Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"
Психологические характеристики детского (ученического) коллектива (Л.И. Маленкова)
1. Коллектив имеет двойную структуру: формальную (класс создан по формальному принципу) и неформальную (наличие неформальных «лидеров», «звезд», «принятых», «отверженных»).
2.
Наличие позиции каждого
3.
Скрытая педагогическая
Методы социально-педагогической диагностики детского коллектива:
Опросные методы 1,2,3
1 Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
2 Анкетирование дает возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости, эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;
3 интервью- устный опрос, способ организации интервью- здесь выделяются индивидуальные интервью, где источником информации выступает индивид, и групповые, когда одновременно опрашивается группа людей; характер общения- здесь выделяются непосредственное «очное» интервью, и телефонное интервью, где общение опосредовано техникой.
4 Тестовые методики изучения коллектива.
5 Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определённой деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность.
6 Игротехнические приемы В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1
в качестве самостоятельных
7 социометрический опрос. Цель социометрического опроса – получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью так называемых социометрических критериев. Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.
8 аутосоциометрический
Диагностика профессиональной компетентности социального педагога Диагностика профессиональной компетентности способствует более полному удовлетворению профессиональных запросов и потребностей специалиста в системе методической работы, обеспечивает научно-обоснованный подход к организации работы с социально-педагогическими кадрами, совершенствует их профессиональное развитие и саморазвитие. Процесс диагностики направлен на овладение социальным педагогом навыками самоанализа и самооценки.
Изучение профессиональной компетентности социального педагога дает возможность:1 «поставить диагноз» уровня его профессиональной компетентности (диагностическая функция); 2 осуществлять постоянный контроль за динамикой профессионального роста социального педагога и коллектива (контролирующая функция); 3 прогнозировать дальнейший ход профессионального роста и становления социального педагога как специалиста и личности (прогностическая функция); 4 помочь специалисту определить свои ближайшие задачи и пути их решения (просветительская функция); 5 соотносить достигнутые результаты с затратами сил, оценивать воспитательную деятельность (оценочная функция).
Диагностирование профессиональной компетентности социального педагога направлено на изучение существенных характеристик, имеющих непосредственное отношение к профессиональной компетентности, и выраженных прежде всего в квалификационных требованиях, определение уровня профессиональной деятельности, анализ полученных результатов, определение закономерных связей, выработку научно-обоснованных методических рекомендаций по усовершенствованию профессиональной компетентности.
Диагностика связана со сбором, хранением и анализом информации, а также ее использованием для управления учебно-воспитательным процессом.
Изучение профессиональной компетентности социального педагога должно соответствовать ряду требований, среди которых:1 целенаправленность и адресность;2 проверка каждого факта несколькими методами; 3 получение объективных данных путем сравнений мнений коллег, руководства, общественности, подростков, т.е. сравнительная характеристика;4 учет всех внешних воздействий при проведении изучения, устранение случайных влияний;5 системный и комплексный подход к изучению проблемы; 6 использование разнообразных методов и приемов с целью получения достоверной информации;7 направленность изучения на стимулирование профессиональной компетентности;8 единство изучения деятельности социального педагога во взаимосвязи с коллективом и другими службами; 9 обязательный учет результатов диагностики в работе руководителя учреждения;10 соответствие диагностической процедуры современным достижениям современной социально-педагогической науки и практики.
Критерии профессиональной компетентности социального педагога. Профессионализм социального педагога – это квалификационная характеристика, описание профессии социального педагога с позиций требований к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. В качестве наиболее значимых качеств могут выступать такие квалификационные требования, как научно-теоретическая подготовка (ориентация в основных направлениях развития социальной педагогики, владение основными закономерностями воспитания, ориентация в отборе содержания воспитания на основе научных данных, понимание сущности методов и технологий воспитания, оперирование научной терминологией; ориентация в компонентах социально-педагогического взаимодействия, их сущности и взаимосвязи, ориентация в методах социально-педагогической диагностики); психолого-педагогическая подготовка (ориентация в психологических особенностях подростков и умение их учитывать при отборе содержания, форм и методов работы; понимание психологических основ обучения и воспитания в развитии личности на разных возрастных этапах); знание методов и приемов успешной социализации личности и умение применять их в практике (понимание адекватности методов и приемов воспитания целям воспитания личности на современном этапе, понимание сущности различных методов воспитания от специфики ситуации, владение методами и приемами, технологиями социально-педагогической деятельности, участие в работе методических объединений, выступление в научно-методических изданиях).
В процессе диагностики социально-педагогической компетентности можно выделить два этапа. Первый из них связан с накоплением эмпирических данных путем использования методов эмпирического познания, фиксации данных о личности и профессиональной деятельности социального педагога. На этом этапе могут использоваться такие методы, как наблюдение, индивидуальные беседы с социальным педагогом, изучение документации, анкетирование и тестирование воспитанников. Второй этап включает переработку полученной информации, распознание сущности изучаемого, соотнесение полученных данных с практикой. Разделение процесса диагностики на этапы по их содержанию является наиболее практичным, поскольку раскрывает способы и порядок действий по осуществлению диагностики данной проблемы. При этом важно учитывать способность социального педагога к самоанализу, самооценке, саморефлексии своей деятельности, которые зависят от его профессионализма, отношения к критике в свой адрес, требовательности к своей деятельности.
Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"