Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"
– несогласованность отношений между родителями, обусловленное наличием конфликтов.
3ья группа факторов включает:
– аффективность, т.е. раздражение, недовольство или беспокойство, эмоц-ая несдержанность, что в итоге порождает возбудимость, заторможенность реб;
– тревожность в отношении с детьми, кот проявл-ся в беспокойстве и панике по любому поводу, стремлении к чрезмерной опеке, привязывании детей к себе, своему настроению, чувствам, переживаниям;
– доминантность в отношении с детьми, т.е. безоговорочное предопределение родителями любой своей точки зрения, категоричность суждений, приказной, повелительный тон, стрем-ление подчинить реб, создать зависимость от себя, навязывание мнений и готовых решений, стремление к строгой дисциплине и ограничение самост-сти, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, постоянный контроль за действиями реб, особенно за попытками делать по-своему. Доминантность выражается в угрозах, обвинении в непослушании, упрямстве, негативизме;
– гиперсоциальность включает в себя повышенную принципиальность в отношениях с детьми, чрезмерную требовательность, навязывание большого количества правил и условностей, морализирование, непомерно большое количество замечаний и порицаний, нетерпимость к слабостям и недостаткам, повышенную требовательность;
– недоверие, выражающееся в настороженности и подозрительности к мнению реб, неверием в его самост-сть, перепроверке действий реб, избыточной опеке, многочисленных угрозах и предостережениях;
– недостаточная отзывчивость, нечуткость, проявляющаяся в несвоевременном отклике на просьбы детей, нежелании и неумении понять реб, конфликтном отношении.
Не менее значимой причиной соц-пед запущенности явл-ся прямое уклонение родителей от своих прямых обязанностей по воспитанию реб либо злоупотребление своими родительскими правами. Аморальный образ жизни родителей, жестокое обращение оказывают негативное влияние на развит и формирование личн подростка. Нежелание родителей выполнять свои прямые родительские обязанности в таких семьях проявл-ся в бездействии. Родители таких семей неспособны содержать и обеспечить реб материально, не проявляют заботу о его нравственном, физическом и умственном развит, подготовке к труду и самост-ой жизни. Наиболее значимые потребности реб остаются неудовлетворенными. Подросток порой лишен самых элементарных условий для полноценной жизнедеят-сти: живет в антисанитарных условиях, плохо питается, голодает. В таких семьях родители не осуществляют надлежащего контроля за жизнью реб, хотя сознательно понимают, что его судьба находится в критическом положении, однако попыток улучшить его не предпринимают. Исключением явл-ся родители, не знающие о положении своего реб по причине тяжелой продолжительной болезни, которые находятся на длительном стационарном лечении. Злоупотребление родительскими правами – это использование своих прав вопреки интереса личности растущего человека, кот проявляется в склонении подростка к попрошайничеству, занятию проституцией, вовлечение в преступную деят-сть. В таких семьях имеют место факты систематического избиения детей, унижение, оскорбление, запугивание, оставление реб без пищи, тепла и одежды.
Не менее значимым фактором соц-пед запущенности подростков явл-ся микрорайон, в кот проживает реб, школа, в кот он обучается, круг подростков, с кот он постоянно поддерживает отношения. По Раттеру: для детей из микрорайонов с низким соц статусом характерны высокий уровень правонарушений, нервно-психических отклонений, затруднения в обучении. В микро-районах с низким соц статусом сосредотачиваются проблемные семьи. С другой стороны люди, проживающие в этих микрорайонах, копируют поведение, жизненные стандарты, жизненные установки, хар-рные для данной микросреды. По Раттеру: дети из семей с низким соц статусом отличаются невысоким уровнем умственного развит, худшей успеваемостью, кот в некоторой степени могут быть обусловлены генетически.
Асоциальное поведение подростков, их пед запущенность встречается у подростков чаще в школах с высокой текучестью кадров, частыми изменениям состава класса, недостаточно полным стимулированием их учебной деят-сти. Исследования ученых убеждают, что предостав-ление ответственности подросткам, избегание приклеивания им ярлыков, упор на поощрение, индивид-но-системный подход в работе с ними, включающий элементы удовлетворения их соц интересов способствует их более успешной соц-зации. Мотивы поведения соц-педаг-ски запу-щенных подростков изучены недостаточно полно. Многие стороны их должны быть изучены в процессе комплексного подхода педагогов, психологов, юристов, медиков. На сегодня недоста-точно полно разработан прогноз поведения подростков в группах риска, поведения осужденных в различных ИТК, подростков, переданных на воспитание общественности.
Соц-педаг-ски запущенному подростку свойственно негативное отношение к учебной деят-сти, отсутствие устойчивого интереса к обогащению собственного интеллекта, отсутствие учебной мотивации. Культура речи данной категории подростков весьма ограничена. Поведение явно противоречит общепринятым общественным установкам. Опыт ученых-исследователей, а также практиков убеждает в том, что в работе с ними недостаточно полно прослеживается комплексно-системн подход и прежде всего со стороны педагогов и родителей. По Овчаровой: "Комплексная диагностика соц-пед запущенности представл углубленный и всесторонний процесс анализа личн реб, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин", Комплексная диагностика соц-пед запущенности способствует гармони-зировать личн подростка и тем самым повысить качество учебно-воспит-ого процесса. Цели и задачи комплексной СПД направлены, во-1ых, на выполнение научно-обоснованной прогнос-тической функции, кот нацелена на построение индивид-но-личностной системы обучения и воспитания применительно к этой категории подростков, во-2ых, выполняя функцию саморазвит, комплексная диагностика способствует всестороннему развит соц-но и педаг-ски запущенных детей, в-3ьих, комплексная диагностика осущ-ет процесс формирования их научного мировоз-зрения, оптимизирует учебно-воспит-ый процесс в целом при минимальных затратах времени.
В РБ предпринимается на уровне государства комплекс мер по охране детства. Приняты и реализуются Закон о правах реб, Национальный план действий по улучшению положения детей на 2004-2010 гг, Президентская программа «Дети Беларуси»(2004-2010), Закон РБ «О госу-дарственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Проблема детства находит отражение в деят-сти Национальной комиссии по правам реб, на заседаниях кот обсуждаются и анали-зируются правовые аспекты охраны детства в стране и мире, вопросы защиты прав детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях, сохранения их здоровья, развит государственной системы медицинской помощи и оздоровления юных граждан как в стране, так и за рубежом. Однако проблема соц сиротства явл-ся на сегодняшний день одной из наиболее значимых в системе мер, предпринимаемых государством в области охраны прав реб. В Законе РБ «О гарантиях по соц защите детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей» термин «дети-сироты» имеет следующее определение:
По статистике Министерства образован на 01.01.2008 в РБ насчитывается 32 300 детей сиротской категории, из кот 85-90 % явл-ся сиротами при живых родителях.
По материалам Национального доклада «Положение детей в РБ» на 05.09.2006 в стране функционировало 173 детские интернатные учреждения, в кот воспитывалось 10 363 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Из них 154 детских интернатных учреждений, в кот воспитывается 8 664 реб, находятся в системе Министерства образован, 9 домов-интернатов с общим количеством 665 детей, принадлежит Министерству труда и соц защиты, 10 детск учреж-дений, в кот воспитывается 1034 реб, - находятся в ведении Министерства здравоохранения.
В своем большинстве эти дети в прошлом выходцы из неблагополучных семей, где родители уклонялись от выполнения своих прямых обязанностей по их воспитанию либо злоупотребляли своими родительскими правами, жестоко обращались с ними, вели аморальный образ жизни. Рез-таты научн исследований проблемы соц сиротства (Гуськова, Дубровина, Лисина, Мартынова, Смагина, Фурманов и др.), а также опыт педагогов-практиков убеждают, что личностное развит данной категории детей хар-зуется рядом особ-стей, кот следует учитывать соц-педаг-им и психолого-педаг-им службам в их воспитании, подготовке к самост-ой жизни. Личностное развит реб включает индивид-ые особ-сти темперамента, черты хар-ра, взгляды, образ мышления, мотивы интересы, установки, отношение к жизни и труду, ценностные ориентации, самост-ность, уровень развитости интеллектуальной сферы.
Диагностика личностного развит реб, поступающего в учреждение образован интернатного типа, - одна из важнейших и прямых обязанностей соц-педаг-ой и психолого-педаг-ой службы. При ее проведении целесообразно исходить из наиболее значимых структурообразующих сфер личн: интеллектуальной и эмоционально-волевой. Интеллектуальная сфера в структуре личн выступает как одна из наиболее значимых. Ее сформированность опред-ся глубиной и широтой знаний об окружающ мире и своем месте в нем, наличием познавательн интересов и их сформи-рованностью, богатством словарного багажа и его культурой, особ-стями мышления, внимания, памяти. В подавляющем большинстве у подростков, поступающих в интернатные учреждения, весьма ограниченная интеллектуальная сфера, познавательн интересы сформированы слабо, либо вообще не сформированы, мышлен носит шаблонный хар-р, обедненный словарный запас.
Эмоционально-волевая сфера, по определению исследователей, выступает как одна из форм отражения действит-сти. Эмоции – внутренние переживания, связанные с восприятием окружающ мира, это определение внутреннего субъективного состояния личн, ее интересов, соц установок.
По Огурцову: интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера в структуре личн нахо-дятся в диалектическом единстве. Тихомиров и Додонов указывают на тесную взаимосвязь эмоции и мышления. Эмоции и мышление – внутренняя деят-сть, в кот первичная информация о действит-сти подвергается переработке. Эмоционально-волевая сфера формируется на базе багажа знаний, интересов, представлений личн. Эмоционально-волевая сфера подростков- воспитанников интернатных учреждений хар-зуется излишне бурным эмоцион-ым реагиро-ванием, они не умеют взять ответственность на себя, зачастую агрессивны, испытывают чувство печали, тоски, собственной ненужности, недисциплинированны на уроках, стремятся обратить на себя внимание.
Цель диагностики реб, поступающего в учреждение образован интернатного типа - определении уровня его личностного развит. Ее достижение во многом определ-ся продуманно грамотным отбором функций, т.е. кругом обязанностей, на решение кот она будет направлена:
Диагностическая процедура несомненно должна соответствовать ряду общепедаг-их принципов, кот целесообразно учитывать при ее проведении. Среди них максимальное исполь-зование системного подхода в изучении проблемы личностного развит подростка, комплексного использования теорет-их, эмпирич-их и статистических м-дов,проверка одного и того же факта многократно с помощью различных м-дов,системной проверки полученных рез-татов, логический и психолого-педаг-ий анализ полученных рез-татов, объективность, фиксация всех проявлений личн, получение объективных данных путем сравнения мнений коллег и самого реб, т.е. сравнительная хар-стика, единство изучения и воспитания реб и др.
Изучение уровня личностного развит реб требует особого вниман, особой чуткости к нему, обязательного согласия с его стороны и предрасположенности. Оно должно строиться на совместной деят-сти реб и соц-пед-ой и психолого-пед-ой службы. Реб заранее морально и психологически готовится к проведению диагностической процедуры. Во время ее проведения необходимо исключать всякое постороннее влияние со стороны окружающих.
Эффективность достижения поставленной цели во многом зависит от грамотного определения критериев, качеств, отражающих личностное развит реб сообразно его возрастным особ-стям. В качестве наиболее значимых из них применительно к личн школьн возраста:
Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"