Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

2. Эмоцион-ая сфера реб. Критерий включает способ-сть к сопереживанию, умение придти на помощь, наличие агрессивности,тревожности,неадекватность в восприятии и оценке событий, неуравновешенность, отношение к окружающему миру, отзывчивость, открытость, робкость, застенчивость.

3. Самооценка -сформированность «Я концепции»,позитивная либо отрицательн «Я концепц».

4. Соц приспособленность. – соц активность, инициативность, наличие лидерских позиций, готовность к исполнению соц ролей, трудолюбие, организованность, коллективизм. Определе-ние состояния критериев применительно к общепринятым в пед теории и практике уровням осущ-ется с помощью продуманного отбора м-дов и методик. М-д предварительного знакомства позволяет получить первоначальное представление о реб, среде, в кот он находился и воспитывался, его здоровье, особ-стях его интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы и учесть их в дальнейшей работе. Изучение личн реб сопровождается беседами как с ним, так и всем пед персоналом, имеющим непосредственное отношение к его личностному развит. М-д наблюдения и его стандартизированных форм, когда к определению уровня личностного развит реб привлекаются педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал, способствует более достоверному отражению состояния показателей по каждому из критериев. В процессе диагностики может быть использован биографический м-д, позволяющий получить информацию с опорой на биографию реб либо ее отдельные аспекты. М-д незаконченного тезиса (к примеру, продолжи мысль «В свободное время я люблю…», «Мой любимый учебный предмет – это…» и др.) помогает глубже изучить словарный запас, особ-сти памяти, мышления. Письменное либо устное высказывание реб дополняет полноту показателей и критериев, дает возможность получить более полное представление о личн реб, его интересах, мотивах, притязаниях. С помощью методики изучения основн свойств личн (личностный опросник «ОТКЛЭ») возможно проанализировать свойства личн реб с точки зрения соц сущности и главных индивид-но-психолог-их особ-стей. Такие свойства личн, как организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, стремление к прекрасному опред-ются с помощью набора вопросов, позволяющих установить их степень развит. Сведения, полученные с помощью опросника, требуют обязательного сопоставления с данными, полученными путем психолого-педаг-ого наблюдения, м-дов обобщения независимых хар-стик, анализа продуктов деят-сти и других эмпирических м-дов, позволяющих установить объективные показатели уровня развит разных сторон личн испытуемых. Опросник Юркевич направлен на более достоверное опредение интенсивности познавательных интересов реб. Изучение критерия самооценка личн возможно по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан. Данная методика основана на непосредственном шкалировании таких качеств личн реб, как здоровье, уверенность в себе, способ-сти, хар-р, особ-сти внешности и др. Реб предлаг-ся на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развит этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, кот удовлетворял бы его.

Очень часто ребят, поведение кот отличается от существующих соц норм, хар-зует чрезмер-ная выраженность агрессивности в межличностных отношениях с окружающими. Одной из действенных диагностических методик в изучении агрессивности подростков явл-ся опросник «Басса-Дарки», авторы кот исходили из таких выводов реакций, как: агрессия физическая и косвенная, негативизм, раздражение, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Перечисленные м-ды и методики могут дополняться, уточняться с помощью других м-дов для получения достоверной информации относительно уровня сформированности каждого критерия. Получаемые рез-таты должны отражаться объективно. При этом очень важно учитывать в процессе диагностики все проявления изучаемых качеств и прежде всего положительных, т.к. они явл-ся опорой в дальнейшем его личностном развит. Анализ полученных рез-татов должен осущ-яться комплексно педагогами, психологами, медиками, юристами. С обязательным учетом рез-татов диагностики выстраивается система работы с реб, кот принимается пед коллективом, отслеживается соц-ой и психолого-педаг-ой службой.

Опыт показывает, что в стенах интернатного учреждения не в полной мере достигается решение проблемы полноценного личностного развит реб, оставшегося без попечения родителей. В связи с этим перед соц-пед-ой и психолого-пед-ой службой стоит задача совер-шенствования условий личностного развит детей-сирот в приемных, опекунских, патронатных семьях.

30. Диагностика социального и личностного развития ребенка, живущего в опекунских семьях и детских домах семейного типа.

Опекунская (приемная) семья – семья, взявшая на воспитание одного и более (до 4 детей-сирот). Приоритетная в РБ с 1991 года форма семейного воспитания соц сирот, подготовки их к жизни и самост-ой трудовой деят-сти. Может создаваться гражданами РБ и кровными родствен-никами детей, кроме отца и матери. В отдельных случаях семья может создаваться и иностран-ными гражданами, лицами без гражданства, проживающими на территории РБ. Возможен вариант создания семьи одинокими гражданами. Решение о создании семьи, ее финансово-материальном обеспечении принимается районным (городским) исполнительным органом по предоставлению районного (городского) отдела образования. Реб в опекунской (приемной) семье сохраняет фамилию, имя, отчество, имеет право на контакт с биологическими родите-лями. Воспитанники опекунских (приемных) семей находятся на полном государственном обеспечении до окончания учебного заведения и трудоустройства. На них распространяются льготы, установленные действующим законодательством для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях. Деят-сть опекунской (приемной) семьи осущ-ется в соответствии с Кодексом о браке и семье в РБ, Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров РБ.

Одна из задач деят-сти соц-пед-ой и психолого-пед-ой службы интернатного учреждения - подготовка реб к передаче на воспитание в приемную семью. Подготовка реб к жизни в приемной семье осущ-ется с учетом его личностных качеств. Задача сложная, ответственная, определяющая судьбу реб. Результативность ее решения во многом зависит от выявления значимых для реб людей прежде всего его родственников. Контакт с ними посредствам бесед, встреч позволяют получить, конкретизировать информацию относительно его личностных качеств, учесть их пожелания и этим самым оптимизировать подбор замещающей семьи.

В диагностике кандидатов в замещающие родители обращается пристальное внимание на совместимость индивид-но личностных качеств обеих сторон. Вся система диагностической работы направляется на полноценную адаптацию реб в будущей семье, снятие с него чувства обиды, гнева, одиночества, страха. В работе как с реб, так и будущими родителями необходимо проявлять максимум вниман, терпения, выдержки, деликатности и такта. Наблюден за процес-сом воспитания детей в замещающих семьях убеждают, что процесс соц-зации их наиболее успешен в семьях, где родителям присущи такие качества, как эмпатийность, открытость, эмоциональность, коммуникабельность, альтруизм, уравновешенность, гибкость.

Несомненно, что кандидаты в приемные родители должны иметь четкое представление относительно судьбы реб, особ-стей индивид-но-личностного развит, учитывать их в воспита-нии. В процессе подготовки кандидатов в замещающие родители акцентируется внимание на психолого-педаг-ие и индивид-но-личностные особ-сти детей-сирот, проблемы, возникающие в их развит и воспитании, пути их решения. Имеющаяся зарубежная и отечественная практика убеждает, что благополучность личностного развит ребенка-сироты, успешность его соц-зации опред-ется продуманным научно-обоснованным, системно-комплексным подходом к решению данной проблемы со стороны соц-пед-их и психолого-пед-их служб, медицинских учреждений, правоохранительных органов, пед коллективов, общественности.

31. Диагностика воспитательного потенциала семьи.

Формирование ценностных ориентаций подрастающих поколений – приоритетная задача, которую призвана решать совместно педагогическая и родительская общественность. Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных, духовных и общественных благ, идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

Цель диагностики ценностных ориентаций подростка в семье будет направлена на своевременное выявление, анализ, оценивание и коррекцию ценностных ориентаций растущего человека. Функции, т.е. ее назначение, круг обязанностей, которые она выполняет, будет направлена на:

пристальное изучение, выявление уровня сформированности ценностных ориентаций растущего человека (диагностическая функция);

осуществление постоянного контроля за динамикой нравственности, воспитанности ребенка в семье и вне ее (контролирующая функция);

прогнозирование процесса формирования ценностных ориентаций в личностном развитии и становлении растущего человека (прогностическая функция);

помощь ребенку в определении своих ближайших задач по формированию ценностных ориентаций и путях их решения (просветительская функция);

коррекцию черт характера, поведения, поступков ребенка сообразно устоявшимся нормам общечеловеческой морали действий, поступков, его черт характера (коррекционная функция).

Семья – это первичный институт социализации личности растущего человека. Гражданская обязанность семьи заключается в воспитании детей, заботе об их здоровье, физическом, умственном, трудовом воспитании, интеграции в социальные отношения В диагностировании ценностных ориентаций растущего человека в семье можно использовать метод беседы, который позволит в свободной, непринужденной форме более полно выявить духовную атмосферу среды, которая его окружает вне семьи, ее нравственные установки, моральные ценности.

Метод включенного наблюдения за поведением, поступками ребенка способствует выявлению уровня сформированности той либо другой ценностной ориентации, обеспечиванию анализа и оценки. Неоспорима роль в изучении ценностных ориентаций ребенка в семье метода экспертных оценок, при котором свои суждения относительно его духовных качеств, действий и поспупков высказывают суждения педагоги, друзья, другие члены семьи. В комплексном подходе к диагностированию ценностных ориентаций ребенка может быть использована методика изучения основных свойств личности с точки зрения их социальной сущности и индивидуально-психологических особенностей ребенка. Такие ценностные ориентации, как организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, стремление к прекрасному (эстетическое воспитание) определяются с помощью набора вопросов, позволяющих установить степень развития названных свойств и противоположных им отрицательных. Полученные сведения в обязательном порядке сопоставляются с результатами наблюдения, метода экспертных оценок, анализа продуктов деятельности и позволяют получить объективные показатели уровня развития данных ценностных ориентаций.

32. Диагностика отклонений в личностном развитии несовершеннолетних детей группы риска.

 

 

 

33. Диагностика влияния неблагоприятных факторов среды на формирование вредных привычек.

 

 

 

34. Диагностика свободного времени подростков.

 

 

 

35. Диагностика подростков,  зависимых от вредных привычек.

 

 

 

36. Диагностика гуманного отношения подростка к окружающему миру

 

 

 

37. Диагностика девиантного поведения подростков.

На соврем этапе соц-экономического развит общества формирование личн растущего чел – очень сложная и ответственная соц-пед проблема, кот усложняется активизацией ряда негатив-ных тенденций, хар-рных для отдельной части молодежи. Рост преступности, наркомании, алкогольной зависимости, сексуальной распущенности, потеря нравственных ориентаций проявл-ся на фоне снижения таких духовных ценностей, как нравственность, взаимопонимание, ответственность, честь и достоинство. В соврем устной и письменной речи широкое применение получило понятие «девиантное поведение», распространенность кот нельзя считать случай-ностью. Стоит задуматься над его содержанием,чертами и индивид-но-личностными особ-стями, кот присущи подростку, чье поведение именуется девиантным.

Девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение) – термин, обозначающий поведение, не соответствующее сложившимся в обществе нормам и ролевым предназначениям. Под девиантным поведением понимается система поступков, либо отдельные поступки, действия личн, носящие хар-р отклонения от принятых в обществе норм. Подросткам с девиантным поведением свойственно вступать в конфликт с общепринятыми моральными нормами, причем часть из них этот конфликт приводит к выраженному противоправному поведению, а затем и к преступлению.

Статистика свидетельствует, что число подростков с девиантным поведением не уменьша-ется. В 2008 году несовершеннолетними было совершено 5957 преступлений, из которых 2968 группой лиц. Около 40% преступлений ежегодно совершаются подростками, не занятыми трудом и учебой. По состоянию на 01.04.2009 в РБ состояло на профилактическом учете, как употребляющие спиртные напитки и наркотические средства, – 17974 несовершеннолетних.

В этой связи возрастает роль изучения личностного фактора подростков, их морально-этических взглядов, отношения к разным сторонам действит-сти, ценностным ориентациям, причинам, кот обуславливают отклонения в поведении. Учеными традиционно акцентируется вниман на 2 группы причин, кот обуславливают отклонения в поведении. Среди них причины, связанные с психическими и психофизиолог-ими расстройствами, а также причины, обусловленные соц-ыми и психолог-ими проблемами.

По Раттеру: различной степени психическими отклонениями страдают от 5 до15 % детей, незначительная часть кот подвергается медицинск обследованию. Симптомами психического и психофизиолог-ого расстройства реб могут выступать:

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"