Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

  1. Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  2. Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в "мирных" целях: спорт, научные кружки, "мастерилки" и т.п..
  3. Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  4. Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  5. Не прибегайте к физическим наказаниям.
  6. Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов "мести".

 

Для выявления агрессии у детей можно использовать следующие методы диагностики:

• наблюдение;

• беседа и анкетирование родителей и воспитателей;

• проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.

Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному ребенку. Методы диагностики следует подбирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого дошкольника.

Наблюдение

В зависимости оттого, какой степени точности необходимо получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное :

а) Для неструктурализированного наблюдения характерно то, что:

• заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;

• не имеется строгого плана.

Результаты наблюдения фиксируются в специальном протоколе (образец подобного протокола представлен в приложении 1).

б) Структурализированное наблюдение:

• заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;

• составляется специальный план записи или фиксации результатов.

Примером такого наблюдения может служить примерная схема наблюдения за поведением ребенка (приложение 2).

Основным требованием к фиксации результатов наблюдения является объективность. В протокол наблюдения следует записывать только то, что могла бы заснять видеокамера; собственные же выводы необходимо указывать в графе «Комментарии» или «Примечания».

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее информативным, т.к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки.

Беседа и анкетирование

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.

Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:

• корректное информирование о проблеме;

• анамнестические сведения;

• любимые занятия ребенка дома;

• предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;

• отношения с родственниками;

• отношения с другими людьми и т. д.

Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.

Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преимущества этого метода заключаются в значительной экономии времени, которого и так зачастую не хватает у психолога ДОУ. Но использование анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем.

С одной стороны, для некоторых родителей гораздо легче заполнить анкету, нежели прийти на беседу со специалистом; с другой стороны, анкета или опросник могут послужить вспомогательным средством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Анкета «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов, 2001) представлена в приложении 3.

Проективные техники психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники. Как правило, цель диагностики в них замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к тесту «Несуществующее животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его подходящим именем. Кроме того, применение рисуночных тестов не имеет ограничений по возрасту .

       Диапазон диагностических возможностей  теста «Несуществующее животное»  достаточно широк, в частности  его применение может быть  направлено на диагностику агрессивности. Степень выраженности агрессивных  тенденций будет определяться  количеством, расположением и характером  острых углов в рисунке независимо  от их связи с той или  иной деталью изображения. Особенно  весомы в этом отношении прямые  символы агрессии — когти, острые  клювы, зубы, иглы и др. Методика  «Несуществующее животное» может  быть использована в качестве  метода экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу данный тест является ориентировочным, он не может быть использован как единственный метод и требует объединения с другими методами или тестами для формирования батарейного инструмента исследования.

         В ряду методов диагностики  предрасположенности к развитию  агрессивного поведения нельзя  не назвать тест рисуночной  ассоциации С. Розенцвейга, который  получил распространение под  названием «Методика изучения  фрустрационных реакций». Детский  вариант данного теста может  быть адекватно использован на  детях в возрасте 6-12 лет.

Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики агрессивности.

        Таким образом, при формировании  программы обследования и выборе  методов диагностики предрасположенности  к агрессивному поведению необходимо  учитывать конкретные задачи, форму  работы (групповую или индивидуальную), а также общее психическое  развитие ребенка. Кроме того, надо  отметить, что для создания более  полной картины исследуемой проблематики  необходимо рассматривать психодиагностические  данные в контексте социальной  ситуации развития ребенка. Система  объективных данных о жизни  ребенка отражается в психологическом  анамнезе, в состав которого входят  сведения об истории развития  ребенка, информация о формировании  базовых составляющих психического  развития и условиях этого  формирования. Эта информация позволяет  более эффективно построить диагностическую  гипотезу, а также уточнить в  дальнейшем психологический диагноз  и особенности построения коррекционной  программы.

         Как правило, психологический анамнез  составляется со слов родителей, но в случае их отсутствия (например, в ситуации детского дома) информация  может быть получена на основе  жалоб лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдений за ребенком.

Для диагностики агрессивного поведения следует опросить родителей, педагогов, а также наблюдать за поведением ребенка в течение продолжительного времени (ежедневно в течение недели). Особое внимание следует уделить поведению ребенка при устных замечаниях, неудачах, когда ему предъявляют какие-то требования. Для диагностики используются также ситуативные тесты, в которых воспроизводятся конфликтные и фрустрирующие ситуации.

42. Диагностика ценностных ориентаций подростков.

 

 

 

43. Критерии соц-ого и личностного развития ребенка, воспитывающегося в опекунских семьях.

 

 

 

44. Развивающаяся личность подростка как объект соц-пед диагностики.

 

 

 

45. Формы учета и фиксирования результатов соц-пед диагностики.

 

Учет и фиксирование результатов в процессе социально-педагогической диагноcтики.

 

  • составление графиков, диаграмм;
  • составление характеристик;
  • ведение диагностических карточек, дневников.

 

 

46. Эмпирические методы в СПД: текущее и завершающее изучение, тест.

Текущее и завершающее изучение, тест.

Главными це¬лями диагностической деятельности педагога являются не полу¬чение качественно нового и ценного с научной точки зрения зна¬ния, а получение оперативной текущей информации, эмпири¬ческого знания.

Одно из важнейших достоинств диагностической деятельности педагога — ее последовательность. Получаемые материалы — это не отдельные срезы, а результат целенаправленного применения диагностических методов в наблюдении за проявлениями свойств и качеств ребенка.

Диагностика строится на научном понимании связей человека с окружающей средой. Наблюдая и анализируя деятельность де¬тей, педагог тем самым изучает их индивидуально-личностные свойства, особенности деятельности, поведения, отношений. Так определяются следующие основные объекты педагогиче¬ской диагностики:

- индивидуально-личностные свойства ребенка; -деятельность, поведение и отношения воспитанников; -формирующие влияния социальной среды, семейного, школь¬ного и классного окружений;

- характер и эффективность педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Диагностическая деятельность педагога основана на сочетании строго формализованных и неформализованных методов. В распо¬знавании и оценке состояния объекта при этом используются условные и относительные признаки и критерии. Поэтому и по¬лученный результат носит вероятностный, приблизительный, ориентировочный характер. Однако во всех проявлениях педагоги¬ческая диагностика способствует развитию субъектов педагогиче-ского взаимодействия, повышению целостности образовательного процесса.

Основные категории и понятия диагностики. Диагноз — это ко¬нечный результат деятельности специалиста, представляющий собой описание сущностных характеристик какого-либо свойства, качества обследуемого индивида или группы, характеристик меж-личностного взаимодействия, взаимоотношений, взаимовлияния и взаимопонимания. Диагноз содержит как оценку актуального состояния человека, так и оценку его возможностей, способно¬стей и ресурсов (прогноз развития).

Диагностирование может проводиться с различной степенью глубины. В зависимости от этого Л. С. Выготский выделил следую¬щие уровни диагнозов.

Первый уровень — симптоматический (или эмпирический) ди¬агноз, который ограничивается констатацией определенных осо¬бенностей, или симптомов, на основании которых непосредствен¬но строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (он рабочий, ориентировочный), так как установление симптомов никогда не приводит автоматически к диагнозу.

Второй уровень — этиологический (или «причинный») диаг¬ноз, учитывающий не только определенные особенности челове¬ка, но и вызывающие их причины (внутриличностные, межлич¬ностные и социокультурные). На этом уровне педагог получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия на объект.

Третий уровень — типологический диагноз, заключающийся в переходе (через моделирование) от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теоретическому знанию, к опреде¬лению места и значения полученных данных в целостной динами¬ческой картине диагностируемого объекта.

Диагноз — это результат диагностирования, то есть процесса диагностики. Диагностирование — это идентификация свойств,  качеств, состояния и т.д.

Обследование, в сравнении с диагностированием, предполага¬ет целостное видение диагностируемого объекта (человека, про¬цесса). Как более широкое понятие оно включает диагностирова¬ние и диагноз как конечный результат. Обследование предполагает получение достаточно большого количества данных для комплекс¬ной диагностики объекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"