Шпаргалка по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"

Файлы: 1 файл

OTVYeT_NA_BILYeT_NA_GOS.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

Антропология – пространственно-территориальный аспект  жизнедеятельности общества и предметного мира человека, традиции, быт, образ жизни этносов.

Другие науки: правоведение, экология, эстетика, этика, экономика.

 

16. Посредничество в социальной  работе.

Посредничество в социальной работе – процесс содействия достижению согласия между субъектами и объектами социальной работы для решения социальных проблем и оказания помощи объекту.

Объект – трудовой коллектив, клиент, семья, социальная группа и т.д. для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов социальной работы.

Правила посредничества:

- уважение уникальности человеческой  личности.

- позитивное отношение к клиенту

- применение творческого подхода, эмпатия.

- поощрение самостоятельности  клиента.

Функции посредничества: коммуникация, мотивация, координация, организация и регуляция.

Принципы посредничества:

- принцип приоритета интересов  клиента

- компромисс

- представительства

- социально-психологической открытости, коммуникативной активности.

Классификация посредничества по категориям:

  1. Посредничество между человеком и человеком.
  2. Посредничество между человеком и государством.
  3. Посредничество между человеком и информацией.

По отношению  к субъекту взаимодействия выделяют следующие формы посредничества:

1. Клиент и государство. 2. Клиент  и семья.3. Клиент и чужие люди. 4. Между клиентами.5. Управляемым и подчиненным. 6.  Клиент и нормативные документы.

Формы посредничества:

  • В решении правовых, бытовых , медико-реабилитационных проблем клиента.
  • В поиске социальных служб и учреждений.
  • В решении трудовых и семейных конфликтов, межнациональных конфликтов.
  • Социальное партнерство.

 

17. Организационно-управленческий  инструментарий социальной работы 

Организационные методы — способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, обеспечивающие уровень их организованности и осуществляется организационное воздействие как на систему в целом, так и на ее части для достижения поставленных целей. Одна из главных социальных потребностей современного  общества: совершенствование системы организации и управления, обусловлено необходимостью в кратчайшие сроки преодолеть экономический кризис, улучшить качество жизни и психолого-нравственную стабильность людей. Управление в обществе — воздействие на социальных поведение, на социальных деятельность человека, общества. 3 группы методов; 1) регламентирующие —жесткий тип воздействия: а) регламентирование: применение положений, регулирующих деятельность членов коллектива(разграничение полномочий, обязанностей, ответственности, информирование о состоянии, выбор руководителя: собрание, конференция, обсуждение: принятие решений). 6) ориентация - упорядоченное положение и перемещение работника на предприятии; в) инструктирование-руководитель определяет цели, задачи, обязанности, права.2) административные методы- для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации; направлены на решение конкретных задач(директивы, указы, постановления, приказы) 3) дисциплинарные методы — реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины (трудов, проф, личностная).одна из важнейших функций социальных управления — планирование: обоснованность, оптимальность планов, единство планирования, его комплексность( определение цели, средств, ресурсов, создание программы, учет результатов) Один из важнейших этапов технологии социальных управления; процесс выработки и принятия решений ( метод мозгового штурма). Главная задача СР как процесса управления в системе социальных обслуживания населения — помочь развить творческий, жизненный потенциал индивида, с помощью полномочий и административных методов; обезопасить социальных ущемленные слои населения от негативного воздействия социально-экономических реформ а обществе. Принципы управления: принцип объективности, принцип основное звено (из всего перечня задач выбрать основную задачу) принцип отраслевого и территориального подчинения.

 

18. Профессионализм личности  и деятельности СР-ка, его критерии (показатели)

Tepмин «профессионализм» означает совокупность, набор  личностных характеристик человека, необходимых для  успешного выполнения труда. При анализе и оценке профессионализма СР-ка важное значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, какие мотивы заложены в его деятельности.

Модель показателей профессионализма личности и деятельности СР-ка может быть представлена в структурно - уровневом виде (Н.Б.Шмелева).

Первый уровень включает характеристику объективных и субъективных показателей общего плана, которые находят отражение в личности и деятельности уже студентов старших курсов: соответствие выбранной профессии личностным параметрам человека; соответствие личности требованиям этой профессии, ее стремление и готовность вносить свои профессиональные знания и умения в социальную практику;.

Втопой уровень характеризует показатели профессионализма, присущие специалисту - профессионалу той или иной специализации: 1) процессуальный (эффективность используемых методов, приемов, техники в социальной работе); 2) нормативно-этический (соответствие ясности и деятельности квалификационным требованиям и этическим принципам, нормам, стандартам);

3) наличный базис личности и деятельности (уровень готовности личности специалиста н его деятельности в настоящее время); 4) результативный (качество эффективности, результативности социальной работы, профессиональное состояние личности в данной области деятельности); 5) прогностический (стремление «проектировать» свой профессиональный уровень как личности, так и деятельности в достижении «акме» - высшей точки профессиональной карьеры); 6) профессиональная обучаемость (желание, мотивация) постоянно повышать профессионально - личностный уровень, изучать опыт коллег, стремление к самообразованию, саморазвитию); э) активная социальная позиция, конкурентоспособность личности и профессии (понимание, что «выживает, процветает тот, кто делает работу лучше, эффективнее»).

Третий уровень составляет не только выше перечисленные характеристики профессионализма, но и дополнен такими показателями, как творчество, индивидуальность, новаторство.

 

19. Медико-социальные основы  социальной работы.

Медико-соц инструментарий. Степени здоровья: идеальная (полностью отсутствуют болезни), среднестат норма (могут бать небольшие отклонения), конституционная степень(астеники: высокая, худощавая, склонны к нервн истощениям, шизофрения, сердечн недостаточн; атлетики: крепкого телослож, склонны к агрессии сердечн-сосуд заболевания), акцентуация характера (некоторая выраженность опред черт характера, крайнее выражение нормы: истеричдепрессивность), ситуация повыш риска(экстрим условия, экологнч условия), педболезнь (когда симптомы есть, а синдромов нет). Факторы влияющие на здоровье: условия труда и характер его оплаты; профе вредность; уровень и качество питания; жилищные условия; образ жизни( особенности питания, режим дня, труда, вредные привычки). Функциональные обязанности и задачи мед СР-ка: мед-соц реабилитация инвалидов; пацзоннаж; обучение семей больных приемам ухода; психологическое поддержание; организация групп взаимопомощи; участие групп мед-соц экспертизы; выявление нуждающихся в соц помощи. Мед-соц помощь — комплекс проводимых га гос и муницип уровнях мероприятий мед, юрид, психологич, пед направлений на укрепление СЗН особенно больных и инвалидов. Медико-соц помощ делится на 2 направления: 1 профилактич ( до того, как случилось)- мероприятия, направленные на предупреждение соц зависимых нарушений здоровья (борьба с вредными привычками) формирование установок на здоровый образ жизни.2 патегигиенич (мероприятия по организации МСП, проведение м-с экспертиз, реабилитационные и адаптационные мероприятия.

 

 

20. Особенности социальной  работы с дезадаптированными  детьми и подростками.

3 группы детей: 1. Грудные дети (от 0 до1) 2. Дошкольный возраст (1-6(7) лет) 3. Младший школьный возраст (7-10 лет) 4. Подростки (13-14 и 17-18 лет)

Здоровье детей зависит от физиологии и  генетики здоровых родителей, полноценного питания, ухода и содержания, состояния окружающей среды и социально-гигиенических показателей жизни.

Инвалидность детей может быть врожденной.

Проблема детской инвалидности связана с возможностями их обучения, адаптации к внешней среде, формируемым в обществе дружественным отношением к инвалидности (безбарьерная среда), сохранение семейных связей, создание трудовой самообеспеченности.

Образование детей – является общеобразовательных, в школе или на дому. Социальные работники осуществляют надзор на подведомственных  территориях.

Число неполных семей растет, следовательно, растет число малообеспеченных семей, растет бедность, ухудшается питание.

В результате множество детей вытесняются на улицы, это приводит к их асоциальному поведению (девиантному поведению), бродяжничеству, проституции, нищенству, воровству.

СР-к должен привлекать таких детей,  восстанавливать их функции, возвращать в школу.

Брошенные дети поступают в «Дом ребенка» от 3-х лет, затем в детский дом, если не будут усыновлены.

В старшем возрасте дети могут быть  брошены вследствие пьянства родителей, их смерти. Такие дети поступают под надзор органов опеки и попечительства, органов СЗ и определяются в центры реабилитации  несовершеннолетних детей и подростков.

СР-к доставляет таких детей в приюты и центры по реабилитации. Там используют такие технологии и методы социальной работы с детьми:

- социально-психологическая реабилитация;

- педагогическая коррекция;

- восстановление семейных связей;

- передача в опекунскую семью  или детский дом.

СР-к должен знать и различать признаки насилия в семье.

Дети беглецы: СР заключается в том различение признаков насилия в семье и привлечение органов опеки.

Организация опеки и попечительства:

1-ый месяц реабилитации устраивается  в семью, если нет, то сообщает  в орган исполнительной власти субъектов РФ для учета, затем информация направляется в федеральные органы исполнительной власти, через 3 месяца усыновление возможно иностранными гражданами.

Усыновление происходящее в соответствие с решением суда.

Разница в возрасте между усыновленным и усыновителем должна быть не немее 15 лет.

Опека до 14 лет, попечительство от 14 до 18 лет.

СР-к ведет наблюдение за неблагополучными семьями, собирает информацию от соседей; при совокупности отрицательных показателей семьи, может способствовать лишению родительских прав.

 

21. Социальная  экспертиза

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса требующего специальных знаний с предоставлением заключения. Экспертизу проводят если нет ясности в каком либо вопросе.

Социальная экспертиза – проводимое специалистами исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей среде,  прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций  для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. Функции социальной экспертизы: диагностическая (освидетельствование состояния объекта в данный момент),  информационно-контрольная (информация об объекте, его окружении, их взаимодействие), прогностическая (возможное состояние объекта в краткосрочной и долгосрочной перспективе, как это произойдет), проектировочная.

Цель социальной экспертизы – установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия.

Задачи социальной экспертизы: 1) дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности  органов государственной и других социальных институтов положениям социальной политики; 2) выявить факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий; 3) представить вывод о целесообразности и допустимости реализации социальных проектов и программ; 4) внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

Основные группы методов экспертизы: методы подбора экспертов (метод самооценок, взаимных оценок экспертов, метод «снежного кома»); методы опроса (интервью, анкетирование);  методы групповой работы с экспертами (методы комиссий, суда, «мозговой атаки»).

Виды социальной экспертизы: медико-социальная экспертиза – установление инвалидности, работоспособности; экспертиза трудоспособности в экстремальных условиях; военная экспертиза; судебно-психиатрическая экспертиза; судебно-психологическая экспертиза; медико-психолого-педагогическая экспертиза; экспертиза социальных объектов.

 

22. Законодательно-правовые  основы в социальной работе.

В целом социальная защита населения базируется на: 1. Законодательно правовых нормах данного государства; 2. Международных документах о правах и свободах человека (Всеобщая декларация прав человека).

Конституция – это основной закон государства, регламентирующий: Основы государственного и общественного строя; Систему государственных органов управления; Основные права и обязанности граждан.

Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года (Право граждан на личную и частную собственность).

Одной из важнейших особенностей всех конституций является ориентация на социальное равенство людей, которое обеспечивается путем установления равенства общественного положения личности (ее статуса), определяемого ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными: в нормах морали; в традициях, правилах общежития, этикете;  в законодательно-правовых актах.

Основные положения Конституции:

Правовой статус – непосредственное выражение социального равенства, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина установленных конституцией и другими законами государства.

Граждане РФ равны перед законом, независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, местожительства.

Правовой статус также проявляется через равные для всех граждан субъективные права и юридические обязанности.

Субъективные права - это вид и мера возможного поведения индивида.

Юридические обязанности –вид и мера должного поведения индивида.

Соотношение субъективных прав и юридических обязанностей личности образует меру ее свободы.

Гражданство (им определяется правовой статус) представляет собой устойчивую постоянную связь лица с данным государством.

Правовой статус граждан РФ закреплен Конституций, включающей следующие права и свободы и обязанности:

  1. Права и свободы.

1 Социально-экономические: право на  труд,   право на отдых, право на жилье, , право на личную и частную собственность, право на материальное обеспечение

а) в старости; б) в случае болезни или утраты трудоспособности; в) при потере кормильца и др.

2. Политические:  свобода слова, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций,  право избирать и быть избранным в органы власти, право на участие в управлении государственными и общими делами, а также в обсуждении и принятии законов, Право на объединения в политические партии, общественные организации, массовые движения и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работе"