Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"
Антропология – пространственно-
Другие науки: правоведение, экология, эстетика, этика, экономика.
16. Посредничество в социальной работе.
Посредничество в социальной работе – процесс содействия достижению согласия между субъектами и объектами социальной работы для решения социальных проблем и оказания помощи объекту.
Объект – трудовой коллектив, клиент, семья, социальная группа и т.д. для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов социальной работы.
Правила посредничества:
- уважение уникальности
- позитивное отношение к клиенту
- применение творческого
- поощрение самостоятельности клиента.
Функции посредничества: коммуникация, мотивация, координация, организация и регуляция.
Принципы посредничества:
- принцип приоритета интересов клиента
- компромисс
- представительства
- социально-психологической
Классификация посредничества по категориям:
По отношению к субъекту взаимодействия выделяют следующие формы посредничества:
1. Клиент и государство. 2. Клиент и семья.3. Клиент и чужие люди. 4. Между клиентами.5. Управляемым и подчиненным. 6. Клиент и нормативные документы.
Формы посредничества:
17. Организационно-управленческий
инструментарий социальной
Организационные методы — способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, обеспечивающие уровень их организованности и осуществляется организационное воздействие как на систему в целом, так и на ее части для достижения поставленных целей. Одна из главных социальных потребностей современного общества: совершенствование системы организации и управления, обусловлено необходимостью в кратчайшие сроки преодолеть экономический кризис, улучшить качество жизни и психолого-нравственную стабильность людей. Управление в обществе — воздействие на социальных поведение, на социальных деятельность человека, общества. 3 группы методов; 1) регламентирующие —жесткий тип воздействия: а) регламентирование: применение положений, регулирующих деятельность членов коллектива(разграничение полномочий, обязанностей, ответственности, информирование о состоянии, выбор руководителя: собрание, конференция, обсуждение: принятие решений). 6) ориентация - упорядоченное положение и перемещение работника на предприятии; в) инструктирование-руководитель определяет цели, задачи, обязанности, права.2) административные методы- для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации; направлены на решение конкретных задач(директивы, указы, постановления, приказы) 3) дисциплинарные методы — реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины (трудов, проф, личностная).одна из важнейших функций социальных управления — планирование: обоснованность, оптимальность планов, единство планирования, его комплексность( определение цели, средств, ресурсов, создание программы, учет результатов) Один из важнейших этапов технологии социальных управления; процесс выработки и принятия решений ( метод мозгового штурма). Главная задача СР как процесса управления в системе социальных обслуживания населения — помочь развить творческий, жизненный потенциал индивида, с помощью полномочий и административных методов; обезопасить социальных ущемленные слои населения от негативного воздействия социально-экономических реформ а обществе. Принципы управления: принцип объективности, принцип основное звено (из всего перечня задач выбрать основную задачу) принцип отраслевого и территориального подчинения.
18. Профессионализм личности и деятельности СР-ка, его критерии (показатели)
Tepмин «профессионализм» означает совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. При анализе и оценке профессионализма СР-ка важное значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, какие мотивы заложены в его деятельности.
Модель показателей профессионализма личности и деятельности СР-ка может быть представлена в структурно - уровневом виде (Н.Б.Шмелева).
Первый уровень включает характеристику объективных и субъективных показателей общего плана, которые находят отражение в личности и деятельности уже студентов старших курсов: соответствие выбранной профессии личностным параметрам человека; соответствие личности требованиям этой профессии, ее стремление и готовность вносить свои профессиональные знания и умения в социальную практику;.
Втопой уровень характеризует показатели профессионализма, присущие специалисту - профессионалу той или иной специализации: 1) процессуальный (эффективность используемых методов, приемов, техники в социальной работе); 2) нормативно-этический (соответствие ясности и деятельности квалификационным требованиям и этическим принципам, нормам, стандартам);
3) наличный базис личности и деятельности (уровень готовности личности специалиста н его деятельности в настоящее время); 4) результативный (качество эффективности, результативности социальной работы, профессиональное состояние личности в данной области деятельности); 5) прогностический (стремление «проектировать» свой профессиональный уровень как личности, так и деятельности в достижении «акме» - высшей точки профессиональной карьеры); 6) профессиональная обучаемость (желание, мотивация) постоянно повышать профессионально - личностный уровень, изучать опыт коллег, стремление к самообразованию, саморазвитию); э) активная социальная позиция, конкурентоспособность личности и профессии (понимание, что «выживает, процветает тот, кто делает работу лучше, эффективнее»).
Третий уровень составляет не только выше перечисленные характеристики профессионализма, но и дополнен такими показателями, как творчество, индивидуальность, новаторство.
19. Медико-социальные основы социальной работы.
Медико-соц инструментарий. Степени здоровья: идеальная (полностью отсутствуют болезни), среднестат норма (могут бать небольшие отклонения), конституционная степень(астеники: высокая, худощавая, склонны к нервн истощениям, шизофрения, сердечн недостаточн; атлетики: крепкого телослож, склонны к агрессии сердечн-сосуд заболевания), акцентуация характера (некоторая выраженность опред черт характера, крайнее выражение нормы: истеричдепрессивность), ситуация повыш риска(экстрим условия, экологнч условия), педболезнь (когда симптомы есть, а синдромов нет). Факторы влияющие на здоровье: условия труда и характер его оплаты; профе вредность; уровень и качество питания; жилищные условия; образ жизни( особенности питания, режим дня, труда, вредные привычки). Функциональные обязанности и задачи мед СР-ка: мед-соц реабилитация инвалидов; пацзоннаж; обучение семей больных приемам ухода; психологическое поддержание; организация групп взаимопомощи; участие групп мед-соц экспертизы; выявление нуждающихся в соц помощи. Мед-соц помощь — комплекс проводимых га гос и муницип уровнях мероприятий мед, юрид, психологич, пед направлений на укрепление СЗН особенно больных и инвалидов. Медико-соц помощ делится на 2 направления: 1 профилактич ( до того, как случилось)- мероприятия, направленные на предупреждение соц зависимых нарушений здоровья (борьба с вредными привычками) формирование установок на здоровый образ жизни.2 патегигиенич (мероприятия по организации МСП, проведение м-с экспертиз, реабилитационные и адаптационные мероприятия.
20. Особенности социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.
3 группы детей: 1. Грудные дети (от 0 до1) 2. Дошкольный возраст (1-6(7) лет) 3. Младший школьный возраст (7-10 лет) 4. Подростки (13-14 и 17-18 лет)
Здоровье детей зависит от физиологии и генетики здоровых родителей, полноценного питания, ухода и содержания, состояния окружающей среды и социально-гигиенических показателей жизни.
Инвалидность детей может быть врожденной.
Проблема детской инвалидности связана с возможностями их обучения, адаптации к внешней среде, формируемым в обществе дружественным отношением к инвалидности (безбарьерная среда), сохранение семейных связей, создание трудовой самообеспеченности.
Образование детей – является общеобразовательных, в школе или на дому. Социальные работники осуществляют надзор на подведомственных территориях.
Число неполных семей растет, следовательно, растет число малообеспеченных семей, растет бедность, ухудшается питание.
В результате множество детей вытесняются на улицы, это приводит к их асоциальному поведению (девиантному поведению), бродяжничеству, проституции, нищенству, воровству.
СР-к должен привлекать таких детей, восстанавливать их функции, возвращать в школу.
Брошенные дети поступают в «Дом ребенка» от 3-х лет, затем в детский дом, если не будут усыновлены.
В старшем возрасте дети могут быть брошены вследствие пьянства родителей, их смерти. Такие дети поступают под надзор органов опеки и попечительства, органов СЗ и определяются в центры реабилитации несовершеннолетних детей и подростков.
СР-к доставляет таких детей в приюты и центры по реабилитации. Там используют такие технологии и методы социальной работы с детьми:
- социально-психологическая
- педагогическая коррекция;
- восстановление семейных
- передача в опекунскую семью или детский дом.
СР-к должен знать и различать признаки насилия в семье.
Дети беглецы: СР заключается в том различение признаков насилия в семье и привлечение органов опеки.
Организация опеки и попечительства:
1-ый месяц реабилитации
Усыновление происходящее в соответствие с решением суда.
Разница в возрасте между усыновленным и усыновителем должна быть не немее 15 лет.
Опека до 14 лет, попечительство от 14 до 18 лет.
СР-к ведет наблюдение за неблагополучными семьями, собирает информацию от соседей; при совокупности отрицательных показателей семьи, может способствовать лишению родительских прав.
Экспертиза – исследование какого-либо вопроса требующего специальных знаний с предоставлением заключения. Экспертизу проводят если нет ясности в каком либо вопросе.
Социальная экспертиза – проводимое специалистами исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. Функции социальной экспертизы: диагностическая (освидетельствование состояния объекта в данный момент), информационно-контрольная (информация об объекте, его окружении, их взаимодействие), прогностическая (возможное состояние объекта в краткосрочной и долгосрочной перспективе, как это произойдет), проектировочная.
Цель социальной экспертизы – установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия.
Задачи социальной экспертизы: 1) дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной и других социальных институтов положениям социальной политики; 2) выявить факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий; 3) представить вывод о целесообразности и допустимости реализации социальных проектов и программ; 4) внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.
Основные группы методов экспертизы: методы подбора экспертов (метод самооценок, взаимных оценок экспертов, метод «снежного кома»); методы опроса (интервью, анкетирование); методы групповой работы с экспертами (методы комиссий, суда, «мозговой атаки»).
Виды социальной экспертизы: медико-социальная
экспертиза – установление инвалидности, работоспособности;
экспертиза трудоспособности в экстремальных
условиях; военная экспертиза; судебно-психиатрическая
экспертиза; судебно-психологическая
экспертиза; медико-психолого-
22. Законодательно-правовые основы в социальной работе.
В целом социальная защита населения базируется на: 1. Законодательно правовых нормах данного государства; 2. Международных документах о правах и свободах человека (Всеобщая декларация прав человека).
Конституция – это основной закон государства, регламентирующий: Основы государственного и общественного строя; Систему государственных органов управления; Основные права и обязанности граждан.
Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года (Право граждан на личную и частную собственность).
Одной из важнейших особенностей всех конституций является ориентация на социальное равенство людей, которое обеспечивается путем установления равенства общественного положения личности (ее статуса), определяемого ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными: в нормах морали; в традициях, правилах общежития, этикете; в законодательно-правовых актах.
Основные положения Конституции:
Правовой статус – непосредственное выражение социального равенства, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина установленных конституцией и другими законами государства.
Граждане РФ равны перед законом, независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, местожительства.
Правовой статус также проявляется через равные для всех граждан субъективные права и юридические обязанности.
Субъективные права - это вид и мера возможного поведения индивида.
Юридические обязанности –вид и мера должного поведения индивида.
Соотношение субъективных прав и юридических обязанностей личности образует меру ее свободы.
Гражданство (им определяется правовой статус) представляет собой устойчивую постоянную связь лица с данным государством.
Правовой статус граждан РФ закреплен Конституций, включающей следующие права и свободы и обязанности:
1 Социально-экономические: право на труд, право на отдых, право на жилье, , право на личную и частную собственность, право на материальное обеспечение
а) в старости; б) в случае болезни или утраты трудоспособности; в) при потере кормильца и др.
2. Политические: свобода слова, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций, право избирать и быть избранным в органы власти, право на участие в управлении государственными и общими делами, а также в обсуждении и принятии законов, Право на объединения в политические партии, общественные организации, массовые движения и т.д.