Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"
Принципы тренинга:
7. Характеристика социальной работы как профессиональной деятельности.
В системно-структурном отношении СР как профессиональная деятельность представляет собой целостную систему знаний, учебных наук (УН), функций, средств, принципов и методов.
СР (Панов, РФ) – “интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, полагаем, что оно включает в себя три аспекта:
Первые два аспекта представляют собой микроуровень, а третий макроуровень социальной работы, как профессиональной деятельности.
Лаврененко: “Исходя из сказанного, может решаться вопрос о субъектах и объектах социальной работы. Ясно, что ее объектом выступают не только отдельные люди и социальные группы, на которые она направлена, но, в конечном счете, та совокупность общественных отношений, которая формирует и определяет социальное самочувствие человека, и на основе которой удовлетворяются его социальные потребности и интересы. Эффективно воздействовать на нее могут не только отдельные социальные работники сами по себе, а вся система социальной помощи и социальной защиты населения, прежде всего те ее звенья, которые непосредственно включены в структуры законодательной и исполнительной власти (соответствующие органы управления, Государственная Дума РФ, Министерство труда и социального развития и т.д.). Иными словами, проблема субъектов социальной работы решается таким образом, что в качестве таковых выступают не только профессиональные социальные работники, но и все те, то прямо или косвенно организует эту работу. С другой стороны, отдельные люди и социальные группы на которые ориентированы социальные работники выступают не только как объекты, но и как субъекты социальной работы, решающие вопросы своего образа жизни и социального самоутверждения с позиции собственных потребностей и интересов <…>. Каждый из них действует в соответствии со своим самосознанием и миропониманием. Всё это надо учитывать в теории и практике социальной работы.”
Субъекты |
Объекты |
Микроуровень - социальные работники |
Клиент |
Мезо – социальные службы |
|
Макро – государственные органы |
Вся совокупность УН в практике социальной работы представляет собой функционально-ролевой репертуар СР-ка.
Кроме указанных УН Баркер также приводит: Умение ясно говорить и писать. Обучать других. Служить моделью ролевого поведения. Критически оценивать свою деятельность, обладать высокой рефлексией (способностью к самоконтролю и взгляду на себя со стороны). Действовать в состоянии стресса и выходить из него.
Обобщая УН СР-ка можно выделить их следующие блоки:
Существуют некоторые различия между понятием “принципы” и “методы” оно заключается в том, что принципы – это основополагающие, исходные цели, правила, нормы, и они носят более постоянный и обязательный характер, а методы как определенные средства, приемы, механизмы деятельности более подвижны и могут меняться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах. В социальной работе обычно выделяют пять блоков принципов:
I. Принципы социально-политические
II. Социально-экономические
III. Морально-этические
IV. Организационные
V. Психолого-педагогические
И три группы методов: I. Социально-экономические методы II. Организационно-
8. Благотворительность как социальный феномен.
Благотворительность. В узком смысле — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения. В широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общества, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Объекты благотворительности:
Многие исследователи выделяют несколько этапов благотворительности в России:
Первые фонды в России появились к 80-м гг. например: Детский фонд, Фонд Культуры, Фонд Милосердия и здоровья.
За довольно короткие сроки они накопили большой опыт благотворительской деятельности.
Благотворительная деятельность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по: бескорыстной передаче гражданам или юр.лицам имущества, в том числе денежных средств; бескорыстное выполнение работ, по предоставлению различных услуг и оказанию поддержки, предусмотренной законом.
Благотворительная деятельность регулируется ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 11.08.95.
Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность на безвозмездной основе по своей воле, а не по принуждению.
Волонтерские союзы – объединение людей по специфическим интересам.
Благополучатели – люди, получающие благотворительную помощь добровольцев.
9. Социальная реабилитация и ее характеристика.
Социальная реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество, так и как результат воздействия на личность или ее отдельные психические и физические функции. Это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (беженцы, безработные, пожилые граждане), девиантного поведения личности. Основные мероприятия реабилитационного процесса направлены на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества.
Цель социальной реабилитации – восстановление социального и личностного статуса человека.
Принципы: 1) гарантированность государством и закрепление в законодательстве права на реабилитационные меры; 2) общедоступность мер реабилитации; 3) ориентация мер реабилитации на потенциальные способности человека к самообеспечению - «Помоги себе сам»; 4) гуманистическая направленность реабилитация с обеспечением уважения к личности; 5) системность и стабильность мер реабилитации.
Условия эффективности: 1) раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) комплексный характер реабилитационных мероприятий, т.е. использование всех средств, которыми располагает служба реабилитации; 3) непрерывность.
Различают медицинский, психологический, социально-бытовой и профессиональный аспекты реабилитации.
Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию утраченных и нарушенных функций, проведение различных лечебных и корригирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно полезной деятельности.
Под психологической реабилитацией понимается система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.
Социально-бытовая реабилитация инвалидов - это система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, включающие социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Социально-бытовая адаптация предусматривает определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях.
Профессиональная реабилитация это система и процесс восстановления трудоспособности и конкурентоспособности инвалидов на рынке труда в доступных условиях: на его прежнем рабочем месте; на новом рабочем месте по прежней специальности; профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков; профессиональное обучения новой специальности; адаптация инвалида к такой трудовой деятельности. Целью профессиональной реабилитации является достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения.
10. Ведущие принципы и методы социальной работы.
Существуют некоторые различия между понятием “принципы” и “методы” оно заключается в том, что принципы – это основополагающие, исходные цели, правила, нормы, и они носят более постоянный и обязательный характер, а методы как определенные средства, приемы, механизмы деятельности более подвижны и могут меняться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах. В социальной работе обычно выделяют пять блоков принципов: I. Принципы социально-политические II. Социально-экономические III. Морально-этические IV. Организационные V. Психолого-педагогические
И три группы методов: I. Социально-экономические методы II. Организационно-
I. Основные социально-политические принципы.
II. Среди социально-экономических принципов особое место занимает принцип стимулирования, т.е. поддержка в тех или иных формах.