Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

2. Он должен определить, в какой  последовательности будет поднимать  темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место  и время разговора. Необходимо, чтобы  поблизости не было людей, присутствие  которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность  собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1.   Начинать общение следует  с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2.   Вопросы, которые могут  оказаться неприятными для собеседника  или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены  в одном месте, они должны быть  равномерно, распределяться по всей  беседе.

3.   Вопрос должен вызывать  обсуждение, развертывание мысли.

4.   Вопросы должны учитывать  возрастные и индивидуальные  особенности собеседника.

5.   Искренний интерес и  уважение мнения собеседника, доброжелательное  отношение в разговоре, желание  убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие  не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6.   Учитель должен быть  внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы  прямым, которые порой неприятны  собеседнику. Нежелание отвечать  на вопрос должно встречаться  с уважением, даже если из-за  этого упускается важная для  исследования информация. Если вопрос  очень важен, то его в ходе  беседы можно задать еще раз  в иной формулировке.

7.   С точки зрения результативности  беседы лучше задать несколько  мелких вопросов, чем один крупный.

8.   В беседе с учениками  следует широко использовать  косвенные вопросы. Именно с их  помощью учитель может получить  интересующую его информацию  о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9.   Ни в коем случае нельзя  выражаться серо, банально или  некорректно, стараясь таким образом  приблизиться к уровню своего  собеседника – это шокирует.

10. Для большей достоверности  результатов беседы наиболее  важные вопросы должны в различных  формах повторяться и тем самым  контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять  терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

ü Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.

ü На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

ü Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).

ü Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится еще более серьезной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

 

Предмет биографического метода – жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления ребенка, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.). Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической.

Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе динамического анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

- определение факторов развития  данного человека (среды развития, деятельности и др.);

- определение индивидуальных фаз  жизненного пути;

- анализ структуры факторов  в каждой фазе;

- выявление связей между фазами  индивидуального развития.

 

11. Эмпирическ м-ды в СПД: м-д  экспертных оценок, м-д предварительного знакомства, педаг-ой (проблемной) ситуации, социометрия.

М-д экспертных оценок (прогнозирования) позволяет уточнить полученные данные с помощью компетентных лиц, грамотно подойти к их анализу, подготовке и выработке грамотных решений. Полученные материалы явл-ся основанием для системного подхода к планированию работы СППС применительно к данной категории воспитанников и их семей, они же предоставляются в заинтересованные инстанции – отдел образования, КДН, территориальный центр соц обслуживания населения, детск поликлинику для орг-зации комплексной работы с данной категорией подростков.

В работе с новым составом подростков результативны м-ды предварительного знакомства, целью кот – получение общего представления о воспитанниках, с кот предстоит работать. М-д предварительного знакомства – изучение личных дел, хар-стик, беседы с родителями и педагогами, воспитателями, работающими с ними. Полученные сведения позволяют соц педагогу определить воспит-ые задачи и конкретную перспективу работы.

Несомненную эффективность в соц-пед процессе представл м-д проблемных ситуаций, кот позволяет установить насколько развито у подростка умение анализировать, оценивать обстановку, предвидеть собственный поступок, принимать правильное решение. Сущность этого м-да - постановка перед подростком нравственной проблемы, кот ему необходимо решить, либо в орг-зации ситуаций, при кот он поставлен перед необход-стью анализа, оценки, морального выбора. Наприм, оказание срочной помощи однокласснику в сложившейся ситуации, выполнение общественной задачи, на первый взгляд, менее значимой по сравнению с личной.

С целью комплексного подхода к изучению личн реб соц педагог в своей работе может использов м-д социометрии. - позволяет на основе опросов, а также фиксации поведения определить хар-р взаимоотношений в коллективе. Социометрия эффективна для изучения коммуникативных свойств личн. Достоинство  социометрии - проста, не требует специальной аппаратуры. Процедура социометрическ опроса занимает мало времени и предполаг:

– исследователь знакомится с коллективом и выбирает ситуацию, в кот был бы уместен социометрическ опрос. Если подобная ситуация отсутствует, выбор ее наблюдается в действии (Например, практическая ситуация: подготовить по желанию воспитанников поздравление с праздником своих одноклассников);

– адекватно ситуации устанавливаются исследователем критерии, направленные на практический выход (наприм, напишите свою фамилию или укажите, с кем бы вы хотели сидеть в первую очередь либо выполнять порученное задание);

– за социометрическим опросом должны последовать конкретные практические действия, связанные с заданием.

Исследователи рекомендуют осторожно относиться к отрицательным выборам подростков (отвержению). В каждом конкретном случае этот вопрос целесообразно решать индивид-но. Порой это зависит от  условий, места, времени, хар-ра отношений внутри коллектива, а также коллективом и опрашивающим. Соц.педагог в процессе использования м-да социометрии должен учитывать и то, что если между ним и коллективом отношения не сложились, социо-метрическ опрос должен проводиться авторитетным для данного коллектива чел. Социометри-ческ опрос дает возм-сть удостовериться, почему одним ребятам отдается предпочтение, другим нет, как помочь подростку наладить отношения в коллективе, с кем и в какие контакты он вступает, не получая признания в коллективе. М-д социометрии эффективен - он позволяет сравнительно легко и быстро сориентироваться во внутригрупповых отношениях.

12. М-ды теорет-ого познания в СПД: теорет-ий анализ литературн источников, м-д сравнительного анализа, м-д индукции и дедукции.

Теоретические м-ды необходимы для изучения литературы, трудов классиков по изучаемой проблеме, общих и специальных научно-методических работ, историко-педаг-их исследований и документов, периодической педаг-ой печати, художественн литер-ры по проблемам школы, воспитания, справочной педаг-ой литературы по проблеме диагностического поиска.  Изучение литературы дает возможность узнать, какие аспекты проблемы достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие аспекты проблемы диагностики не решены.

13. М-ды теорет-ого познания в СПД: конспектирование, библиография, реферирование,  аннотирование.

Изучение литературных источников предполаг использование м-дов, как составление библиографии – перечня источников по изучаемой проблеме, реферирование – сжатое основное содержание одной либо нескольких работ, конспектирование – ведение более детальных записей, основу кот составляет выделение главных идей; аннотирование – краткая запись общего содержания изучаемого источника, цитирование – дословная запись выражений, фактических либо цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

14. Диагностика межличностных отношений в коллективе. Критерии межличностного выбора.

 

 

15. Понятие о проблеме как познавательной задаче. Актуальные проблемы детства и методики их выявления

 

 

16. Диагностика поступка как соц-пед проблема.

 

 

17. Диагностика соц зрелости подростка.

 

 

18. Диагностика нравственной направленности личн.

 

 

19. СПД личностного развития подростка

Учитывая научно-теорет-ие аспекты понятия соц среда применительно к подростковому возрасту, во внимание в деят-сти СППС следует выделить такой критерий, как становление полноценной соц-зации и воспитанности личн подростка. Соц-зация – процесс становления личн, в рез-тате кот происходит усвоение подростком языка, соц ценностей и опыта, т.е. норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу. Воспитанность – качественная хар-стика уровня образования и воспитания чел. Воспитанность отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

Показателями критерия становления полноценной соц-зации и восп-ности личн подростка:

  • охват подростков внеучебной деят-стью;
  • динамика, количества подростков совершивших правонарушения;
  • динамика распространения наркомании и алкоголизма среди подростков;
  • динамика роста социально и педагогически запущенных подростков;
  • полнота учета семей «группы риска»;
  • процент успешно социализировавшихся детей на конец учебного года;
  • виды социальной и личностно значимой деят-сти, в кот участвуют подростки;
  • колич-во подростков, воспитывающихся в неполных, многодетных и замещающих семьях.

Для выявления качественного состояния каждого из показателей и критерия в целом эффективны такие м-ды эмпирического познания, как мониторинг, социолог-ий опрос, анкетирование, м-д экспертных оценок.

Мониторинг представл целостную систему отслеживания происходящих в микросоциуме либо отдельных его структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основн цель мониторинга – получение новой систематизированной информации об изучаемых явлениях и процессах в соц, социокультурной сферах микросоциума периодически через небольшие периоды времени. М-д мониторинга представляет несомненную результативность в диагностике соц среды, в работе с поликлиниками, ИДН, внешкольн учреждениями, образовательно-культурн центрами, ЖЭСами. При использовании данного м-да необходимо учитывать следующие принципы:

  • проведение соц-педих- опросов в одних и тех же учреждениях;
  • согласованность сроков сбора соц-пед-их и статистических данных;
  • единообразие инструментария для получения эмпирических данных;
  • охват наиболее значимых в изучении соц среды процессов и явлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"