Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"

Файлы: 1 файл

OTVYeT_NA_BILYeT_NA_GOS.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

3. Социально-культурные: право на  образование; право на охрану  здоровья; право на пользование  культурными ценностями; свобода  художественного, технического и  научного творчества; право на  социальную защиту.

4.  Личные права граждан: право на жизнь; право на неприкосновенность личности и ее жилища; право на охрану личной жизни и достоинства право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграмм и т.д. свобода совести и вероисповедания

  1. Юридические обязанности.

1. Обязанности обеспечивающие нормальное формирование экономической сферы общества:

2. Обязанности, направленные на  соблюдение государственного строя  и обороноспособности:

3. Обязанности обеспечивающие социально-культурное  развитие общества: заботиться о  сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

4. Обязанности общегражданского  характера:

Юридические основы обеспечения личных прав и обязанностей граждан

Личные права граждан регулируются: Конституцией. Основами Гражданского законодательства.  Кодексом о браке и семье. Трудовым Законодательством  Кодексом об административных правонарушениях Уголовный Кодекс.

Необходимой предпосылкой, из которой вытекают права и обязанности граждан, являются правосубъектность  (это права человека иметь права и выполнять обязанности)

Правосубъектность имеет две стороны: 1. Правоспособность 2. Дееспособность.

Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности предусмотренные нормами права. Она  возникает с момента рождения и  продолжается  до смерти.

Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права, брать на себя обязанности, и нести ответственность за противоправные действия или бездействие.

Все граждане правоспособны, но не все  и не всегда дееспособны. В полном объеме дееспособность возникает с момента совершеннолетия. До последнего времени интересы и права несовершеннолетних граждан  РФ в возрасте от 14 до 18 лет защищались в суде их родителями с привлечением самих несовершеннолетних, а до 14 лет – большинство людей считаются недееспособными. Дееспособность может несколько меняться в зависимости от различных разделов законодательства.

Некоторые принципы социальной работы в правовом аспекте.

1. должен руководствоваться нормами права с учетом норм морали.

2. должен выступать в качестве защитника личных прав граждан.  Защита личных прав  - это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации окружающих благ. При этом СР-к решает три основных задачи:  компенсационную (в отношении клиента); репрессивную (в отношении нарушителей); превентивную (профилактическую, направленную на предотвращение нарушений в будущем).

3. должен содействовать реализации льгот для населения.  Льготы – преимущества установленные законом для определенных категорий граждан в виде: дополнительные, по сравнению с другими, субъектами прав освобождения от определенных юридических обязанностей.

4.  должен  глубоко изучать и отлично знать всю систему нормативно-правовых актов, особенно в области социальной защиты населения.

 

23. Особенности работы с пожилыми людьми.

Классификация лиц пожилого возраста: 61-74 пожилые, 75-90 старческий, с 90 – долгожители.

Геронтология — наука о пожилом человеке Характиристики:  забывчивость, ворчливость, одиночество, болезни, раздражительность... Положительные характеристики: щедрость, неторопливость, снисходительность. Типы поведения престарелых. регрессия (возвращение в детство); бегство или изменение м/жительства; добровольная изоляция от окружающих (уход в себя, нежелание следить за собой); двуличное поведение(стремление вызвать интерес у окружающих); интеграция, попытка включается в жизнь общества Типология Шмелевой: общественный тип (старается работать); политич. (интересуется политикой), семейный тип; болезненный; религиозный (был атеистом, после 70 верующих). Важно знать, понимать, видеть особенности пожилого человека, найти виды, формы вовлечения их в активную жизнь, вытащить из соц. изоляции, уметь активно слушать

Для  СР-ка работа с пожилыми людьми имеет значительный ряд социальных и психологических факторов, связанный с образом и уровне жизни пожилоых людей, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями, положением в сеьме.

ФЗ «О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 1995, «Об основах осциального обслуживания населения РФ» определяют следующие формы соц.обслужинваия пожилых людей:

1) социальное обслуживание на  дому (включая социально-медицинское  обслуживание);

2) полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание  в стационарных учреждениях социального  обслуживания (домах-интернатах, пансионатах  и других учреждениях социального  обслуживания независимо от их  наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

 

24. Структура и функции  системы социальных служб на  федеральном и региональном уровне.

Одним из важнейших моментов, определяющих специфику социальной сферы общества выступает система СЗН.

Основной их смысл – то, что с помощью различных механизмов осуществляется эффективная поддержку и помощь нуждающимся гражданам или категориям населения, что отвечает самой сути социальной работы. В общую систему СЗН в качестве важнейшей подсистемы входят учреждения,  социальные службы  СЗ.

Цель органов социальной защиты – обеспечить стабильность, эффективность, функционирование связей и отношений между различными уровнями и элементами как самой социономической системы, так и во многом социальной сферы общества в целом, которая призвана:

  1. Обеспечивать гражданам социожизненнные блага.
  2. Формировать и нормализовать морально-психологичекие отношения между индивидами, гражданами и другими социальными системами.
  3. Развивать меру самостоятельности различных социальных субъектов.

Сущностное понятие субъект и объект управления в системе социальных служб.

К объектам управления относятся: - различные учреждения. - граждане, коллективы - явления, процессы, тенденции в области СЗН  - разнообразные отношения,  складывающиеся между людьми в социожизненном пространстве социальной сферы.

К субъектам управления относятся: - организации, занимающиеся административными  вопросами, оказания социальной помощи населению: министерства,  КСЗН, административный персонал.

В целом в структуре системы социальных служб выделяют: 1. Государственные и федеральный уровень. 2. Региональный. 3. Местный.

Законодательный уровень представляют: Ф. Гос.Дума (парламент РФ).  Р.Парламенты субъектов РФ. Законодательные собрания областей.  М. Местные органы представительской власти.

Исполнительный уровень:   Ф президент и его администрация;  правительство РФ. Министерства в составе правительства, непосредственно отвечающие за социальную сферу, социальную работу, социальную защиту. Р. Правительства субъектов РФ или областные администрации и т.п.  М. Местные органы исполнительно власти с разветвленной системой органов, комитетов социальной защиты населения и т.д.

На федеральном уровне:

  1. Бюджетно-финансовое обеспечение социальной работы, всей социальной сферы.
  2. Организационно-технологическое обслуживание и кадровое обслуживание.
  3. Медико-социальная организация.
  4. Организация основ народного образования и просвещения.
  5. Подготовка законодательства по социальной защите населения.
  6. Разработка направлений социальной политики.
  7. Социальная помощь семье  и детям.
  8. Работа с группами риска.
  9. Международное сотрудничество в социальной сфере.

На региональном и местном уровне:

  1. Решение производственно-экономических проблем в аспекте социальной работы.
  2. Планово-управленческая деятельность.
  3. Финансирование региональных программ, создание фондов социальной защиты, благотворительности и спонсорской деятельности.

На уровне организаций и трудовых коллективов:

  1. Улучшение материальных и культурных условий жизни людей.
  2. Улучшение внутри групповых отношений, создание благоприятного морально-психологического климата.
  3. Улучшение социального обеспечения, охрана здоровья и т.п.
  4. Помощь в семейной жизни, быте, досуге.
  5. Соблюдение принципов социальной справедливости.
  6. Осуществление дополнительных мер социальной поддержки (льготы, компенсации, выплаты, пособия, натуральная помощь) за счет соответствующих фондов организаций.

 

25. Социальный надзор

Социальный надзор – это функция социального управления, направленная на защиту прав человека и выполнение нормативных актов РФ.

Выделяют два уровня социального надзора: официальный и неофициальный. Официальный осуществляется судами, прокуратурой,  налоговой инспекцией, министерством, районной администраций, комитетами социальной защиты населения. Неофициальный социальный надзор – это надзор участников кого-либо процесса за соблюдением формально установленных или добровольно взятых на себя обязательств.

Виды надзора. 1. Прокурорский надзор. 2. Административный надзор. 3. Посткриминальный (ОВД). 4.Надзор за удовлетворением нужд населения, которое нуждается в защите. 5. Надзор за выполнением нормативных актов, касающихся слабозащищенных групп населения (беременные женщины, инвалиды, женщины с малолетними детьми). 6. Социальный патронаж 7. Надзор за условиями содержания клиентов в специализированных органах социального обслуживания. 8. Надзор за лицами и семьями групп риска. 9. Надзор за выполнением социальных проектов. 10. Надзор за деятельностью организаций и учреждений.

Принципы надзора: 1.Необходимость. 2. Законность. 3. Гласность. 4. Систематичность и непрерывность. 5. Гуманизм и разумная достаточность (проверять то, что нас касается). 6. Независимость. 7. Разумное ограничение (во время остановиться). 8. Взаимодействие с другими организациями.

Процедура социального надзора:

1. Уточнение объекта надзора. Планирование  действий (план мероприятий).

2. Подготовка к проведению проверки  или ревизии.

3. Организация и проведение проверки  или ревизии.

4. Оформление результатов ревизии  или проверки (составляется акт  или справка). 

5. Принятие решений по актам  ревизии и справкам проверок.

6. Контроль за выполнением принятых  решений по результатам проверки (ревизии).

 

26. Нравственно-гуманистическая  сущность социальной работы 

Гуманизм как мировоззрение – исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее права на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.

СР является практической реализацией гуманистического менталитета, основанная на признании необъемлемых прав человека.

1. Социальная справедливость является  одной из оснований гуманизма, гармоничных отношений в обществе, заключается в обязанностях государства  и общества обеспечивать каждому индивиду максимальное развитие, равные возможности для успешного социального старта.  2. Осуществление всех прав индивида. 3. Понятие гуманизма близко к понятию гуманистических проблем ли интересом общества, и уровень гуманизма растет со временем.

Альтруизм и Эгоизм – социобиологические личностные основы приятия или неприятия гуманистического мировоззрения.

Альтруиз – принцип жизненной ориентации личности, основанный на заботе и благе другого человека и др. людей, которые для альтруиста более важны, чем он сам. Эгоиз – забота о своем «Я», удовлетворение своих потребностей и интересов,   в ущемлении других.

Поведение индивидуумов регулируется взаимопересекающимися нормативными системами, аппаратом принуждения. Нормы морали существуют не вещественной норме общественного сознания: индивиды исполняет их на основании внутреннего механизмов -  долга, совести.  СР находиться в границах нравственного выбора и этического поведения, СР-ка стремиться к благу и избегает зла. Личностное вознаграждение за это – моральное удовлетворение. Моральное содействие СР влечет за собой нравственные коллизии, которые постоянно приходится разрешать СР-ку.

СР-к оказывает содействие клиенту, всесторонне анализирует его социальные проблемы, чтобы принести пользу и избежать вреда. СР-к всегда стоит перед искушением: считать свои моральные суждения единственно правильными. Помимо единственного требования общей морали, СР регулируется  также принципами как конфеденциальность и толерантность.

 

27. Социальная адаптация

Понятие «социальная адаптация» – это 1) свойство человека, обозначающее его устойчивость к условиям среды, выражающее уровень приспособленности к ней; 2) это процесс приспособления к меняющимся условиям среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"