Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"
3. Социально-культурные: право на образование; право на охрану здоровья; право на пользование культурными ценностями; свобода художественного, технического и научного творчества; право на социальную защиту.
4. Личные права граждан: право на жизнь; право на неприкосновенность личности и ее жилища; право на охрану личной жизни и достоинства право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграмм и т.д. свобода совести и вероисповедания
1. Обязанности обеспечивающие нормальное формирование экономической сферы общества:
2. Обязанности, направленные на
соблюдение государственного
3. Обязанности обеспечивающие
4. Обязанности общегражданского характера:
Юридические основы обеспечения личных прав и обязанностей граждан
Личные права граждан регулируются: Конституцией. Основами Гражданского законодательства. Кодексом о браке и семье. Трудовым Законодательством Кодексом об административных правонарушениях Уголовный Кодекс.
Необходимой предпосылкой, из которой вытекают права и обязанности граждан, являются правосубъектность (это права человека иметь права и выполнять обязанности)
Правосубъектность имеет две стороны: 1. Правоспособность 2. Дееспособность.
Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности предусмотренные нормами права. Она возникает с момента рождения и продолжается до смерти.
Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права, брать на себя обязанности, и нести ответственность за противоправные действия или бездействие.
Все граждане правоспособны, но не все и не всегда дееспособны. В полном объеме дееспособность возникает с момента совершеннолетия. До последнего времени интересы и права несовершеннолетних граждан РФ в возрасте от 14 до 18 лет защищались в суде их родителями с привлечением самих несовершеннолетних, а до 14 лет – большинство людей считаются недееспособными. Дееспособность может несколько меняться в зависимости от различных разделов законодательства.
Некоторые принципы социальной работы в правовом аспекте.
1. должен руководствоваться нормами права с учетом норм морали.
2. должен выступать в качестве защитника личных прав граждан. Защита личных прав - это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации окружающих благ. При этом СР-к решает три основных задачи: компенсационную (в отношении клиента); репрессивную (в отношении нарушителей); превентивную (профилактическую, направленную на предотвращение нарушений в будущем).
3. должен содействовать реализации льгот для населения. Льготы – преимущества установленные законом для определенных категорий граждан в виде: дополнительные, по сравнению с другими, субъектами прав освобождения от определенных юридических обязанностей.
4. должен глубоко изучать и отлично знать всю систему нормативно-правовых актов, особенно в области социальной защиты населения.
23. Особенности работы с пожилыми людьми.
Классификация лиц пожилого возраста: 61-74 пожилые, 75-90 старческий, с 90 – долгожители.
Геронтология — наука о пожилом человеке Характиристики: забывчивость, ворчливость, одиночество, болезни, раздражительность... Положительные характеристики: щедрость, неторопливость, снисходительность. Типы поведения престарелых. регрессия (возвращение в детство); бегство или изменение м/жительства; добровольная изоляция от окружающих (уход в себя, нежелание следить за собой); двуличное поведение(стремление вызвать интерес у окружающих); интеграция, попытка включается в жизнь общества Типология Шмелевой: общественный тип (старается работать); политич. (интересуется политикой), семейный тип; болезненный; религиозный (был атеистом, после 70 верующих). Важно знать, понимать, видеть особенности пожилого человека, найти виды, формы вовлечения их в активную жизнь, вытащить из соц. изоляции, уметь активно слушать
Для СР-ка работа с пожилыми людьми имеет значительный ряд социальных и психологических факторов, связанный с образом и уровне жизни пожилоых людей, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями, положением в сеьме.
ФЗ «О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 1995, «Об основах осциального обслуживания населения РФ» определяют следующие формы соц.обслужинваия пожилых людей:
1) социальное обслуживание на
дому (включая социально-
2) полустационарное социальное
обслуживание в отделениях
3) стационарное социальное
4) срочное социальное
5) социально-консультативную помощь.
24. Структура и функции
системы социальных служб на
федеральном и региональном
Одним из важнейших моментов, определяющих специфику социальной сферы общества выступает система СЗН.
Основной их смысл – то, что с помощью различных механизмов осуществляется эффективная поддержку и помощь нуждающимся гражданам или категориям населения, что отвечает самой сути социальной работы. В общую систему СЗН в качестве важнейшей подсистемы входят учреждения, социальные службы СЗ.
Цель органов социальной защиты – обеспечить стабильность, эффективность, функционирование связей и отношений между различными уровнями и элементами как самой социономической системы, так и во многом социальной сферы общества в целом, которая призвана:
Сущностное понятие субъект и объект управления в системе социальных служб.
К объектам управления относятся: - различные учреждения. - граждане, коллективы - явления, процессы, тенденции в области СЗН - разнообразные отношения, складывающиеся между людьми в социожизненном пространстве социальной сферы.
К субъектам управления относятся: - организации, занимающиеся административными вопросами, оказания социальной помощи населению: министерства, КСЗН, административный персонал.
В целом в структуре системы социальных служб выделяют: 1. Государственные и федеральный уровень. 2. Региональный. 3. Местный.
Законодательный уровень представляют: Ф. Гос.Дума (парламент РФ). Р.Парламенты субъектов РФ. Законодательные собрания областей. М. Местные органы представительской власти.
Исполнительный уровень: Ф президент и его администрация; правительство РФ. Министерства в составе правительства, непосредственно отвечающие за социальную сферу, социальную работу, социальную защиту. Р. Правительства субъектов РФ или областные администрации и т.п. М. Местные органы исполнительно власти с разветвленной системой органов, комитетов социальной защиты населения и т.д.
На федеральном уровне:
На региональном и местном уровне:
На уровне организаций и трудовых коллективов:
25. Социальный надзор
Социальный надзор – это функция социального управления, направленная на защиту прав человека и выполнение нормативных актов РФ.
Выделяют два уровня социального надзора: официальный и неофициальный. Официальный осуществляется судами, прокуратурой, налоговой инспекцией, министерством, районной администраций, комитетами социальной защиты населения. Неофициальный социальный надзор – это надзор участников кого-либо процесса за соблюдением формально установленных или добровольно взятых на себя обязательств.
Виды надзора. 1. Прокурорский надзор. 2. Административный надзор. 3. Посткриминальный (ОВД). 4.Надзор за удовлетворением нужд населения, которое нуждается в защите. 5. Надзор за выполнением нормативных актов, касающихся слабозащищенных групп населения (беременные женщины, инвалиды, женщины с малолетними детьми). 6. Социальный патронаж 7. Надзор за условиями содержания клиентов в специализированных органах социального обслуживания. 8. Надзор за лицами и семьями групп риска. 9. Надзор за выполнением социальных проектов. 10. Надзор за деятельностью организаций и учреждений.
Принципы надзора: 1.Необходимость. 2. Законность. 3. Гласность. 4. Систематичность и непрерывность. 5. Гуманизм и разумная достаточность (проверять то, что нас касается). 6. Независимость. 7. Разумное ограничение (во время остановиться). 8. Взаимодействие с другими организациями.
Процедура социального надзора:
1. Уточнение объекта надзора. Планирование действий (план мероприятий).
2. Подготовка к проведению
3. Организация и проведение
4. Оформление результатов
5. Принятие решений по актам ревизии и справкам проверок.
6. Контроль за выполнением
26. Нравственно-гуманистическая сущность социальной работы
Гуманизм как мировоззрение – исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее права на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
СР является практической реализацией гуманистического менталитета, основанная на признании необъемлемых прав человека.
1. Социальная справедливость
Альтруизм и Эгоизм – социобиологические личностные основы приятия или неприятия гуманистического мировоззрения.
Альтруиз – принцип жизненной ориентации личности, основанный на заботе и благе другого человека и др. людей, которые для альтруиста более важны, чем он сам. Эгоиз – забота о своем «Я», удовлетворение своих потребностей и интересов, в ущемлении других.
Поведение индивидуумов регулируется взаимопересекающимися нормативными системами, аппаратом принуждения. Нормы морали существуют не вещественной норме общественного сознания: индивиды исполняет их на основании внутреннего механизмов - долга, совести. СР находиться в границах нравственного выбора и этического поведения, СР-ка стремиться к благу и избегает зла. Личностное вознаграждение за это – моральное удовлетворение. Моральное содействие СР влечет за собой нравственные коллизии, которые постоянно приходится разрешать СР-ку.
СР-к оказывает содействие клиенту, всесторонне анализирует его социальные проблемы, чтобы принести пользу и избежать вреда. СР-к всегда стоит перед искушением: считать свои моральные суждения единственно правильными. Помимо единственного требования общей морали, СР регулируется также принципами как конфеденциальность и толерантность.
27. Социальная адаптация
Понятие «социальная адаптация» – это 1) свойство человека, обозначающее его устойчивость к условиям среды, выражающее уровень приспособленности к ней; 2) это процесс приспособления к меняющимся условиям среды.