Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"

Файлы: 1 файл

OTVYeT_NA_BILYeT_NA_GOS.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

Выделяют три структурных уровня, на которых происходит адаптация личности: макросреда (общество), микросреда (социальная группа), внутриличностный уровень (сам индивид).

Система соц.адаптации включает виды адаптации: производственная и профессиональная, бытовая, досуговая, политическая и экономическая, к формам общественного сознания (наука, религия), к природе.

Социальная адаптация требует от человека опред6елнных способностей: биологических, физиологических и т.д. Но с другой стороны профессиональная работа социальных служб направлена на оказание помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям. Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм социально-полезных отношений с социальными субъектами, изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности.

Психологическая адаптация это усвоение социально полезных стандартов поведения.

Социальная адаптация на уровне личности включает: реализация взаимодействия с микросредой через общение, поведение; усвоение норм, ценностей социального окружения путем осознания; достижение равновесия с социальной средой.

Адаптация – двуединый процесс: во первых субъект испытывает воздействие со стороны  социальной среды, во вторых, сам может воздействовать на среду. Механизм социальной адаптации – единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека.

Механизмы социальной адаптации: когнитивный (ощущения, восприятие, память); эмоциональный (тревога, чувства); поведенческий, практический.

 В основе социальной адаптации  лежит активное и пассивное  приспособление. Социальная адаптация  престарелых и инвалидов включает: повышение качества  мед. обслуживания,  бытового и психологического  обслуживания, организация их досуга. СР-к дожжет отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной окружающей средой, благодаря своей профессиональной компетентности.

 

28 . Проблема девиантного поведения в аспекте социальной работы

Девиантное поведение – это поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданию группы или всего общества. Часто  этот  тип поведения называют  антидисциплинарным.

Деликвентное поведение – поведение нарушающее установленные нормы, приводящее к правонарушению, но уголовная ответственность не наступает вследствие ограниченной социальной опасности или ненаступлении возраста уголовной ответственности. (Например: украл 3 пирожка).

 

 

 

Девиация поведения. Социальная норма — кот. Следуют все  граждане общества. Это определенная модель отношений, принятых в обществе: общепринятая модель поведения, образец приемлемого поведения в общ, Функции: соц.-культ, регламентация отношений, воспит. — основанная на традициях общества, упреждаюшая. Соц. нормы — средства соц. регуляции отношений и повеления индивидов и групп. Соц. отклонения: девиантное поведение (агрессивн., конфл.); деликвентное поведение (связь с правонаруш.) основные виды девиантного поведения: преступность (изуч. юриспруденцией); уголовно-ненаказуемые случаи аморального поведения (социолог.,психол., психиатр.). ДП делят на две группы: поведение отклоняющееся от норм психол. здоровья, морально-нравств. норм — которое проявляется в различных формах соц, патологии (пьянство).

Причины ДП — соц. неравенство, низкий морально-нравственный  уровень общества (торговля раб. силой, способностями и телом),  окружающая среда, кот. Нейтрально или благосклонно относится к ДП.

 

29. Семья  как важнейший объект социальной  работы

Семья во все времена постоянно находясь в центре внимания обществом. Семья представляет собой систему соц функционирования человека. Она находится в движении, меняется не только - воздействием соц-политич условий, но в силу внутренних процессов своего развития следовательно является одним из главных объектов СР. Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных  отношений, иными становятся роли и функциональная зависимость супругов, положения детей.

“Семья — это группа, состоящая из двух или более человек, которые связаны друг с другом браком, кровной связью или усыновлением; которые ведут совместное хозяйство; вступают во взаимодействие в семейных ролях, и которые хранят унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие черты”.

В основе классификации современных  семей лежит: состав, стаж супружеской жизни, количество детей, место и тип проживания, особенности распределения ролей, главенство в семье, проф.занятость и карьера супругов, социальная однородность, характер секс отношений.  Типы семей: нуклеарная (родители-дети), сложные (две супружеские пары), неполные (одинокие матери, разведение жены, вдовцы).

В зависимости от особенностей распределения ролей: традиционные-авторитарные (главенство супруга), матриархат, эголитарная (равноправавие).

Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хоз-бытовая (уход за детьми) эмоц (эмоц стабилизация индивидов), экономич (экон поддержка18лет); сфера дух общения (развитие личности); социальный контроль (ответственность членов семьи за поведением  ее членов в обществе).

 

30. Проблема занятости  населения и  социальная помощь  безработным 

Специфика подхода к проблеме занятости населения в аспекте социальной работы сводиться  двум важнейшим задачам: Обеспечение права на труд. Защита безработных.

Рынок труда (важнейшее понятие) – основу которого составляет соотношение между свободными рабочими местами и числом лиц, ищущих работу, т.е.  соотношение между спросом и предложением рабочей силы.

Государственная политика в этой области разрабатывается по двум направлениям:

1. Содействие в трудоустройстве  незанятого населения. 2. Стимулирование  гибкого рынка труда, в том  числе за счет профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров.

Важное значение для проведения эффективной политики занятости имеет закон о занятости населения в РФ (1996 г.), в котором дается определение занятости – деятельность граждан 1) связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей; 2) не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок (трудовой доход).

Решение о приеме на работу заключается в форме: трудовой договор; трудовое соглашение;  контракт. Не допускается принуждение  труду за исключением случаев предусмотренных законодательством.

Наряду с производственной деятельностью законодательство признает и другие полезные виды занятости: воспитание детей; ведение домашнего хозяйства, учеба, в том числе с отрывом от производства, общественно-полезная деятельность.

В широком смысле безработица – это отсутствие работы для трудоспособного населения. В узком смысле (юрид.) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка зарегистрированные в службе занятости, в целях поиска подходящей работы и готовы приступить  ней.

«Подходящая работа»  -  соответствует проф.пригодности работника с учетом: уровня профессиональной пригодности; прежней трудовой деятельности; состояние здоровья, транспортной доступности места предполагаемой работы.

Система государственных служб занятости РФ возглавляется Федеральной службой занятости.

Функции службы занятости.

Анализируют и прогнозируют состояние на рынке труда.

Информируют клиентов о возможностях получения работы и  обеспечения рабочей силой.

Оказывают практическую помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе работников.

Участвуют в организации и проведении профессиональной переподготовки кадров.

Осуществляют регистрацию безработных

Имеют право запрашивать от предприятий и учреждений информацию:

- о предполагаемых структурных  изменениях,

- о потребностях в рабочей силе,

- о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников  и др.

По доверенности предприятий имеют право заключать договора с гражданами о трудоустройстве, оплачивать командировочные расходы за счет работодателя и ряд других.

Направляют безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы.

Имеют право взыскивать с работодателя определенные суммы за сокрытие или занижение страховых взносов в службу занятости.

В целом службы занятости не  столько трудоустраивают клиентов, сколько оказывают им помощь в поиске места работы, выступая посредником между работодателем и гражданином. При этом служба занятости устанавливает довольно жесткие правила для своих клиентов, в том числе: клиент должен вести активный поиск работы в противном случае может снизиться пособие по безработице; безработный не имеет права работать, где бы то ни было без предварительного уведомления службы занятости.

Регистрации в службе занятости подлежать граждане:

Не имеющие работу или заработка, в том числе впервые ищущие работу или ищущие после длительного перерыва.

Высвобожденные или уволенные с предприятия лица.

Вынужденные беженцы и переселенцы.

  1. Освобожденные после заключения или принудительного лечения.

Все эти граждане должны зарегистрироваться по месту жительства по предъявлению документов:

Паспорт. Трудовая книжка. Документ о проф. квалификации. Справка о средней заработной плане за последние три месяца по последнему месту работы.

 После этого служба занятости  принимают решение о признании  гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявлении этих документов.

 

31. Социальное обслуживание.

Источниками института социального обслуживания является ФЗ от 10.12.95 «Об основах социального обслуживания РФ», ФЗ от 02.08.95 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических и иных услуг, а также материальной помощи гражданам находящихся в ТЖС (эта ситуация, которая  объективно нарушает жизнедеятельность гражданина-инвалида неспособного к самообслуживанию; сиротство, болезнь, безработица).

Принципы социального обслуживания  - адресность,  доступность, добровольность, гуманности, конфиденциальности, профилактичности.

Формы социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, временный приют в специализированные учреждения, дневное пребывание, консультирование, реабилитация

3 системы социальных служб: государственная, муниципальная – за счет   соответствующих бюджетов и предпринимательской деятельности;  частная (подлежат лицензированию).

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» перечисляется права этих граждан на информацию в сфере социальных услуг, давать согласие на социальное обслуживание или отказ от него (письменное заявление).

Граждан может  быть помещен в стационар, если он лишен ухода и поддержки со стороны родственников и не может самостоятельно удовлетворять свои жененные потребности, недееспособный (по решению суда).

Для граждан пожилого возраста и инвалидов социальное обслуживание  на дому включает и социально-медицинское обслуживание.

Утратившие способность к самообслуживанию помещаются в специальные дома-интернаты, с сохранением за ними жилого помещения в течение 6 месяцев, а потом нет.  В стационарах граждане могут осуществлять лечебно-трудовую деятельность и трудовое обучение. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»    дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети - жертвы насилия.

Для детей, находящихся в учреждениях  социального обслуживания разрабатываются специальные программы реабилитации, чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит виды специализированных учреждений для детей, нуждающихся в реабилитации. Учреждения:

1) социально-реабилитационные  центры   для   несовершеннолетних

2) социальные   приюты   для   детей

3) центры  помощи  детям,  оставшимся  без  попечения  родителей

Реабилитированный сам может обратиться в эти центры. С 14 лет защищать свои права.  Дети-инвалиды   достигнувшие  18 лет должны быть обеспечены жилым помещением вне очереди.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания»  указывается категории граждан, имеющих право на бесплатное получение социального обслуживания: несовершеннолетние граждане в ТСЖ вследствие стихийного  бедствия, неспособные к самообслуживанию, доход которых ниже прожиточного минимума.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"