.) - От личных пристрастий, симпатий и антипатий самого социального    работника.
  4. Принцип законности и справедливости.

II. Среди социально-экономических принципов особое место занимает принцип стимулирования, т.е. поддержка в тех или иных формах.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"