Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

Понятие достоверности следует расширить и включить в него также понятие стабильности и однородности. Под стабильностью подразумева-ется постоянство полученных результатов при различных условиях приме-нения одного и того же инструмента. Необходимо различать изменчивость как результат реальных модификаций изучаемой характеристики и измен-чивость как результат модификаций, вызываемых инструментом.

Наиболее привычная и часто употребляемая характеристика инстру-ментария – это достоверность (обоснованность) инструментария, которая заключается в том, что он измеряет то, что вы собираетесь измерять. Это распространенное определение сегодня уже несколько устарело. Более точное определение достоверности содержит указание на оправданность тех выводов, которые исследователь делает, обрабатывая те или иные сведения с помощью выбранного метода.

В повышении достоверности огромное влияние оказывает инструмент исследования. Исследователи, используя полученные данные, делают заключения о характеристиках исследуемых объектов (определенных характеристиках людей, групп или других педагогических явлений) вне зависимости от используемого метода, и эти выводы должны быть верны. Поэтому все хотят использовать тот инструмент, который позволит им вынести подтвержденные, имеющие силу заключения, касающиеся исследуемых педагогических объектов.

Например, для того, чтобы измерить математические способности, исследователю нужна уверенность в том, что тот инструмент, который он намерен использовать, действительно может измерить нужные характери-стики объекта.

Другой исследователь, который хочет знать мнение учащихся стар-ших классов по какому-либо вопросу, должен быть уверен в том, что используемый метод позволит сделать достоверные выводы.

В науке существуют и методологические ограничения использования инструмента исследования. Во-первых, инструмент исследования должен быть сложнее объекта исследования, и, во-вторых, инструмент исследова-ния должен быть адекватен объекту исследования.

Существует несколько способов проверки достоверности используе-мых методов. Это можно сделать путем получения согласующихся результатов. Если исследователь проверял математические способности школьников несколько раз, он должен каждый раз получать достаточно близкие друг другу результаты. Эта согласованность данных дает исследователю уверенность в том, что результаты действительны.

2. Объективность. Каждое измерение, проведенное  человеком, допус-кает определенную степень субъективности. Существуют статистические методы для определения степени объективности измерения. Но в целом объективность измерения определяется путем оценки достоверности, по-скольку считается, что достоверность методики обусловлена ее объектив-ностью.

Сущность объективности заключается в минимизации влияния на ре-зультаты чьих-либо субъективных суждений. Где это возможно, исследова-тель должен устранить любое субъективное влияние на свои выводы, кото-рые он делает о параметрах, характеристиках изучаемых объектов диагно-стики. К сожалению, в силу природы человека, объективность полностью никогда не достигается, но стремиться к ней не только можно, но и необхо-димо.

3. Валидность. В данном случае оценивается, измеряется ли рассмат-риваемая характеристика или, напротив, измерение отражает влияние дру-гих факторов, то есть валидность инструмента измерений оценивается в зависимости от степени соответствия результатов другим фактам. Таким образом, валидность устанавливается относительно результатов использования другого инструмента измерений.

8. Организационно-педагогические требования, предъявляемые к проведению социально-педагогической диагностики.

Значимым компонентом процедуры СПД - наличие специальных м-дов и методик, адекватных изучаемым критериям и проблеме в целом. Каждая м-дика должна иметь описание, обеспечивающее ее грамотное использование в точном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения. Описание методики должно учитывать подробные сведения о процедуре разработки методики,  полученными данными, их надежности и валидности. Приведенные нормы должны сопровождаться однозначным описанием выработки стандартизации и хар-ра диагностической ситуации в обследовании: добровольное участие испытуемых, добросовестно сотрудничающих с соц педагогом в помощи др др. Помимо м-дик изучение проблемы осущ-ется с помощью разнообразных м-дов научного познания теорет-их, эмпирич-их, статистических.

Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур

1. Педагогическая диагностика всегда  требует особого внимания, особой  чуткости к ребенку, обязательного  его согласия и предрасположенности.

2. Педагогическая диагностика должна  быть построена на совместной  деятельности и взаимопомощи  учителя и учащихся. Всем должно  быть полезно и интересно.

3. Перед проведением педагогических  диагностических процедур все  учащиеся должны быть морально  и психологически подготовлены  к тому, чтобы воспринимать результаты  диагностики спокойно, без всяких  волнений и переживаний.

4. Во время проведения диагностических  процедур необходимо исключить  всякое постороннее влияние или  взаимовлияние учащихся.

5. Работа с тестами должна проводиться  в абсолютной тишине.

6. Учитель, занимающийся педагогической  диагностикой, должен хранить профессиональную  тайну. Сведения, полученные в процессе  диагностического исследования, могут  быть использованы только для  совершенствования учебно-воспитательного  процесса.

9. Эмпирические м-ды СПД: мониторинг, анкета, интервью.

В процессе изучения личн подростка, уровня его соц зрелости и воспитанности результативны м-ды анкетирования и интервьюирования, мониторинга, основн сферой применения кот является социология.

Анкетирование – м-д массового сбора материала с помощью анкеты. Как м-д СПД, анкета может использоваться при изучении коллективного мнения, оценке определенных событий в поведении воспитанников, выявлении хар-ра взаимоотношений между ними, окружающ средой, а также для определения отношения отдельных ребят к различным видам деят-сти и поручениям. Анкета эффективна для выявления уровня воспитанности отдельных подростков, определенной группы класса, изучения конкретной соц ситуации, что особенно важно при планировании работы соц педагога. В анкете целесообразно предусмотреть вопросы, кот давали бы возможность проверить объективность ответов (например, "Каково твое отношение к учебе? проверяется вопросом "Назови свои любимые предметы").

При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особ-сти ребят, их жизненный опыт, определившиеся установки, их отношения с окружающ миром. Все это требует особой тактичности, глубокого знания возрастных психолог-их особ-стей. Анкета может быть открытой и закрыт. Открытая анкета - перечень вопросов, на кот должны дать ответы воспитанники. Закрытая анкета содержит готовые варианты ответов. Такие анкеты легче обрабатываются. Соц педагог в практике использования м-да анкеты должен учитывать, что количество вопросов для учащихся ІІІ-V классов не должно превышать – 4, VІ-VІІІ кл. – 7-8, для учащихся IX-XI классов допустимо использование и письменного ответа в пределах 15 мин.

М-д интервью – опрос лицом к лицу. Результативность этого м-да, как и анкеты, во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Разработка вопросов для интервью предполаг: определение хар-ра информации, кот необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, кот должны быть заданы; составление 1ого плана вопросника и его окончательн редактирование. Наприм, с целью изучения личностных качеств подростка-старшеклассника, его отношения с окружающим миром можно предложить следующий опросник:

1. Какие качества вам нравятся  в окружающих людях? Каких из  них у вас отсутствуют?

2. Много ли у вас друзей, с  которыми постоянно общаетесь?

3. Легко ли вам удается установить  контакты с незнакомыми людьми?

4. Ваше отношение к учебе. Как  оно свидетельствует о ваших  достоинствах и недостатках?

5. Как вам помогает оценить  себя отношение к труду?

6. Ваши взаимоотношения с родителями, педагогами, одноклассниками. Таков  ли вы на самом деле, каким  кажусь им?

7. Имеете ли вы цель? Что делаете  для ее достижения?

Основн цель мониторинга, как м-да СПД – получение новой систематизированной информации об изучаемых проблемах в соц-пед процессе, причем не единовременной, а поступающей через небольшие периоды времени. Мониторинг явл-ся одним из наиболее эффективных м-дов СПД. Его использование предусматрив соблюдение следующ принципов:

– проведение соц-пед опросов в одних и тех же учреждениях;

– согласованность сроков сбора статистических данных;

– единообразие инструментария (анкет, бланков, интервью, карточек наблюдения) для получения эмпирических данных;

– выработка критериев оценивания соц-педаг-их и статистических данных;

– охват наиболее значимых соц-педаг-их процессов.

Выполнение этих принципов позволяет определить соц педагогу основн тенденции и законо-мерности развит воспитанников, групп в зависимости от изменения экономических, соц-полити-ческих, социокультурных условий жизни, выяснить, как цели, интересы, мотивы, ценностные ориентации людей влияют на становление их взглядов, убеждений.

10. Эмпирические м-ды в соц-пед диагностике: беседа, наблюдение, биографический м-д.

М-д соц-пед наблюдения. Его сущность:

– научно-обоснованное наблюден сочетается с возд-вием на личн реб совместно с ее воспитанием, так как фиксируется  реакция подростка на различные воспит-ые влияния;

– наблюден нацелено на выявление взаимоотношений воспитанника с коллективом, семьей, друзьями, взрослыми, педагогами, а также отношение его к деят-сти;

– наблюден должно носить аналитический хар-р, т.е. соединяться с выявлением причин поведения, анализом поступков, действий реб, вычленением основных мотивов поведения;

– соц-пед наблюден осущ-ется с учетом поставленной задачи, поэтому нужен план наблюден, основанный на прогнозировании поведения реб в ходе воспит-ого возд-вия;

– наблюден должно быть объективным, соц педагог должен фиксировать все факты, а не те, кот его устраивают;

– в процессе наблюден необходимо учитывать, что психическ состояние реб накладывает отпечаток на его поведение, поступки и поведение воспитанника могут не соответствовать общеустановленной норме.

Требования к м-ду соц-пед наблюден:

– наличие четко сформулированной цели наблюден (для чего оно используется, что необходимо выявить, обнаружить, установить в итоге);

– определение объекта наблюден (за кем намечается наблюдение);

– разработка программы наблюден, кот представл перечень последоват-ых, логически взаимосвязанных между собой вопросов, ответы на кот позволяют собрать нужную информац;

– продумывание фиксации рез-тов наблюден (таблицы, схемы, дневник и т.д.);

– определение вида наблюден: непосредственное или опосредованное (косвенное), длительное или кратковременное, открытое или скрытое.

Соц педагог в процессе использования м-да наблюден может использовать его стандарти-зированную форму, т.е. наблюден группой лиц в рамках поставленной задачи. В заключение наблюдатели сверяют полученные материалы, осущ-ется контроль правильности и точности индивид-ых наблюдений, создается общая картина коллективного наблюден.

 

Беседа.

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности класса в целом.(2;67)

Беседу также можно проводить с группой, когда преподаватель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы  и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.(2;77)

Существуют также промежуточные формы беседы, которые  стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно  продумать все аспекты той  проблемы, о которой он собирается  говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая  постановка цели беседы помогает  формулировать четкие вопросы  и избегать случайных.

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"