Шпаргалка по дисциплине "Социальная работа "

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 24 экзаменационных вопроса по дисциплине "Социальная работа "
1. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы
2. Теоретические аспекты социальной работы в здравоохранении
3. Теория познания и её место в социальной работе
...
24. Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом

Файлы: 1 файл

ответы на экзамен.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны.

Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Кроме того, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки – семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.

 

17. Социальная работа как система ценностей, теории и практики

 

Основными ценностями социальной работы, присутствующими на любом из ее этапов, являются человек и общество, их благо, стабильное существование, функционирование, совершенствование и развитие. Социальная работа является неотъемлемой частью деятельности общества и человека, и поэтому ценностные ориентиры общества и государства и система ценностей социальной работы взаимосвязаны. Система ценностей социальной работы формируется с учетом конкретно-исторических условий и ценностных ориентаций в обществе и поэтому важно выделить ценности смыслообразующие, формирующие данную нацию, положительно влияющие на соседние народы. Проживание человека в полиэтничном государстве отражается на процессе формирования у него новых ценностей, принадлежащих соседней этнической группе. Особенно это становится заметным при обучении детей разных национальностей в одном учебном заведении.

Теория СР выявляет и описывает основной комплекс компонентов СР. К этому комплексу относится: объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности; субъект сознательного воздействия и его возможности; цели и закономерности взаимодействия объекта и субъекта; принципы и методы воздействия субъекта на объект; непосредственные итоги взаимодействия субъекта и объекта.

 

18. Социальная работа в контексте социальной политики и социальной защиты населения

 

Социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Содержание и направленность социальной политики государства служат не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней.

Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реализма социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал. Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, несвободный от противоречий процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются.

 

19. Человек как объект и субъект социальной работы

 

Теория социальной работы проблему целостного постижения человека как объекта познания обосновывает в разных моделях практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей имеющих проблемы. Но это не значит, что в ТСР вовсе не учитываются требования целостного видения человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.

большинство людей приобретают свой опыт через восприятие и осмысление получаемых впечатлений, копируя поведение других людей. Иначе говоря, человек по наблюдаемым образцам поведения моделирует и окружающий мир, и собственные действия. В основе социального обучения такого типа лежит процесс подражания, копирования образа жизни, культуры поведения.
С другой стороны, человек как субъект социальной работы также может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, представляющих тот или иной опыт ее осуществления, реализации какой-либо модели оказания помощи нуждающимся. При этом социальный работник обязан учитывать психологию поведения, реакцию своих клиентов на стимулы.

Учет особенностей людей во многом определяет задачи и характер деятельности социального работника, его субъективную роль, специфику профессиональной деятельности, ее вариативность и цельность. Положительные тенденции в социальной работе усиливаются при комбинировании различных людей социальной работы, комплексном совершенствовании технологий социальной помощи людям, имеющим проблемы, при сочетании профессиональной социальной работы и волонтерства, развитии самопомощи, партнерских отношений клиента и социального работника на фоне исторической смены и сосуществования различных картин мира и способов его познания современным человеком.

 

20. Закономерности социальной работы, их сущность и содержание

 

Закономерности социальной работы (СР) проявляются не как самостоятельные образования, а как показатели, определяющие наличие происходящих социальных процессов. Закономерности СР недоступны чувственному восприятию, они могут быть восприняты на основе мышления. К тому же междисциплинарный, интегративный характер закономерностей СР, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, опытных данных, наблюдений осложняет их выявление.

В самом общем виде закономерности СР выражают наиболее важные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг. Имеется в виду специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, чей учет позволяет эффективно достигать цели этого взаимодействия.

В практике СР выделяется несколько самостоятельных уровней, в рамках которых можно обозначить проявление различных закономерностей. Это федеральный (региональный) и местный уровни.

Для управленческих органов социальной защиты федерального (регионального) уровня характерны следующие закономерности: 1) взаимное воздействие особых интересов управления; 2) структурная завершенность органов управления; 3) социальная направленность деятельности органов управления; 4) закон соответствия ближайших и долгосрочных целей социального воздействия на объект социальной защиты.

Для непосредственно работающих с субъектами социальной работы социальных служб (местный уровень) характерны такие закономерности: 1) общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; 2) целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; 3) соответствие полномочий и ответственности социального работника; 4) реализация общих интересов клиента через особые и единичные; 5) соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы. Эти закономерности проявляются вне зависимости от воли, желания или знаний специалиста социальной работы.

 

21. Теоретические парадигмы социальной работы

 

Термин Парадигма предложил Томас Кун.
Парадигма  (образец, пример) – это теория и модель, концептуальная схема постановки проблемы принятая в качестве образца при решении исследовательских/практических задач.

Философия гуманизма в социальной работе появляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы на-правлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение. Однако общество вынуждено предпринимать шаги к реабилитации нуждающихся, где важнейшими стимулами для их самостоятельного существования должна быть система мер физического и экономического поощрения и наказания.

 

22. Человек как объект и субъект познания теории социальной работы

 

Для теории и практики социальной работы принципиальное значение имеет целостное осмысление проблемы человека, как органическое единство биогенных, психогенных и социогенных элементов. Социальная работа не может эффективно решать свои задачи без обращения к природе и сущности мировоззрения человека.

Существенное место в миропонимании человека занимают его воззрения, представления о смысле и цели жизни. Ценность жизни зависит от совпадения, единства личного и общественного, от согласованности жизненных установок личности и общества, которые в зависимости от характера общественного строя и индивидуальных черт человека могут быть и в противоречии. Однако противопоставлять индивидуальное коллективному не всегда оправдано. Личность и общество неразрывны, – отмечает Вл. Соловьёв, – они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека – сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.

 

 

 

23. Основные социально-экономические тенденции развития российского общества

 

Социально-экономическое состояние российского общества определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления.

Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социаль-ной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На фоне всеобъемлющего Российского кризиса в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян.

В системе макропараметров «доходы населения» является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. Основа закона- тенденции непрерывного роста на-родного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть на-стоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы насе-ления является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для даль-нейшего же роста жизненного уровня людей.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной по-литики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе.

 

 

 

24. Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем -- семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, поскольку каждый человек есть носитель двух начал - биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются такими символами, как язык, ценности и т. п., и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека, как бы они ни были регламентированы общественными отношениями, несут и определенное проявление волюнтаристичности, т. е. в известной степени иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных «определенных ситуаций».

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социальная работа "