Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"
В результате схематического примера американская и европейская модели социальной работы можно представить в следующем виде:
Европейская пирамидальная и вертикальная
американская луковичная и горизонтальная
Р – региональный М – местный Ф – федеральный
В современном мире есть еще по меньшей мере 3 модели:
Первая характерна для США, Японии и некоторых стран Европы, где сильны позиции католической церкви. Эта модель основана на идее консерватизма с установкой на поддержание в обществе максимальной стабильности и минимума изменений. В частности эта модель ориентирована на то, чтобы черта бедности (ЧБ) не опускалась ниже определенного предела. Но одновременно она не нацелена на ее сколько-нибудь поднятие.
Вторая основана на политике либерализма с установлением на осторожное постепенное но все таки реформирование общества или его отдельных подсистем. В частности это означает что социальная политика относительно предполагает ее постепенно повышение и улучшение благосостояния всех слоев населения. К этой модели относятся большинство стран Европы, кроме того для этой модели характерна активная социальная поддержка в рамках деятельности социальных служб на предприятиях (характерно для Австрии и Германии)
Третья модель свойственна прежде всего скандинавским странам Европы. Опирается на сочетание идей либерализма с социализмом с установкой на постоянное целенаправленное повышение как ЧБ так и значительное повышение благосостояния.
37. Реклама и пропаганда в социальной работе
Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
Цель социальной рекламы – изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – выработать новые социальные ценности. Предметом социальной рекламы является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Такая реклама рассчитана на самую широкую аудиторию, которую волнуют общечеловеческие проблемы: борьба с насилием, охрана природы, здоровье детей, СПИД и т.д. Следует отличать рекламу от пропаганды. Пропаганда – это инструмент распространения определенной идеологии, формирования определенного мировоззрения, воздействия на сознание. Реклама же воздействует, в первую очередь, на потребности людей.
Главным двигателем развития социальной рекламы является Рекламный совет, созданный в 1993 г. Цель Совета – создавать единый рекламный продукт по социальной проблематике. После того, как выбрана новая тема рекламной кампании, Совет разрабатывает макет для печатных СМИ, выпускает видео-и аудиоролики. В числе рекламных кампаний, проведенных Советом: отношения в семье “дети-родители” (“Они выросли и забыли своих родителей. А вы помните? Позвоните родителям”), отношение к детям в семье (“Чтобы вырастить цветок, нужно много сил. Дети не цветы, подарите им больше любви”), отношение к жизни (“Это пчелы. За них все решила жизнь Мы же строим свою жизнь сами. Не бойтесь перемен”).
1. Рекламодателями социальной
2. Органы государственной власти,
иные государственные органы
и органы местного
3. Заключение договора на
4. В социальной рекламе не
допускается упоминание о
Методы и приемы, используемые для создания рекламы: выпуск рекламных видеороликов; регулярное проведение пресс-конференций; регулярная публикация материалов о деятельности социальных служб и организаций (прием «паблисити» - неличностное стимулирование желательного поведения посредством публикаций, который не оплачиваются определенным спонсором «Милосердие в наши дни»); выпуск годовых отчетов, социальных балансов с подробными комментариями (например, баланс занятости населения и т.д.); проведение презентаций, экскурсий; участие в подготовке и повышении квалификации в учебных заведениях, где готовят социальных работников, юристов; создание обществ, клубов, союзов, центров; поддержка научных работ.
Типовые разделы рекламы: рекламный девиз, графическое изображение, информационная часть, адрес.
38. Опыт зарубежной социальной работы на примере одной из стран.
Великобритания.
1. СР со взрослыми инвалидами и умственно отсталыми людьми. Здесь существует широкий круг субъектов СР с инвалидами 3 группы: частные владельцы домов; общественный сектор благотворительных организаций, финансирование которых происходит из различных государственных фондов, частных пожертвований; местные органы власти, отделы и комитеты.
В Великобритании делают все, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями нормально жить дома (1-ый уровень помощи). Т.е. кто нуждается в дополнительной поддержке посещают дневные центры (2-ой уровень), помещаются в интернаты (3 уровень), либо в больницу (4 уровень).
Выделяют также следующие центры помощи взрослым инвалидам:
В некоторых центрах есть специальные места для работы инвалидов. Лечебные учреждения проводят трудо- и психотерапию.
2. СР с неполными семьями.
Стратегия помощи на
3. социальная работа с женщинами.
В Англии существует «
4. Социальная работа с пожилыми
людьми. Основная ответственность
лежит на муниципальных
В целом система социального обслуживания пожилых людей имеет 4 уровня:
Обслуживание на дому, в дневных стационарах, пансионат в рамках проектах смягчение условиях проживания.
1. Специальная помощь на дому: прочие услуги, доставка горячих обедов, оказание услуг со стороны органов здравоохранения, выезды медсестры.
2. Дневные центры, облегчения состояния одиночества, изолированности. Большинство многопрофильных комплексов с разнообразные секторами (парикмахерские, кафе).
3. Пансионат, постоянное или временное проживание + для отдыха ухаживающих родственников.
В рамках проектов пожилым людям из самых активных предоставляются небольшие дома для отдельного независимого проживания, помощь социальных работников.
39. Социальная диагностика.
По Холостовой – это деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем с выведением обоснованного заключения по предмету рассмотрения.
Виды диагностики:
Социальная диагностика решает следующие задачи:
- выявление специфических социальных
качеств, особенностей развития и поведения
клиента;
- определение степени развитости различных
свойств, их выраженности в количественных
и качественных показателях;
- описание диагностируемых особенностей
клиента, когда это необходимо;
- ранжирование специфических свойств
клиента.
Принципы социальной диагностики:
Уровни социальной диагностики.
Этапы социальной диагностики:
1. Проявление проблемы
2. Сбор данных и их анализ.
а) Историкогенетические методы – призваны определить причины, истоки, состояние на жизненном пути клиента.
б) Структурнофункциональные методы. Наблюдение, беседа, анкетирование, вопросники, мониторинг, тестирование.
3. Постановка социального диагноза. Диагноз не является оконченным, он может изменяться.
40. Актуальные проблемы социальной работы.
В ходе своей деятельности социальный работник сталкивается с различными видами проблем, которые характеризуют тяжелую жизненную ситуацию клиента.
Классификация проблем по следующим критериям:
Характер проблем может быть следующий:
Материальный, юридический, медицинский, жилищный, информационный.
В целом в практике социального работника выделяют следующие основные проблемы, требующие разрешения:
1. Индивидуальные, семейные, организационные (здоровье, безработица)
2. Социально-экологические
3. Социально-экономические (нехватка денежных средств, проблема пенсии, медико-социального, социально-культурного обслуживания).
4. Социальная стратификация (расслоение)
5. Поведенческие (девиантное поведение, отклонение, социальные аномалии).
6. Проблема моделирования мира и людей в нем (личностные проблемы, проблема отчуждения, античеловеческие ценности).
7. Проблема коммуникации и
8. Проблема структуры власти.
Зачастую клиент, недооценивает значимость других проблем. Задача социального работника – проведение консультаций с клиентом. на том профессиональном уровне, чтобы сам клиент смог рассматривать внешние связи с его запросом дополнительных проблем, а также проанализировать их значение.
Проблема социального иждивенчества, бюрократизма, формализм со стороны субъектов социальной сферы, волокита, нервность и равнодушие по отношению к личности.
41. Основные параметры
и особенности социального
Менеджмент – специфическая часть управления. Ее особенности состоят в следующем:
Управление – внутреннее свойство, функция любой сложноорганизационной системы, обеспечивающей сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности и реализация ее программ (целей).