Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социальной работе"
2. Периодически и временно одинокие. По сравнению с другими категориями одиноких эти люди обычно наиболее социальноактивны, они считают свое одиночество явлением приходящим, не чувствуют себя брошенными и покинутыми. Многие из них верят в то, что им удастся найти по настоящему близкого человека. Среди них в частности большинство мужчин и женщин никогда ранее не состояли в браке.
3. Пассивно и устойчиво одинокие лица. Лица смерившиеся со своим положением принимают его как некую неизбежность. Большинство среди них - овдовевшие люди.
Факторы, влияющие на обострение проблем одиночества.
Кроме того, выделяют блок социально-медицинских факторов:
Рост числа одиноких людей и утверждения одиночества как приемлемого образа жизни вызывает столкновение и развитие специфической индустрии услуг для одиноких людей (службы знакомств). Установлено что одинокие как правило, имеют больше возможностей и желания тратить больше средств на свои увлечения. За рубежом строится специальные жилые комплексы для бессемейных людей.
В целом одиночество является в современном мире весьма острой проблемой. В Швеции, по мнению проф. Дунса Скотта, создано «крепкое общество одиноких».
Специфика роста одиночества довольно яркая. В первую очередь это результаты высокого уровня смертности мужского населения. Подсчитано что каждая третья российская мать имеет возможность пережить своих детей. Если к этому добавить семейную дезорганизацию, отсутствие разработанных технологий помощи одиноким людям и другие факторы, то не трудно понять, что проблема одиночества в современном российском варианте представляет собой очень серьезную социальную болезнь.
Методы и средства борьбы с одиночеством.
Социальная психология: личностная диагностика - выявление индивидов с повышенным риском одиночества; коммуникативные тренинги для развития навыков общения (борьба с аутизмом); психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества.
Организационные: создание и развитие клубов, организаций общения; формирование и расширение у клиентов новых социальных связей.
48. Социальная опека и попечительство
Опека и попечительство - это правовые формы зашиты личных и имущественных интересов недееспособных или не дееспособных граждан.
Опека устанавливается: над детьми, до 14лет, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения нм надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство устанавливается: над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 1$ лет, оставшихся без попечения родителей; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.
Являются органы местного самоуправления, Функции по опеке и попечительству осуществляются: через органы управления образованием - в отношении несовершеннолетних лиц; через органы здравоохранения -в отношении лиц, признанных судом недееспособными или orpaниченно дееспособными; через органы социальной защиты населения - в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Опекун (попечитель) — законный представитель подопечного, выступающий в защиту его прав и интересов. По месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином. В исключительных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).
Требования, к личности опекуна (попечителя), его права и обязанности, а также права и обязанности опекаемых граждан регламентированы законодательно правовыми актами РФ и соответствуют международным нормам права.
Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними является: смерть родителей; лишение родительских прав вследствие асоциального поведения; ограничение родителей в правах; признание родителей недееспособными вследствие болезни; длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения); уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; другие причины отсутствия родительского попечения,
Законы: Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.; Констнчуция РФ от 12 декабря 1993г.; Гражданский Кодекс РФ 1994-1995rr.; Семейный Кодекс РФ(декабрь ! 995 г.);.
49. Социальная работа с инвалидами
Инвалиды – люди с ограниченными возможностями, имеющие как либо функциональные ограничения и неспособные к какой-либо деятельности. Инвалидность наступает в результате заболевания, отклонения или недостатка в развитие, не типичного состояние здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к особым нуждам индивида; вследствие негативных стереотипов, предрассудков окружающей среды по особому выделению нетипичных людей в определенную социо-культурную систему. Инвалидность - ограничение в возможностях, обусловленная физическим, психическим, социальным, культурным, законодательным и другими барьерами, к непоз интегрирования в общество и быть полным участником в жизнедеятельности общества или семьи на таких же основаниях как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать стандарты к особым нуждам людей с ограниченными возможностями для их полноценной независимой жизни. В законе о социальной защите инвалидов от 24.11.95 говорится что инвалид – лицо, имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, после травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности и вызванное необходимостью социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой МСЭ. В начале 20 века развивается реабилиотология - наука о системе мер направленная на уменьшение воздействия инвадидирующих факторов и создание условий по эффективному интегрированию и адаптированию инвалидов к жизни общества. Федеральная программа правительства РФ «Социальная поддержка инвалидов» включает: 1. МСЭ и реабилитация.
2. Информирование проблем инвалидов.
3. Формирование доступной среды жизнедеятельности.
4. Разработка и производство средств протезирования.
5. Разработка и производство
технологических средств
Важнейшие принципы в СР: гуманизм, милосердие, благотворительность.
Милосердие заключается в разумном вмешательстве социального работника в жизнь семей инвалидов и их самих с целью решения проблем.
Социальный работник при решении проблем инвалидов выступает в качестве:
В различных городах РФ открываются центры реабилитации инвалидов, где работа отличается междисциплинарным характером и поэтому один из важных принципов этого направления – социальная работа в команде состоящем из 5-7 человек, включая специалистов узкого профиля и социального работника – он координатор всей деятельности. Важным направлением работы является профилактика и реабилитация + адаптация и интеграция. Реабилитация – система мероприятий имеющих целью быстро и наиболее полно восстановить способность к социальному функционированию больных людей, инвалидов и других категорий дезадаптированных.
Виды реабилитации: медицинская, психологическая, социальная, педагогическая, социально-экономическая, бытовая, спортивная.
МСЭ составляет индивидуальную программу реабилитации меры по преодолению ограничения жизнедеятельности.
Этапы индивидуальной программы реабилитации:
1. Адресная часть. 2. Оценка реабилитационного
потенциала. 3. Ограничение к
50. Социальная профилактика
Под профилактикой подразумеваются научно-обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1. предотвращение возможных
2. сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
3. содействие им в достижении
поставленных целей и
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.
Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны.
Виды профилактики:
Первичная профилактика – это работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует определенное количество лиц из группы риска. В этот контингент, например, могут входить люди, которые уже пробовали наркотики, или имеют друзей, употребляющих наркотики.
Вторичная профилактика направлена на популяцию людей, у которых поведение риска уже сформировано. Например, к этой группе относятся лица, употребляющие наркотики, но без сформированной физической зависимости.
Третичная профилактика – это профилактика рецидивов. Пример: Может быть направлена на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков или других психоактивных веществ и желающих прекратить их употребление.
Формы профилактики могут быть определены как:
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- устраняющие эти
- мероприятия по осуществлению
последующего контроля за
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.
51. Акмеологический подход в профессиональной подготовке социальных работников.
Акмеология — быть на высшей ступени развития. Это понятие ввел Рыбников в 1928г. Существует 3 фактора влияющих на становление специалиста-профессионала: 1) социальный контекст значимости СР; 2) наличие эталона СР; 3) личность СР, его потенциал, качества, готовность к проф деятельности. Для совершенствования необходимо наличие 3 факторов, также субъективные факторы — преподаватель; необходимо создать условия, в которых позволяют формировать готовность личности, стремление к самосовершенствовачню, самореализации. Необходимы знания, квалификация. Профессионализм выражается в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем. Основными слагаемыми совершенствования профессионализма являются условия; личностная и профессиональная направленность, владение знаниями, проф-технологич компонент, умения, навыки для успешного выполнения деятельности. Для достижения акмэ необходимо иметь высокие показатели профессионализма. В достижении акмэ выделены след факторы: целостность, единство личности и деятельности, активность личности в данном процессе, непрерывность и взаимообслуживаемость их развития, индивидуально-творческая среда.
52. Инновационные аспекты деятельности специалистов по социальной работе
Инновация — это введение нового в практику, целенаправленное внесение к/л новшества, благодаря которым происходят позитивные изменения и достигается необходимый эффект. Источниками инноваций выступают общественные потребности, конкуренция, на рынке обуславливает появление новых, более качественных продуктов, неразрешенность каких либо соц проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в соц сфере. Виды соц инноваций. образование, наука, управление, охрана здоровьи, спорт, охрана туда занятость, семья и тд. В роли инициатора нововведений в организации могут выступить сами работники, дирекция, но эффективнее когда инициаторы и пользователи оказываются в одном лице. Последствия нововведения трудно предсказать, барьер непредвиденного можно снизить путем эксперимента. В любой организации существует явление психологического барьера к нововведениям. Причина: человеку не понятно что-то, не интересно, не хватает знаний и способностей. Новичка охотней включаются в перемены.