Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"

Файлы: 1 файл

OTVYeT_NA_BILYeT_NA_GOS.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

 

53. Технологии социальной  работы с женщинами.

Сложность, комплексность соц.проблем женщин определяют  необходимость системного подхода к их развитию. Проблемы: рост числа одиноких женщин; необходимость сочетания сем и внесем обязанностей; снижение матер благосостояния значительной доли семей; повышение стрессовых ситуаций; поощрение проституции; рост насилия; женская безработица. Потребность иметь работу обусловлена 3 мотивами: необходимость второго заработка (если неполная семья, то единственного); работа - важнейшее средство соц. страховки; работа — средство самоутверждения, место где можно получить отдых от домашних дел, удовольствие от интересного общения. Ухудшение здоровья женщин: отсутствие работы, угроза ее утраты, плохое жилье, питание, вредные привычки, аборты, падает рождаемость, заболевания во время беременности. Нужно поддерживать системы мер обслуживания, охрану здоровья материнства и детства.

Технологии: соц.помощь, соц. консультирование, коррекция, обслуживание, адаптация, реабилитация, обеспечение, профилактика, соц.защита, надзор,  посредничесто, страховнаие, опека и попечительство.

 «Конвенция ликвидации всех форм дискриминации в отношении женшин» 1979г

Принцип: свобода жизненного выбора женщин.

 

54. Конфликты и методы  их решения в деятельности  СР-ка.

Конфликт — это различные формы отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникающих в процессе их взаимодействия. Конфликты возникают при условии ограниченного количества ресурсов, наличии их дефицита.

Конфликт в своем становлении и развитии проходит пять основных стадий.

Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем. К числу условий, способствующих возникновению конфликта, можно отнести: !) проблемы, связанные с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе); 2) проблемы, связаннь:е с особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы и вознаграждений); 3) личностные качества индивидов (несовместимые системы ценностей, догматизм, неуважение к интересам членов коллектива).

Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Свидетельством тому может являться изменение эмоциональной окраски взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.

На третьей стадии становятся очевидными намерения участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. При этом в зависимости от того, как они собираются повести себя в этой ситуации, могут быть выделены следующие основные стратегии разрешения конфликта: 1) конфронтация; 2) сотрудничество; 3) стремление избежать конфликта; 4) приспособленчество;

5) компромисс.

Конфронтация предполагает, что одна из сторон желает удовлетворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на интересы другой стороны.

Сотрудничество имеет место тогда, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон.

Стремление избежать конфликта. Примером данной стратегии является игнорирование конфликта, нежелание признавать его существование, стремление избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам.

Приспособленчество — стремление одной из сторон конфликта поставить интересы другой стороны выше собственных интересов. Компромисс имеет место тогда, когда каждая из сторон конфликта плова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.

Один и тот же участник конфликта в зависимости от складывающейся ситуации может использовать разные стратегии разрешения конфликта.

Четвертая стадия конфликта наступает тогда, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. Намерения и формы их осуществления, как правило, совпадают. Однако на практике может случиться и так, что формы поведения в процессе конфликта не будут совпадать с намерениями его участников относительно приемлемых путей его разрешения. При этом поведение частников конфликта может принимать как контролируемые, так и неконтролируемые формы.

Пятая, заключительная, стадия конфликта характеризуется тем какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.

К негативным последствиям конфликта относятся понижение уровня сплоченности членов группы, проблемы общения, агрессивность либо, напротив, отсутствие интереса к достижению высоких результатов работы. К тому же конфликты могут сопровождаться дополнительными потерями рабочего времени, нарушениями дисциплины, ухудшением состояния здоровья клиентов.

 

55. Социальная терапия

"терапия"  -  уход, заботу, лечение. Потому под терапией принято понимать комплексное лечебное (медикаментозное, вербальное и невербальное) воздействие на (организм, эмоции, суждение и самосознание) человека при различных заболеваниях. Объектом воздействия является пациент, имеющий отклонения как физические, так и психические, т.е. объект воздействия – это больной человек.

Условно различают:  1. клинически ориентированную терапию психотерапию: медицинскую психотерапию  и психологическую психотерапию

2. личностно ориентированную терапию – социальную терапию, 

"Социальная терапия" означает  врачевание каких-то социальных  явлений, отношений и т.п.

В отличие от психотерапии социальная терапия представляет собой конкретные услуги, организуя клиенту поддержку окружения, помогая справиться с социальными конфликтами и проблемами.

Социальная терапия осуществляется с помощью комплекса мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, направленных на приведение норм и правил клиента в соответствие с установленными или общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений в обществе, преследуя конечную цель восстановления его социального статуса.

Следует помнить, что должна быть совокупность показаний к проведению социальной терапии, как правило, наличие нервно-психических расстройств, но не психопаталогии (сфера деятельности психиатора).

Рассмотрим особенности социальной терапии.

Социально-терапевтическое воздействие может  осуществляться в  следующих направлениях:

 терапия в среде (непосредственное взаимодействие терапевта и клиента в клинических (кабинетных) условиях. Клиент  приходит на прием и с ним проводится работа.);

терапия средой (пациент помещается в среду с иными качественными характеристиками  с целью ликвидации последствий в результате  негативного воздействия привычной  среды. Ребенок из неблагополучной семьи может быть на время направлен в детский оздоровительный лагерь;

терапия среды (воздействие на социальное окружение пациента с целью его изменения).

Социальная терапия может осуществляться как

1) на личностном, так  и  2)  на групповом  уровнях,  с целью социальной адаптации  и реабилитации индивида, а также  разрешения конфликтных ситуаций  на средовом уровне.

1) Главное при проведении личностной  социальной терапии - обучить клиента  таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезненные проявления.

2) Групповая социальная терапия - это лечение людей в группах, через включение их в психологически  положительное взаимодействие со  специально-организованной управляемой средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели.

Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также могут проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе.

Семейная терапия направлена на увеличение открытости коммуникаций, осознание членами семьи социальных ролей, понимание семьей своего единства и взаимозависимости. Фазы семейной терапии: 1) подготовительная  фаза; 2) фаза концентрации на  ребенке; 3) фаза детско-родительских отношений; 4) фаза прояснения коммуникаций в семье; 5) фаза подведения итогов.

 

56. экономические  основы социальной работы

Уровень жизни – это совокупность условий жизни, труда, досуга, соответствующих достигнутому уровню производства и обусловленных характером общественного строя и особенностями социальной стратификации (деление общества на слови, группы, категории, классы).

Основные параметры уровня жизни: 1. Производственные и социальные условия труда 2. Степень развития сферы услуг 3. Структура внерабочего времени 4. Размер личной и частной собственности.

Обобщающим показателем уровня жизни являются реальные доходы населения, которые характеризуют количество, материальных и духовных благ, которые могут быть приобретены и использованы на эти доходы.

Реальные доходы исчисляются на основе совокупных доходов семей и отдельных лиц за вычетом различных налогов, денежных сборов, платежей и т.д. при этом уровень реальных доходов зависит от: 1. Динамики доходов  2. Изменения индексов цен на товары и услуги за определенный период.

Реальный доход населения исчисляется: на душу населения; на семью; на социальную группу или слой; по определенным регионам; на государство в целом

Еще одним важным показателем уровня жизни является  минимальный потребительский бюджет, который, как правило, рассчитывается на семью и опирается на такие понятия как бюджет семьи и доход семьи.

Бюджет семьи – общие доходы и расходы за определенный период.

Доход семьи – сумма годового дохода всех ее членов исчисляемая в рублях и представленная в виде таких форм как: заработная плата, стипендия,  пенсия,  пособие, дотации, продукция личного хозяйства в стоимостном выражении, бесплатное или льготное потребление семьей благ и услуг из различных фондов потребления, Выигрыши, Начисления от процентов по вкладам в банке, Прибыли от акций, вкладов и т.д.

         Компенсация - возмещение расходов населения, отдельных социальных групп, особенно социально уязвимых, или малообеспеченных в связи:

- с наступившими или ожидаемым  повышением цен.

- с различными стихийными бедствиями  и катастрофами.

-  крупными социальными конфликтами (межнациональными)

         Компенсация  представляет собой вид социальной  помощи, устанавливаемой органами  исполнительной власти для различных  групп населения в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов.

         Индексация - этот метод исходит из индекса цен на товары и услуги. Индексация установленный механизм автоматический корректировки доходов, позволяющий полностью или частично возместить рост стоимости жизни.

Проводятся двумя способами:

1. По мере того, как уровень  цен вырастает на заранее оговоренный  процент.

2. Доходы увеличиваются на определенный  процент с определением времени.

Первый вариант позволяет более точно улавливать ситуацию на потребительском рынке,  цены могут изменится в течении нескольких дней или наоборот не меняться длительное время. Однако этот вариант практически трудно осуществим, поэтому используется второй способ!

       По сравнению  с инфляцией, компенсация представляет  собой вариант краткосрочной, единовременной выплаты, представляет меньшую опасность с точки зрения провоцирования инфляции, однако компенсация не создает условий для постоянной поддержки населения.

I этап. Кризисного состояния  общества.

Наиболее существенное направление политики:

  1. Социальная поддержка наименее защищенных групп населения.
  2. Предотвращение распада непроизводственных сфер и социальной сферы.
  3. Сдерживание массовой безработицы.
  4. Недопущение образования зон социального бедствия.
  5. Поиск внутренних (иногда и внешних) ресурсов для нормализации деятельности отраслей, особо ответственных за проведение социальной политики (система здравоохранения, образования, социального обеспечения, страхования).

II этап. Восстановление  и экономическая стабилизация.

На этап этапе создаются предпосылки для:

  1. Устойчивого финансирования рынка труда.
  2. Стабилизация и развитие социальной сферы.
  3. Стабилизации демографической ситуации.

На базе этого, выделяют задачи социальной политики:

  1. Реализация и повышение эффективности различных социальных программ.
  2. Усиление децентрализованного начала в их финансировании и в перемещении их действия с федерального уровня на региональный и местный.
  3. Постепенное повышение доли бюджетных отчислений на социальную сферу (желательно до 25%).

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"