Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

3ий – определение эффективности пед воздействия на данного подростка.

Проводимая коррекционная работа по устранению причин девиантного поведения должна носить комплексный хар-р. В ее осуществлении принимает участие не только соц-пед-ая и психолог-ая служба, но и все заинтересованные инстанции: семья, внешкольные учреждения, работники органов здравоохранения и правопорядка, общественность.Эффективность ее опред-ется  системностью, строгим учетом индивид-ых качеств личн подростка, опорой на положи-тельн черты его хар-ра, использование в работе с подростком действенных м-дов, приемов и форм организации воспит-ой работы.

Практика свидетельствует – такой подход к диагностике девиантного поведения обеспе-чивает не только объективное выявление имеющихся отклонений в его поведении, но и обеспе-чивает конкретную индивид-ую помощь, направленную на его  полноценную соц-зацию.

38. Измерение и измерительные шкалы: шкала наименований, шкала порядка, интервальная шкала.

 

Измерение - приписывание чисел вещам в соответствии с определенными правилами. Измерить рост человека — значит приписать число расстоянию между макушкой человека и подошвой его ног, найденное с помощью линейки. Измерение преобразует определенные свойства наших восприятий в известные, легко поддающиеся вычислительной обработке понятия, называемые «числами».

Суть (И.): объекты (И.) отображаются на определенной числовой системе. Отсюда и все методы диагностики обязательно содержат в себе (И.)   каких-либо свойств, качеств, характеристик тех или других сторон жизни коллектива, которые затем мы можем выразить в виде числовых значений. Числовые системы образуют шкалы, поэтому (И.)   позволяет шкалировать исследуемые признаки.

Исследователь, свои знания об изучаемом процессе, переводит с уровня качественных понятий на уровень количественных — в виде чисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяет возможность оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной педагогической ситуации взаимодействуют, и на этой основе строить модель изучаемого процесса.

Шкалы разделяют на метрические (если есть или может быть установлена единица измерения) и неметрические (если единицы измерения не могут быть установлены).

С.Стивенсом предложена классификация из 4 типов шкал измерения:

1) номинативная, или номинальная, или (Ш.) наименований; 2)порядковая, или ранговая (Ш.); 3)интервальная, или (Ш.) равных интервалов; 4) (Ш.) равных отношений.

Номинальная шкала измерений (неметрическая) - это шкала, классифицирующая по названию (лат. nomen - имя, название). Процесс измерения осуществляется группированием предметов в классы, когда объекты, принадлежащие к одному классу, идентичны в отношении некоторого признака или свойства. Далее классам даются обозначения; либо вместо обозначений классов принимают для идентификации числа. Простейший случай номинативной шкалы - дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух ячеек, например: «имеет братьев и сестер - единственный ребенок в семье»; «иностранец – соотечественник»; проголосовал «за» - проголосовал «против» и т.п Психологи часто кодируют пол, обозначая особей женского рода нулем, а особей мужского пола — единицей; При номинальных измерениях используется исключительно та особенность чисел, что 1 отличается от 2 или 4 и что если предмет А обозначен 1, а предмет В — 4, то А и В различаются в отношении измеряемого свойства. Отсюда вовсе не следует, что в В содержится больше свойства, чем в А.

Номинативная шкала позволяет нам подсчитывать частоты встречаемости разных «наименований», или значений признака, и затем работать с этими частотами с помощью математических методов.

Порядковая шкала измерений. (неметрическая), или ранговая - это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше». Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке мы расположим классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимы определения «низкий», «средний» и «высокий» класс (ранг), или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д.

В порядковой шкале должно быть не менее трех классов например «положительная реакция - нейтральная реакция - отрицательная реакция» или «подходит для занятия вакантной должности - подходит с оговорками - не подходит» и т. п.

В порядковой шкале мы не знаем истинного расстояния между классами а знаем лишь, что они образуют последовательность. Например, классы «подходит для занятия вакантной должности» и «подходит с оговорками» могут быть реально ближе друг к другу, чем класс «подходит с оговорками» к классу «не подходит».

От классов легко перейти к числам, если мы условимся считать, что низший класс получает ранг 1, средний класс - ранг 2, а высший класс - ранг 3, или наоборот. Чем больше классов в шкале, тем больше у нас возможностей для математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез.

Итак, единица измерения в шкале порядка - расстояние в 1 класс или в 1 ранг, при этом расстояние между классами и рангами может быть разным (оно нам неизвестно).

Интервальная шкала измерений (метрическая) - это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. Она дополняет идею ранжирования принципом равных интервалов между ранжируемыми явлениями. Для интервального измерения устанавливается единица измерения (градус, метр, сантиметр, грамм и т.д.). Предмету присваивается число, равное количеству единиц измерения, которое эквивалентно количеству имеющегося свойства. Например, температура некоторого металлического бруска 86 °С. Важная особенность, отличающая интервальное измерение от измерения отношения (которое будет рассмотрено ниже), состоит в том, что оцениваемое свойство предмета вовсе не пропадает, когда результат измерения равен нулю. Так, вода при 0 °С имеет все же некоторую температуру. Точка нуль на интервальной шкале произвольна.

Исчисление лет — интервальная шкала. Год первый был выбран произвольно как год рождения Христа. Единица измерения — период в 365 дней. К настоящему времени 1931 г. ближе, чем любой другой год с меньшим номером. Время между 1776 г. и 1780 г. равно времени между 1920 г. и 1924 г.

Интервальное измерение — это такое присвоение чисел предметам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого признака или свойства предметов.

В педагогике большинство измерений относится к номинальному, порядковому и интервальному уровням. Лишь наименее важные переменные в этих областях допускают пока измерение отношений: в действительности только с трудом можно найти шкалы, удовлетворяющие условиям интервальной шкалы. Иногда переменные шкалы отношений, такие как время (решения задачи или заучивания списка слов), рост, масса или расстояние, могут представлять интерес, но это бывает не часто.

Таблица 1 подводит итоги и дополняет сказанное относительно шкал измерения.

 

Сводка характеристик и примеры измерительных шкал

Шкала

Характеристики

Примеры

Номинальная

Объекты классифицированы, а классы обозначены номерами. То, что номер одного класса больше или меньше другого, еще ничего не говорит о свойствах объектов, за исключением того, что они различаются

Раса, цвет глаз, номера на футболках, пол, клинические диагнозы, автомобильные номера, номера страховок

Порядковая

Соответствующие значения чисел, присваиваемых предметам, отражают количество свойства, принадлежащего предметам. Равные разности чисел не означают равных разностей в количестве свойств

Твердость минералов,

награды за заслуги,

ранжирование по индивидуальным чертам личности, военные ранги

Интервальная

Существует единица измерения, при помощи которой предметы можно не только упорядочить, но и приписать им числа так, чтобы равные разности чисел, присвоенных предметам, отражали равные различия в количествах измеряемого свойства. Нулевая точка интервальной шкалы произвольна и не указывает на отсутствие свойства

Календарное время,

шкалы температур по Фаренгейту и Цельсию

Отношений

Числа, присвоенные предметам, обладают всеми свойствами объектов интервальной шкалы, но помимо этого на шкале существует абсолютный нуль. Значение «нуль» свидетельствует об отсутствии оцениваемого свойства. Отношения чисел, присвоенных в измерении, отражают количественные отношения измеряемого свойства

Рост, масса, время,

температура по Кельвину (абсолютный нуль)


 

39. Формы предоставления результатов СПД: характеристика, методические рекомендации, программа индивидуально-личностного развития.

 

 

 

40. Диагностика социально-нравственной устойчивости личности.

Личность – относительно устойчивая целостная структура, формирующаяся в процессе человеческой деятельности.

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например методом  
простого наблюдения). В диагностической деятельности выделяются следующие аспекты:  
а) сравнение, б) анализ, в) прогнозирование, г) интерпретация, д) доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности, е) контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

Сравнение является отправной точкой процесса диагностики.

Наблюдая за поведением человека, мы сравниваем его поведение с его же прежним поведением или с поведением других индивидуумов в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица.

При анализе педагог выходит за пределы сопоставительной классификации наблюдений. Ему надо установить, почему поведение того или иного индивидуума отличается от его прежнего поведения, от поведения других индивидуумов или же отклоняется от нормы. Необходимо проанализировать причины, причем в практике делается тем более заинтересованно, чем в большей степени поведение того или иного учащегося не совпадает с ожиданиями.

 

Рациональная организация работы по диагностике уровня социального становления  школьников предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение личных дел учащихся и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится. Вместе с тем успешное применение любого диагностического метода предусматривает учет ряда положений. Прежде всего, важно иметь в виду, что процесс диагностики уровня воспитанности учащихся не самоцель, а действенное средство повышения эффективности воспитательного процесса: затраченные время и силы окупаются успехами в обучении и воспитании.

 

Диагностика нравственной устойчивости:

- анализ теории и практики по  проблеме педагогической запущенности  и нравственной устойчивости  подростков, по проблеме перевоспитания  их в процессе трудовой деятельности  с применением стимулирующего  воздействия на психику;

- методы психологического и педагогического  изучения личности; целевое педагогическое  наблюдение; опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа); самооценивание; метод независимых  характеристик; социометрические методы; матема-

тические методы обработки материала (корреляционный метод); теоретическое мо делирование; ведущий метод - формирующий эксперимент.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваете! исходными методологическими положениями, комплексным характером исследования с применением разнообразных взаимодополняющих методик с тщательной проработкой методических вопросов, статистической обработкой полученных данных, репрезентативностью эмпирических материалов, длительностью экспериментального исследования и практической проверкой в конкретном воспитательном процессе.

41. Диагностика агрессивных проявлений в характере и поведении ребенка.

Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессия – одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов.

. Как агрессивность проявляется у детей?

  1. Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
  2. Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  3. Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его "исследовательского инстинкта", с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским "нельзя".
  4. Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  5. В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более "социализированные" формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
  6. У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"