Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)
  • неадекватность поведения реб общепринятым нормам, кот соответствуют его возрасту и половой принадлежности (тревога при разлуке с близкими хар-рна для младенческого возраста, однако весьма редка и не хар-рна для подростка);
  • продолжительность сохранения расстройства. Среди них кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать, кот продолжаются длительный период, колебания в поведении, эмоциональная неуравновешенность;
  • изменения в поведении реб, кот не соответствуют возрастным особ-стям его развития;
  • повторяемость негативных реакций, как ночные кошмары, когда реб просыпается в слезах. Захаров к данной группе причин относит легкие эмоцион-ые расстройства, выраженные эмоцион-ые нарушения, кот проявляются в страхах, тоске. Расстройства настроения в ряде случаев сочетается с патологией влечений, как поведение с периодическим влечением к поджогам (пиромания) либо к воровству (клептомания). К этой группе расстройств, влечений относится склонность к побегам и бродяжничеству. Синдром нарушенных влечений хар-зуется у таких подростков импульсивностью, стойкостью, чужеродностью и неодолимостью.

В эту группу причин относятся биологические факторы, обусловленные неблагоприятными анатомо-физиолог-ими особ-стями организма подростка, кот осложняют его соц адаптацию. Среди них генетические, кот реб получает по наследству отклонения в умственном развит, дефекты слуха и зрения, повреждение нервной системы. Дети эти отклонения приобретают еще в утробе матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления её алкогольных напитков, курения, хронических и соматических заболеваний, черепно-мозговых и психических травм. Зачастую причиной отклонений в поведении подростков выступают чрезмерные психофизиолог-ие нагрузки, конфликтные ситуации, излишняя загрязненность окружающ среды. Отмечено, что физиолог-ие факторы, включающие дефект речи, непривлекательную внешность, недостатки конституционно-соматического склада, кот зачастую обуславливают своеобразное отношение со стороны окружающих,приводят к искажению межличностных отношений подростка в среде сверстников.

Причины, связанные с соц-ыми и психолог-ими проблемами, опред-ют отношение общества к подросткам данной категории. Отклонения в поведении подростков объясняются результатами неполноценного развит личн и неблагоприятной ситуацией, в кот они оказались, а также явными недостатками в их воспитании. Наиболее типичной и распространенной причиной девиантного поведения в подростковом возрасте выступ незавершенность процесса формирования личн, негативное влияние семьи и ближайшего соц окружения, зависимости подростка от требований, норм и ценностей, группы, к кот он принадлежит. Порой девиантное поведение выступает как средство самоутверждения, протест против действит-сти, требований со стороны взрослых. Агрессивное противостояние соц нормам, ценностям, требованиям со стороны взрослых, следо-вание нормам и правилам референтной группы – наиболее типичные причины кратковремен-ного девиантного поведения. Зачастую взрослым необходимо пересмотреть свое отношение к подростку для успешного снятия проблем в его поведении. В качестве причин отклонений в поведении подростков следует выделить негативное влияние отдельных молодежных субкультур. В подростковом возрасте сильное влияние на соц-зацию оказывают так называемые «свои группы», компании, нежелание от них отстать, быть как все.

В качестве причин девиантного поведения исследователи выделяют низкую самооценку подростков. Самооценка, т.е. оценка своих возможностей, качеств, своего места в социуме, выступает важным регулятором поведения и поступков. Самооценка опред-ет систему взаимо-отношений с окружающ миром, самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями подростка и его возм-стями ведут к эмоц-ым срывам, повышенной конфликтности, депрессии, нежеланию посещать школу, неуспе-ваемости, наркотической и алкогольной зависимости, поиску круга друзей, среди кот он может самоутвердиться.

Одной из наиболее распространенных причин девиантного поведения выступает соц окружение, в кот находится подросток. К ней следует отнести семью, т.к. она явл-ся основным институтом, призванным обеспечить его полноценную интеграцию в общество. Развиваясь в соц-но-неблагополучной семье, подросток усваивает ее нормы и ценности, считая их правильными, т.к. он не имеет альтернативного опыта жизни в благополучной среде.

В отдельную группу причин, обуславливающих девиантное поведение, следует отнести возрастные кризисы, определяющие своеобразие поведения на разных этапах развит личн. Кризис подросткового возраста – наиболее трудный период в психофизиолог-ом развитии подростка. Подростковый возраст – переходный этап от детства к самост-ой жизни. Его часто называют переломным, критическим, самым бурным периодом развит личн, периодом полового созревания. Данному возрасту присуще чрезмерная активность, приводящая зачастую к изнеможению, безумная веселость, сменяющаяся унынием, эгоизм, кот чередуется с альтруизмом, высокие нравственные идеалы, сменяющиеся замкнутостью, чувствительность, переходящая в апатию, любознательность – в равнодушие, страсть к чтению – в пренебрежение к нему. На этом возрастном этапе первостепенное значение приобретает общение со сверстни-ками, в кот формируются прототипы взрослых отношений, те модели взаимоотношений, кот будут использованы во взрослом возрасте. В подростковом возрасте реб испытывает острую потребность быть включенным в какую-либо группу. Принадлежность к группе стимулирует уверенность в себе, дает возможность для самоутверждения. Общаясь с друзьями, подростки осваивают нормы и способы соц поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Принадлежность к группе порождает определенные вкусы, форму одежды и внешнего вида, манеру поведения, особ-сти общения, принятые в данной группе и отличающие ее от других.

Семья зачастую теряет свою привлекательность по сравнению с группой сверстников, однако она по-прежнему остается значимой для подростка. Чувства, кот испытывает реб во время эмоцион-ого разрыва с родителями, противоречивы. Многие из подростков приспосабли-ваются, чтобы не терять эмоцион-ой близости с родителями. В старшем подростковом возрасте происходит открытие своего собственного мира, порождается потребность в уединении, проявл-ся чрезмерная чувствительность к оценке другими своей внешности, желание выглядеть в соответствии с идеальным образом, принятым в группе сверстников. В этом возрасте разви-ваются волевые черты хар-ра – настойчивость, упорство в достижении поставленной цели, умение преодолевать трудности. Подросток способен ставить перед собой цель и спланировать деят-сть в ее достижении.

Одной из типичных проблем отклонений в поведении подростков на данном возрастном этапе - нежелание учиться. Отставание в учебе, низкая успеваемость зачастую приводит подростков к разочарованию и обиде, кот порождают протест, агрессию и асоциальное поведе-ние. Подростки изначально плохо подготовлены к школе, не выполняют домашних заданий, выражают безразличие к школьным оценкам. Учебная дезадаптация включает:

  • учебную декомпенсацию, изначально затруднения в изучении одного либо нескольких предметов;
  • школьную дезадаптацию, т.е. состояние подростка, обусловленное трудностями в обучении. При этом на 1ый план выступают нарушения поведения, конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски уроков;
  • соц дезадаптацию – полное безразличие к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в соц группы, увлечение алкоголем, наркотиками.

Отклонения в поведении проявл-ся во взаимоотношениях со сверстниками,в драках, ссорах, демонстрации асоциальных поступков, разрушительных действиях, лживости. Они также проявляются в воровстве, прогулах учебных занятий, непосещении школы вообще, хулиганстве. Противоправные действия в старшем подростковом возрасте приобретают более осознанный и целенаправленный хар-р. Наряду с обычными для данного возраста асоциальными действиями, как кражи, хулиганство, проституция, получают распространение такие, как торговля наркоти-ками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество и др. Причем в своем большинстве противоправные действия подростков носят групповой хар-р, т.к. в группе снижается страх наказания, критичность к происходящему и к себе.

Диагностика девиантн поведения в каждом конкретном случае будет направлена на выявле-ние причин, порождающих отклонения в поведении подростка, дает возможность соц педагогу:

  • поставить диагноз степени глубины и сложности их причин (диагностическая функция);
  • прогнозировать дальнейший ход воспит-ой работы с подростком, его ближайшим микросоциумом (прогностическая функция);
  • осущ-ять постоянный контроль за динамикой формирования и развит подростка и ближайшего микросоциума (контролирующая функция);
  • помочь подростку определить свои ближайшие задачи, свой нравственный рост (просветительская функция).

Знание причин отклонений в поведении подростка, степени их глубины и сложности диагностики позволяет соц.педагогу:

  • определить воспит-ые задачи работы с подростком, его ближайшим микросоциумом, пед коллективом;
  • комплексно подходить к процессу воспитания подростка, вовлекая в него все службы, способные изменить его нравственно-психологический облик;
  • определить систему пед воздействий, направленную на развитие соц-востребованных качеств применительно к его индивид-ности;
  • корректировать учебно-воспит-ый процесс, повышать его эффективность.

Изучение отклонений в поведении подростка достигает цели и явл-ся объективным при условии, если оно отвечает ряду общепедаг-их требований:

  • изучение необходимо проводить планомерно и систематически. Однако подросток постоянно развивается, его интересы и внутренний мир изменяются;
  • изучение необходимо проводить в естественных условиях жизни и деят-сти подростка. Это позволит обеспечить объективность оценки, позиции и поведения в учебной деят-сти, общении, неформальной обстановке;
  • изучение должно быть направлено на повышение качества восп-ности, нравственности и отношения к учебной деят-сти подростка. В процессе изучения нельзя ограничиваться регистра-цией индивид-ых особ-стей подростка. Полученные сведения должны быть использованы для определения перспектив развит личн трудного подростка, микросоциума;
  • в диагностическ работе необходимо использовать разнообразные м-ды, приемы, м-дики. Чем они разнообразнее, тем полнее будут знания о причинах отклонений в поведении;
  • в процессе изучения отклонений в поведении подростка следует акцентировать внимание на положительных чертах его хар-ра и поведения, подходить к оценке его поступков оптимистически;
  • выводы не должны основываться на единичных фактах, т.к. отдельный поступок может носить случайный характер.

В качестве критериев, определяющих причины девиантного поведения подростков, могут быть приняты соц-значимые качества, кот хар-зуют отношение подростка к общепринятым соц нормам и установкам применительно к его возрасту. Опыт показывает, что наиболее значимыми из них явл-ся морально-психолог-ие черты трудного подростка. О морально-психолог-их чертах трудного подростка, выявленных с помощью специальных методик, необходимо знать педагогам, психологам, юристам. Знание морально-психолог-их особ-стей трудных подростков позволит более комплексно и системно осуществлять воспит-ую, коррекционную работу с ними. Блок м-дик, разработанный Акимовой, Борисовым, Гуревич, предназначен для изучения нравст-венно-психолог-их особ-стей трудных подростков 14-16 лет. Этот возраст, по утверждению психологов, явл-ся не только криминогенным, но и благоприятным для профилактических мер возд-вия, коррекции развит личн и предотвращения девиантного поведения.

Как и любой нормативный тест,блок м-дик предусматривает большую аналитическую работу по выявлению тех личностных особ-стей, кот можно считать определяющими для нравственно-психолог-ого статуса подростка. Содержание критерия включает такие показатели, как жесто-кость, воровство, самоутверждение, склонность ко лжи, соц безответственность, эгоистичность, аморально-эгоистическое отношение к лицам другого пола, агрессивность, импульсивность. Для полного и достоверного выявления этих качеств можно использовать специальный опросник, рисуночный тест и тест незаконченных предложений. Опросник включает 9 шкал (по числу выделенных черт личности). В каждой шкале содержится 7 вопросов, кот дважды дублируются тождественными по психолог-ому содержанию вопросами. Каждая шкала опросника состоит из 21 вопроса(189 вопросов+7 вопросов шкалы лжи). С целью получения объективной информации по критерию нравственно-психолог-ий облик подростка основная часть вопросов сформули-рована в виде негативных утверждений безличного хар-ра, часть вопросов поставлена в позитивной форме, некот носят личный хар-р, т.е. подростку предлаг-ся ответить как он бы поступил в конкретных обстоятельствах. В м-дике предложено 3 варианта ответа: «да», «нет», «не знаю», кот помогают подростку ориентироваться в предложенных вопросах. Неопределен-ная форма ответа способствует некоторой свободе и раскованности подростка.

Выявлению причин девиантного поведения несомненно будут способствовать и такие критерии, как соц окружение и его нравственно-этический потенциал, самооценка подростка. В процессе изучения критерия соц окружение подростка и его нравственно-этический потенциал следует обращать вниман на воспит-ый потенциал семьи, морально-психолог-ий климат в ней, тип семейного воспитания, культуру взаимоотношений в семье, единство и сбалансированность требований семьи и школы в отношении подростка. Объективность и достоверность получаемой информации по критерию определ-ся комплексным использованием общепедаг-их принципов в работе с семьей, различных эмпирических м-дов и м-дик. Среди принципов – доверительность и такт, принятие подростка и семьи таковыми, какие они есть, необвинительность, конфиден-циальность, невмешательство во внутренние дела семьи. В качестве м-дов и м-дик здесь уместны текущее изучение семьи, морально-психолог-ого климата в ней, типа семейного воспи-тания, посещение семьей школы, родительских собраний, беседы, включенное наблюден за процессом взаимоотношений в семье, м-д экспертных оценок, кот способствует получению полной информации по критерию путем сравнения точек зрения других лиц (соседей, членов родительского комитета, сотрудников по месту работы родителей, педагогов).М-дики АСВ, ШРО, РДО способствуют определить тип семейн воспитания, культуру и структуру детско-родитель-ских отношений. При изучении данного критерия важно учитывать внеучебную занятость подростка, нормированность его внеучебного времени, контроль за его исполнением, соц окружением подростка и его сферой интересов. Неотъемлемым компонентом этого критерия, кот будет способствовать более комплексному изучению причин отклонений в поведении, явл-ся морально-психолог-ий климат в классе, в кот он обучается, наличие в нем неформальных групп, системы отношений, кот в нем сложились. Практика показывает, что зачастую отклонения в поведении подростков порождает отсутствие индивид-но-личностного подхода к подростку со стороны педагогов,преобладание в их деят-сти авторитарности,нивелирование индивид-сти реб.

Критерий самооценка подростка определяется с помощью специальных тестов, методик, а также наблюдения, бесед, метода педагогических ситуаций.

Диагностика девиантного поведения включает 3 этапа.

1ом - целесообразно составить самое общее представление о подростке: ознакомиться с его личным делом, изучить и проанализировать успеваемость, посещаемость учебных занятий, условия проживания в семье, побеседовать с ним, родителями, педагогами, пронаблюдать за его поведением.

2ом- с помощью эмпирических м-дов и м-дик системно выявл-ся причины отклонений в поведении подростка, наиболее сильные стороны и достоинства его личн, разрабатывается комплексная программа пед коррекции, кот находит свое отражение в индивид-ой работе с подростком. Условиями комплексного подхода - сравнительная оценка развит подростка в учебно-воспитат-ом процессе, общении, трудовой деят-сти, в условиях микросреды, сравни-тельный анализ содержания и м-дов общепед-ого и соц-пед-ого возд-вия на результативность поведения подростка.

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"