Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"
III. Морально-этические принципы вытекают их этики социальной работы и профессионального этикета социальных работников в развернутом виде моральные принципы и стандарты деятельности СР-ка прописываются морально-этическим кодексом СР-ка.
IV. Организационные принципы:
Принцип социально-технологической компетентности, т.е. – глубокая осведомленность СР-ка об условиях и технологии решения возникающих проблем.
Принцип контроля и проверки исполнения.
Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей субъектов социальной работы.
V. Психолого-педагогические принципы: Принцип комплексного подхода. Принцип дифференцированного, индивидуального подхода. Принцип целенаправленности, который предполагает, что та или иная цель в деятельности СР-ка должна опираться на соответствующие средства ее осуществления.
I. Социально-экономические методы объединяют все способы, с помощью которых социальные работники оказывают воздействие на клиента, его интерес и потребности, с помощью определенных социальных механизмов и рычагов.
Основные виды и формы этих методов: Натуральная и денежная помощь. Льготы, пособия и т.п. Патронаж, опека, попечительство. Бытовое обслуживание Механизмы индексации и компенсации и др.
II. Организационно-
Весь этот блок нацелен на повышение качества работы путем администрирования, управления, менеджмента.
Основные виды организационно-
Кроме указанных трех методов в группу
организационно-
III. Психолого-педагогические методы: Убеждение (разъяснение, совет, рекомендация, приведение положительных примеров и образцов и т.д.) Наблюдение. Диагностирование. Группа методов конкретно-социологического характера (опрос, анкетирование, интервью и т.д.) Внушение.
11. Социальное консультирование.
Взаимодействие двух или более людей в ходе которых консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в разрешении назревших проблем. Основное средство специальной организации беседа (есть план беседы, который нужно соблюдать)
Краткосрочная помощь 1-3 встречи, потом если необходимо применяют социальную коррекцию.
Типы консультирования:
Медико-социальные консультации
Социально-правовые консультации
Профессиональные консультации
Социально-педагогические консультации
Социально-психологические консультации
1. Структурирование и достижение взаимопонимания.
Знакомство от нескольких секунд до10-ка минут. Установление доверительного контакта, в зависимости от того какой будет контакт такой будет беседа. Средства установления контакта: удобное помещение, комфортная межличностная дистанция (интимная до 40 см, личностная до 1,2 м социальная от 1,2 до 4 м, публичная от 4 м)
2. Сбор информации.
3. Желаемый результат.
4. Альтернатива (иные варианты решения)
5. Обобщение, переход к действию.
12. Профессиографический
портрет специалиста
Професиограмма – требования профессии к личностным факторам, психологическим особенностям и возможностям человека. Позволяет описать социальные, нужные, психологически необходимые требования к человеку определенной профессии.
Основа пофессиограммы – профессиональные и личные качества человека.
Профессиограмма СР-ка: 1. Интеллектуальные качества – гибкость ума, пластичность, переключение внимания, заострение внимания на нужном, динамичность реакции, возбуждение, торможение. 2. Моральные качества: гражданственность, гуманизм, толерантность, ответственность. 3. Коммуникативность: общительность, эмпатичность, рефлективность, красноречие, умение убеждать, слушать, визуальность (внеш. привлекательность личности). 4. Организаторские качества: организованность, предприимчивость, находчивость, умение выдвигать идеи, вести за собой. 5. Волевые качества: уметь владеть собой в любой ситуации, настойчивость, решительность.
В каждой профессии существуют профессиональные особенности и качества. Целостные ориентации – ведущие основы, главная составляющая личности.
Показатели профессионализма СР-ка: 1. Показали объективности и субъективности характера: объективные означают соответствие человека требованиям профессии, его реальный вклад в социальную практику, оптимальные решения или разрешения профессиональных задач управления, их владения вклад в социальную политику гос-ва, региона.
Субъективные показатели соответствия профессиональных требований личности, ее интересам, мотивам, степень удовлетворенности человека к своей профессиональной деятельности; совокупность необходимых профессионально важных качеств личности. 2. Результативные: достигнуты ли СР-ом желаемые результаты (прямые и косвенные оценки). Прямые показатели: проф.навыки, деловые качества, умение входить контакт, находить технологическое решение проблем, умение организовать и мобилизовать клиента на решение его проблем. Косвенные показатели: быстро эффективно, решается проблема как самим СР-м так и клиентам, семьей, руководителем, учреждением. 3.Процессуальные и нормативно-этические показатели (Методы и технологии специалиста) 4. Прогностические показали, и показатели профессиональной обучаемости. 5. Показатель социальной активности и конкурентоспособности.
Должностные обязанности социального работника: выявление семьи, группы, причины и оказание помощи содействовать в совместных разрешениях проблемы: оказание помощи в семейном воспитании; психологические и педагогические качества; содействие в опеке и попечительстве; организация защиты несовершеннолетних; создание центов социальной помощи семье; социальная адаптация и реабилитация. Функции СР-ка: диагностика прогностика, превентивные, правозащитные, социально-педагогические, психологические, медико-социальные социально-бытовые, коммуникативные, рекламно-пропагандистские нравственно-гуманистические, организационные.
13. Функционально-ролевой характер социальной работы.
Деятельность СР-ка предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, СР-к может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Сидоров В. Н. предлагает объединить ролевые репертуары зарубежных и отечественных социальных работников в шесть групп.
Группа практических ролей - учитель социальных умений- консультант- агент по вопросам социальных изменений- аниматор- социальный менеджер-помощник клиента- уличный работник
Группа посреднических ролей - брокер социальных услуг- управляющий делами клиента- защитник прав и интересов клиента
Группа управленческих ролей - руководитель рабочей нагрузки - лидер команды- руководитель персонала- администратор
Группа исследовательских ролей - эксперт- аналитик- исследователь
Группа сервисных ролей - преподаватель- руководитель полевой практики - супервизор
Группа латентных ролей (Латентный - имеющий место быть, но в скрытом, затаенном, явно непризнаваемом виде.) - хранитель господствующего порядка - подрыватель государственных устоев - брокер в серых тонах - козел отпущения- донор- потенциальный угнетатель-всезнайка- униженный проситель
14. Социальная коррекция
Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социальную коррекцию можно определить как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения. Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Центр коррекционного воздействия – клиент социальной службы. В целом, это относительно физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического, педагогического или социального плана, которые он не способен самостоятельно разрешить, и поэтому нуждается в посторонней помощи. Объектом воздействия могут быть также семья или группа
Принципы социальной коррекции: принцип единства коррекции и диагностики; принцип системности; принцип компетентности.
Виды коррекции: коррекция личностных потребностей, ценностных ориентаций, межличностных отношений, поведения, эмоционального реагирования.
Коррекционная работа осуществляется в рамках коррекционной ситуации, которая включает в себя 5 элементов: 1) клиент; 2) специалист; 3) теория, которая используется для объяснения проблем клиента; 4) набор процедур (техники, методы), используемые для решения проблем клиента; 5) специальные социальные отношения между клиентом и социальным работником.
Этапы коррекции: 1) диагностический; 2) установление продуктивного контакта с клиентом; 3) коррекционный; 4) оценка эффективности коррекционного воздействия.
Для осуществления коррекционного воздействия должна быть разработана коррекционная программ. Различают стандартизированные и свободные программ. В стандартизированных программах четко определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования, предъявляемые участникам данной программы. В свободных программах специалист самостоятельно составляет программу, определяет цели и задачи этапов коррекции, продумывает ход встреч, определяет ориентиры результата.
Эффективность коррекционных мероприятий может быть оценена: 1) на уровне постановки целей и задач коррекционной программы; 2) на уровне разрешения реальных трудностей.
Факторы, определяющие эффективность коррекции: 1) ожидания клиента; 2) значение для клиента освобождения от имеющихся проблем; 3) характер проблем клиента; 4) готовность клиента к сотрудничеству; 5) ожидания специалиста, осуществляющего коррекционную работу; 6) профессиональный и личный опыт специалиста; 7) специфическое воздействие конкретных методов коррекции.
15. Специфика социальной работы, ее связь со смежными дисциплинами и профессиями
Философия выступает методологической основой социальной работы, т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком.
Вся деятельность СР-ка связана с человеком, его взаимоотношениемями с окружающим миром, т.е. направлена на совершенствование человеческих отношений.
Для СР-ка актуальны такие категории как человек, социум, социальное время и пространство, образ жизни.
Социология занимает ведущие позиции, как в процессе практической деятельности СР-ка, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Призвана исследовать: социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения, общество и группы.
Психоанализ - основа для диагностической ТСР, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. Гуманистическая функция: самоактуализации А. Маслоу и личностный росте К. Роджерса. Особое значение для СР имеет: психодиагностика, психологическое консультирование.
Педагогика – важнейшая основа СР, формирует профессионализм СР-ка.