Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"
Предупреждение агрессивности
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Для выявления агрессии у детей можно использовать следующие методы диагностики:
• наблюдение;
• беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
• проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.
Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному ребенку. Методы диагностики следует подбирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого дошкольника.
Наблюдение
В зависимости оттого, какой степени точности необходимо получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное :
а) Для неструктурализированного наблюдения характерно то, что:
• заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;
• не имеется строгого плана.
Результаты наблюдения фиксируются в специальном протоколе (образец подобного протокола представлен в приложении 1).
б) Структурализированное наблюдение:
• заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;
• составляется специальный план записи или фиксации результатов.
Примером такого наблюдения может служить примерная схема наблюдения за поведением ребенка (приложение 2).
Основным требованием к фиксации результатов наблюдения является объективность. В протокол наблюдения следует записывать только то, что могла бы заснять видеокамера; собственные же выводы необходимо указывать в графе «Комментарии» или «Примечания».
Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее информативным, т.к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки.
Беседа и анкетирование
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.
Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:
• корректное информирование о проблеме;
• анамнестические сведения;
• любимые занятия ребенка дома;
• предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;
• отношения с родственниками;
• отношения с другими людьми и т. д.
Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.
Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преимущества этого метода заключаются в значительной экономии времени, которого и так зачастую не хватает у психолога ДОУ. Но использование анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем.
С одной стороны, для некоторых родителей гораздо легче заполнить анкету, нежели прийти на беседу со специалистом; с другой стороны, анкета или опросник могут послужить вспомогательным средством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Анкета «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов, 2001) представлена в приложении 3.
Проективные техники психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники. Как правило, цель диагностики в них замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к тесту «Несуществующее животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его подходящим именем. Кроме того, применение рисуночных тестов не имеет ограничений по возрасту .
Диапазон диагностических
В ряду методов диагностики
предрасположенности к
Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики агрессивности.
Таким образом, при формировании
программы обследования и
Как правило, психологический анамнез
составляется со слов
Для диагностики агрессивного поведения следует опросить родителей, педагогов, а также наблюдать за поведением ребенка в течение продолжительного времени (ежедневно в течение недели). Особое внимание следует уделить поведению ребенка при устных замечаниях, неудачах, когда ему предъявляют какие-то требования. Для диагностики используются также ситуативные тесты, в которых воспроизводятся конфликтные и фрустрирующие ситуации.
Учет и фиксирование результатов в процессе социально-педагогической диагноcтики.
Текущее и завершающее изучение, тест.
Главными це¬лями диагностической деятельности педагога являются не полу¬чение качественно нового и ценного с научной точки зрения зна¬ния, а получение оперативной текущей информации, эмпири¬ческого знания.
Одно из важнейших достоинств диагностической деятельности педагога — ее последовательность. Получаемые материалы — это не отдельные срезы, а результат целенаправленного применения диагностических методов в наблюдении за проявлениями свойств и качеств ребенка.
Диагностика строится на научном понимании связей человека с окружающей средой. Наблюдая и анализируя деятельность де¬тей, педагог тем самым изучает их индивидуально-личностные свойства, особенности деятельности, поведения, отношений. Так определяются следующие основные объекты педагогиче¬ской диагностики:
- индивидуально-личностные свойства ребенка; -деятельность, поведение и отношения воспитанников; -формирующие влияния социальной среды, семейного, школь¬ного и классного окружений;
- характер и эффективность педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
Диагностическая деятельность педагога основана на сочетании строго формализованных и неформализованных методов. В распо¬знавании и оценке состояния объекта при этом используются условные и относительные признаки и критерии. Поэтому и по¬лученный результат носит вероятностный, приблизительный, ориентировочный характер. Однако во всех проявлениях педагоги¬ческая диагностика способствует развитию субъектов педагогиче-ского взаимодействия, повышению целостности образовательного процесса.
Основные категории и понятия диагностики. Диагноз — это ко¬нечный результат деятельности специалиста, представляющий собой описание сущностных характеристик какого-либо свойства, качества обследуемого индивида или группы, характеристик меж-личностного взаимодействия, взаимоотношений, взаимовлияния и взаимопонимания. Диагноз содержит как оценку актуального состояния человека, так и оценку его возможностей, способно¬стей и ресурсов (прогноз развития).
Диагностирование может проводиться с различной степенью глубины. В зависимости от этого Л. С. Выготский выделил следую¬щие уровни диагнозов.
Первый уровень — симптоматический (или эмпирический) ди¬агноз, который ограничивается констатацией определенных осо¬бенностей, или симптомов, на основании которых непосредствен¬но строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (он рабочий, ориентировочный), так как установление симптомов никогда не приводит автоматически к диагнозу.
Второй уровень — этиологический (или «причинный») диаг¬ноз, учитывающий не только определенные особенности челове¬ка, но и вызывающие их причины (внутриличностные, межлич¬ностные и социокультурные). На этом уровне педагог получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия на объект.
Третий уровень — типологический диагноз, заключающийся в переходе (через моделирование) от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теоретическому знанию, к опреде¬лению места и значения полученных данных в целостной динами¬ческой картине диагностируемого объекта.
Диагноз — это результат диагностирования, то есть процесса диагностики. Диагностирование — это идентификация свойств, качеств, состояния и т.д.
Обследование, в сравнении с диагностированием, предполага¬ет целостное видение диагностируемого объекта (человека, про¬цесса). Как более широкое понятие оно включает диагностирова¬ние и диагноз как конечный результат. Обследование предполагает получение достаточно большого количества данных для комплекс¬ной диагностики объекта.
Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"