Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"
Социальное управление – оптимизация сложных систем взаимодействия систем которые включают объект и субъект (человек)
Социальный менеджмент – как подсистема социального управления, означает не управление вообще, а управление социальными системами.
Управление социальными системами осуществляется на разных уровнях:
На микроуровне – технология управления на уровне индивидуально-общественных связей.
Макроуровень – уровень управления социальными структурами и системами (управления СЗ)
Главная задача социального менеджмента – поиск эффективного управления технологическими действиями, направленными на поддержание устойчивости, эффективности, рациональности управления системы.
Разновидности социального менеджмента:
Таким образом, социальный менеджмент в системе социальных технологий является систематическим (теоретически и практически) управляемым сложным социальными программами, имеющими свои парадигмы, уровни, методы, качественные и количественные критерии гармонизации систем.
Современный социальный менеджер – управляющий, наделенный властью и управляемым коллективом, лидер, дипломат, успешно устанавливающий контакты с партнерами и властью преодолевающий внутренние и внешние конфликты; воспитатель, обладающий высоконравственными качествами; инноватор, умеющий внедрить ноу хау.
42. Социологические основы и инструментарий социальной работы.
Социологический инструментарий. Наблюдение (регистрация событий очевидцев). Виды; ненаучное; научное (ясны цели, задачи, сценарий, данные фиксируются); контролируемое (есть схема); неконтролируемое (наблюдение один раз); простое (регистрация событий со стороны); стимулирующие; включенное (наблюдение изнутри); открытое (не скрытое наблюдение); наблюдение инкогнито (не знают, что за ними наблюдают); полевое (в естественных условиях, на его территории); лаборат (в неестественных условиях).
Что, как, где наблюдаем?
Опрос (способ получения информации путем задавания вопросов)
ВИДЫ
Устный (интервью) |
Письменный (опрос} |
Проводимая по плану беседа предполагающая прямой контакт респондентом, запись.
По содержанию беседы: документальная (уточнение фактов, событий); интервью мнение (отношение к какому либо событию); с экспертом.
По технике проведения: свободная (по определенной теме. Несколько часов); стандартизированная (составлены вопросы, вар, ответов); полу стандартная - нет последовательности |
Сбор информации о клиенте в жестко фиксированном порядке при помощи ответов на письменные вопросы.
Виды: анкетирование, письменный опрос. По теме: событийные, перепись населения, анкета на выявление мнений. По форме распространения: на местах, уличные, по почте. |
43. Профессионально-личностное развитие и рост СР (теоретический и практический аспект).
Профессиональное развитие предусматривает закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности и характеризуется количественным, качественным и структурным преобразованием, обеспечивающим нормальное функционирование человека как субъекта труда. Ъ Профессионально-личностное развитие специалиста - это единство, взаимодействие индивидуально-личностных и профессионально-значимых характеристик, образований и качеств человека, позволяющее усиливать их взаимосочетание и синхронность в успешной реализации деятельности Н.Б. Шмелева). Непрерывное единство, связь личностно-профессионального развития начинается еще в допрофессиональный период; на этапах школьного и вузовского образования. В этом процессе человеку принципиально необходима помощь, а именно: в создании условий, в обучении, стимулировании самообразования и самовоспитания школьника, студента, работающего специалиста. При этом следует отметить, что личностный фактор и в учебной, и в профессиональной деятельности выступает определяющим, а специально созданные условия общей и профессиональной подготовки - основой личностного и профессионального развития специалиста. Основным диалектическим противоречием профессионального развития является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями, нормами, стандартами профессиональной деятельности, обусловливающей дальнейшее развитие личности через интеграцию ее различных свойств. Каждая стадия личностного развития знаменуется своим типом задач - познавательных, нравственных, коммуникативного, трудовых, ценностно-смысловых и др. - и специфическими способами их решения. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов, стратегий и тактик, а также в вице профессионально обусловленных качеств личности. С этих позиций профессиональное развитие личности характеризуют качественные изменения ее структуры и содержание решения профессиональных задач.
Профессионально-личностное развитие специалиста социальной сферы невозможно рассматривать вне профессиональной деятельности, без учета взаимосвязи и взаимодействия личности и деятельности.
Важнейшей характеристикой личности социального работника, обусловливающей эффективность его деятельности, является ее "гуманистический потенциал" и ценностная ориентация (профессиональная «Я-концепция»), определяющая личностный смысл профессиональной деятельности, отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность. Для эффективного социального работника характерна ориентация на человека как высшую ценность, осознание и принятие его самоценности, неповторимой индивидуальности и творческой сущности.
3 уровня управления: 1 ветхний, конституционный - РФ; 2 средний, управленческий- регион(органы СЗ краев, областей, городов, районов); 3 низовой — соц.организации, различные негосуд (благотв) обществ организации. Основной гос орган в области СЗН — Мин труда и соц развития.
44. Социальная помощь.
ФЗ «О государственной социальной помощи»: Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
В государстве с социально-ориентированной экономикой развиты системы СЗН, основу которой составляет социальная помощь и социальное страхование.
Отличие социального страхования от социальной помощи.
По основаниям предоставления обеспечения. По социальным страхованиям – не зависит от уровня доходов застрахованного лица и предоставляется при наступлении страхового случая.Социальная помощь только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума. Социальной помощью обеспечивают в денежной и натуральной форме. В виде услуг и льгот, предоставляется с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг; медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социальная психолого-педагогическая и иная поддержка человека. Выполнение функции вспомоществования бедным группам населения в экстренных случаях; характер периодический и единовременный денежные доплаты к пенсиям и пособиям. Социальная помощь осуществляется за счет местных органов власти, предприятий, благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.
Категории нуждающихся в социальной помощи: вынужденные переселенцы, беженцы, бомж, инвалиды, одинокие матери, погорельцы. Социальная помощь только для тех, у кого доход ниже прожиточного минимума.
45. Специфика социальной работы с молодежью
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.
Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской преступности.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: - общереспубликанском; - региональном; И основывается она прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для
а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного,
временного пребывания, срочной социальной
помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних; г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах
и районах, куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
б) центр экстренной психологической помощи
по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными
возможностями ( в том числе для детей и подростков).
3.Республиканские, краевые, областные,
окружные, межрайоннные учреждения,
куда входят:
а) центры помощи детям, оставшимся без
попечения родителей;
б) дома-интернаты: детские, психоневрологические,
специальные;
в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.
47. Одиночество как социальная проблема.
Понятие одиночества трактуется в 2-х значениях.
1. Это особое социально-психологическое состояние человека, которое характеризуется:
А) узостью или отсутствием социальных контактов.
Б) поведенческой отчужденностью.
В) эмоциональной не вовлеченностью индивида в окружающую жизнь.
2. Социальная болезнь, которая заключается в массовом наличии, в обществе индивидов, испытывающих такие состояния.
С научной точки зрения одиночество одно из наименее разработанных понятий. Отчего на базе социологии исследований выделяют следующие типы одиноких людей.
1. Безнадежно одинокие – этим людям присущи сильное чувство неудовлетворенности своим отношением с окружающими, в том числе с родственниками сверстниками, опустошенность, чувство заброшенности и при этом эти люди склонны обвинять в своем одиночество других людей, общество. В эту группу обычно попадают большинство разведенных мужчин и женщин.