Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"
Вместе с тем комплексная диагностика социально-педагогически запущенных подростков оказывает положительное влияние на развитие отдельных свойств и качеств личности подростка. В связи с этим целесообразно грамотно установить наиболее значимые критерии, т.е. качества, которые определяют уровень готовности личности этой категории подростков жить в обществе. Напомним, что в психолого-педагогической литературе выделяют три уровня запущенности: средний (допустимый), низкий (критический) и очень низкий (недопустимый). В качестве наиболее существенных критериев, на наш взгляд, следует выделить:
– сформированность интеллектуальной сферы подростка либо учебная деятельность. Содержание данного критерия будет характеризоваться такими показателями, как успеваемость, познавательная активность, словарный запас, культура речи. Для изучения названных показателей и критерия в целом применительно к одному из вышеназванных уровней в практике работы чаще всего используются такие методы эмпирического познания, как метод предварительного знакомства, когда изучается документация и школьный журнал, посещаемость учебных занятий, успеваемость, качество самостоятельных и творческих работ подростка, включённое и стандартизированные формы наблюдения, беседы с учителями-предметниками и подростком, анкета, метод незаконченного тезиса. Следует отметить, что сформированность интеллектуальной сферы подростка является одним из наиболее значимых критериев в структуре социально-педагогической запущенности. Интеллектуальная сфера формирует систему взглядов на мир, своё место в нем, убеждения, жизненную позицию. При изучении этого критерия необходимо выявить сильные стороны личности подростка, упущения педагогического коллектива в развитии интеллектуальной сферы подростка.
– эмоционально-волевая сфера. Содержание данного критерия включает особенности мышления, внимания, памяти, самооценка, способность к сопереживанию, готовность придти на помощь, инициативность. Критерий в целом изучается с помощью методов наблюдения, творческой работы, теста, а также тестовых методик на выявление особенностей мышления, внимания, самооценки, представленных в учебно-методическом издании Р.С.Немов. Психология в 3 Т. – Т. 3 Психодиагностика – М., 1999. Несомненную эффективность для изучения этого критерия представляет метод проблемной ситуации, который позволяет установить, насколько развито у подростка умение анализировать, оценить обстановку, предвидеть свой собственный поступок, принять решение. Сущность этого метода заключается в постановке перед подростком проблемы, которую ему необходимо решить, либо в моделировании ситуаций, при которых он поставлен перед необходимостью выбора, анализа, оценки. Например, оказание экстренной помощи однокласснику в сложившейся ситуации, выполнение поставленной задачи, на первый взгляд, мало значимой с личной. Исследователи утверждают, что эмоционально-волевая сфера – одна из форм отражения действительности. Эмоции – это внутренние переживания, связанные с восприятием окружающего мира, определение субъективного состояния личности ее интересов, социальных установок. Н.Огурцов отмечает, что интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера находятся в диалектическом единстве. А.Тихомиров и Б.Дадонов указывают на тесную взаимосвязь эмоции и мышления. Эмоции и мышление – это внутренняя деятельность, в которой первичная информация об окружающей действительности подвергается переработке, в результате чего личность получает аргументы к действию. Эмоционально-волевая сфера формируется, по утверждению исследователей, на базе системного целенаправленного воздействия на личность и проявляется в самостоятельном умении оценивать жизненные ситуации, осуществлять правильный выбор.
– нравственная направленность личности подростка. Показателями этого критерия применительно к социально-педагогически запущенному подростку могут выступать такие, как правдивость, дисциплинированность, ответственность, культура взаимоотношений. Уровень сформированности критерия определяется такими методами, как изучение документации, беседа, различные формы метода наблюдения, метод социометрии, разнообразные социометрические методики и др.
Весьма значимым в процессе комплексной социально-педагогической запущенности подростка является критерий семейного благополучия, который включает социальный статус семьи, жилищно-бытовые условия, материальный достаток, характер внутрисемейных отношений, посещение родителями школы, наличие у подростка режима дня, его внешкольная занятость. Уровень данного критерия определяется продуманным отбором методов эмпирического познания таких, как метод экспертных оценок относительно семьи с места работы родителей, соседей, членов родительского комитета, беседы и посещения семьи, наблюдения, изучение документации о семье. Метод включенного наблюдения позволяет определить внешние контакты семьи (соседи, родственники, знакомые) культуру межличностных отношений в семье, ее материальный достаток, культуру быта. Несомненную эффективность при изучении этого критерия представляет методика АСВ (анализ семейных отношений), которая предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка на раннем детском и подростковом этапе. Эта методика позволяет определить дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме ее интеграции. Опросник детско-родительских отношений ОРО направлен на выявление проблем между родителями и ребенком, ребенком и окружающим его миром (друзья, сверстники, школа), проблем внутриличностного характера. Параллельно с опросником ОРО может быть использована методика "Незаконченных предложений", которая позволяет получить, уточнить информацию о семье, окружении подростка, его интересах, мотивах, побуждениях, внутриличностном комфорте. Опросник "Родителей оценивают дети" (РОД) способствует изучению представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Названные методики и опросники представлены также в учебно-методическом издании Р.С.Немов. Психология в 3 Т. – Т. 3 Психодиагностики – М., 1999.
Указанные критерии и их содержание, отраженное в показателях, имеют практическое значение и предназначены для использования в массовой практике средней общеобразовательной школы. Очень значимо при их изучении достоверно подходить к получению информации, ни в коем случае не оставлять без внимания положительные аспекты. Положительные аспекты личности социально-педагогически запущенного подростка очень значимы при разработке индивидуальных программ социально-педагогической помощи этой категории детей. Опыт педагогов-практиков, а также собственный педагогический опыт показывают, что если такая программа разрабатывается индивидуально с опорой на положительные качества подростка, обсуждается совместно педагогическим коллективом, семьёй и психологом, должным образом исполняется всеми сторонами, эффект ее неоспорим. Основная причина социально-педагогической запущенности, на наш взгляд, заключается отсутствием сбалансированности требований по отношению к данной категории детей, безразличие, а порой и халатность, нежелание и неумение вникнуть в суть проблемы.
Диагностика социально-педагогически запущенных подростков, как впрочем и работа с ними, представляет сложную и кропотливую работу, однако силы и время, потраченные на нее, окупаются успехами в обучении и воспитании этой категории детей. Она позволяет более качественно осуществлять на практике принцип единства воспитания детей в семье и школе, обеспечивает формирование социально зрелой, гармонически развитой личности.
В качестве наиболее существенных критериев следует выделить:
1.Сформированность
-
метод предварительного
- включённое и стандартизированные формы наблюдения,
-
беседы с учителями-
- анкета,
- метод незаконченного тезиса.
Сформированность
2.Эмоционально-волевая сфера. Содержание данного критерия включает особенности мышления, внимания, памяти, самооценка, способность к сопереживанию, готовность придти на помощь, инициативность. Критерий в целом изучается с помощью методов наблюдения, творческой работы, теста, а также тестовых методик на выявление особенностей мышления, внимания, самооценки.
Эффективность для изучения этого критерия представляет метод проблемной ситуации, который позволяет установить, насколько развито у подростка умение анализировать, оценить обстановку, предвидеть свой собственный поступок, принять решение. Сущность этого метода заключается в постановке перед подростком проблемы, которую ему необходимо решить, либо в моделировании ситуаций, при которых он поставлен перед необходимостью выбора, анализа, оценки. Например, оказание экстренной помощи однокласснику в сложившейся ситуации, выполнение поставленной задачи, на первый взгляд, мало значимой с личной. Эмоционально-волевая сфера – одна из форм отражения действительности. Эмоции – это внутренние переживания, связанные с восприятием окружающего мира, определение субъективного состояния личности ее интересов, социальных установок. Эмоции и мышление – это внутренняя деятельность, в которой первичная информация об окружающей действительности подвергается переработке, в результате чего личность получает аргументы к действию. Эмоционально-волевая сфера формируется на базе системного целенаправленного воздействия на личность и проявляется в самостоятельном умении оценивать жизненные ситуации, осуществлять правильный выбор.
3.Нравственная направленность личности подростка. Показателями этого критерия применительно к социально-педагогически запущенному подростку выступают: правдивость, дисциплинированность, ответственность, культура взаимоотношений. Уровень сформированности критерия определяется такими методами, как изучение документации, беседа, различные формы метода наблюдения, метод социометрии, разнообразные социометрические методики и др.
4.Критерий семейного благополучия включает социальный статус семьи, жилищно-бытовые условия, материальный достаток, характер внутрисемейных отношений, посещение родителями школы, наличие у подростка режима дня, его внешкольная занятость. Уровень данного критерия определяется методами эмпирического познания:
-
метод экспертных оценок
- метод включенного наблюдения позволяет определить внешние контакты семьи (соседи, родственники, знакомые) культуру межличностных отношений в семье, ее материальный достаток, культуру быта;
-
методика АСВ (анализ семейных
отношений), которая предназначена
для изучения опыта родителей
в воспитании ребенка на
-
опросник детско-родительских
- методика "Незаконченных предложений" позволяет получить, уточнить информацию о семье, окружении подростка, его интересах, мотивах, побуждениях, внутриличностном комфорте;
- опросник "Родителей оценивают дети" (РОД) способствует изучению представлений ребенка о стиле семейного воспитания.
Положительные аспекты
Детский коллектив - фактор целенаправленной социализации, воспитания личности.
В структуре детского воспитательного коллектива рассматриваются общешкольные и первичные коллективы.
Общешкольный коллектив состоит из ученического и педагогического коллективов. В общешкольном коллективе реализация воспитательных функций зависит от межгрупповых отношений, которые образуются между формальными и неформальными группами.
Неформальная группа характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, наличием атрибутики, символики. Основная роль в группе принадлежит лидеру.
По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы:
- просоциальные (демократические, социально активные);
- асоциальные (сторонники социальных проблем);
- антисоциальные (правонарушители, наркоманы и т. д.).
По направленности интересов и деятельности неформальные группы разделяют по направлениям:
-
группы культурно-досуговой
- группы альтернативного образа жизни (мистически религиозные, хиппи);
- группы социальной инициативы (экологисты, глобалисты, творческие союзы и т. д.).
Формальные группы – организации объединяющие детей от 7 до 18 лет (детские организации, молодежные объединения, ассоциации, лиги, центры, клубы и т. д.).
Первичные коллективы формируются по возрастному и разновозрастному признакам.
Учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объеденины общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Признаки коллектива (Л.И. Маленкова) 1. Общественно значимая цель. 2. Общественно значимая деятельность (любая деятельность должна быть общественно полезной, значимой и приносить удовлетворение). 3. Отношения ответственной зависимости (система поручений и обязанностей). 4. Свобода личности, ее раскованности и защищенности члена коллектива. 5. Система требований (требование-приказ, требование-совет, требование-намек, требование-рекомендация, требование-просьба и т. д.).
6.
Традиции в коллективе (праздники
рождения класса, школы; вечера встречи
с выпускниками; пресс-конференции;
балы, дискотеки посвященные
Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"