Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

В ходе обследования специалист сначала через наблюдение (ча¬сто невключенное), предварительные беседы с субъектами бли¬жайшего окружения и интервью с самим обследуемым выдвигает диагностическую гипотезу, в которой отражает свое видение це-лостного образа диагностируемого. Затем он составляет програм¬му его изучения в ходе диагностики.

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, уче¬ние) — способ достижения какой-либо цели, решения конкрет¬ной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

В теории и практике диагностики метод признается централь¬ной категорией. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, — это указание к целесооб¬разному действию, предписание, как действовать.

Диагностический метод направлен на изучение психологической и педагогической реальности. Он имеет определенную специфику и особенности, главной из которых является измерительно-испы¬тательная направленность, которая выражается в сочетании ко-личественной и качественной обработки полученных результатов.

Диагностическая методика — это процедура измерения како¬го-либо качества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это фрагмент метода, характерная для него качественно опреде¬ленная, усвоенная процедура или набор процедур для решения конкретной задачи.

 

Под тестом понимается ансамбль стандартизированных заданий, стимулирующих определенную форму активности, часто ограни¬ченных по времени выполнения, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют устано¬вить индивидуально-психологические особенности испытуемого.

Диагностической техникой чаще всего называют локальные методики или тесты, носящие частный характер и направленные на получение фрагментарного знания о диагностируемом объекте.

Одно из важнейших требований диагностики — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие норма.

Первое значение данного понятия — статистическое: норма — это число, значение или уровень (или диапазон таких чисел, зна¬чений или уровней), которые являются репрезентативными для группы и могут использоваться в качестве основы для сравнения индивидуальных случаев. В этом смысле любое измерение цент¬ральной тенденции (или диапазона значений вокруг этого изме¬рения) могут приниматься как норма.

Второе значение — менее формальное: норма — это любой образец поведения или выполнения, который является «типич¬ным» или «репрезентативным» для группы или общества (соци¬альная норма).

И третье (наименее предпочтительное) значение: норма как синоним стандарта.

Категория стандарт в теории диагностики также имеет три основных значения: 1) как основание для сравнения, для созда¬ния оценочных суждений или измерений (близко к понятию нор¬мы); 2) как произвольный эталон, который служит основанием для создания оценок психолого-педагогических величин (в систе¬ме шкалирования); 3) как любое социально одобряемое и ожида¬емое поведение в обществе (следует отличать от «нормы»).

Требования лежат в основе построения диагностического мето¬да. При этом под требованием понимается условие, выполнение которого обязательно для обеспечения результативности метода. Выделяют требования процедурные и содержательные, внутрен-ние и внешние.

Система требований и обоснование их необходимости задают¬ся определенной моделью как образом конечного результата диаг¬ностики. Модель — это система объектов или знаков, воспроизводя¬щая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Само ди-агностирование невозможно без параллельного моделирования, т.е. выделения существенных моментов исследуемого объекта в совокупности их взаимосвязей и взаимозависимостей.

В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте путем вывода по аналогии. Базой вывода при этом служит модель, т.е. некоторая известная система отношений, при¬сущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это стано¬вится возможным благодаря тому, что модель:

- формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;

- визуализирует представления о структуре изучаемого объекта; -дает возможность перехода к методикам и технике сбора дан¬ных, к диагностическим процедурам .

Прогноз развития — это главный результат динамической мо¬дели, которая упорядочивает представления о причинно-следствен¬ных взаимозависимостях между компонентами диагностируемого объекта, закономерностях процесса его становления. Прогности¬ческие выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных за¬труднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптималь¬ной стратегии обучения и воспитания, помощи в преодолении объективных затруднений в развитии. Как правило, рекомендует¬ся разбивать прогноз на отдельные периоды, чтобы в последую¬щем можно было его конкретизировать и уточнять.

47. Методы изучения социальной среды

 

 

 

48. Формы предоставления рез-татов диагностики соц среды. Соц-пед паспорт.

Ценность СПД среды - она позволяет составить соц-психолог-ую, криминальную, демографическую хар-стику микрорайона, определить особ-сти процесса воспитания, индивид-сти личн реб, ориентироваться в причинах его соц-ой и пед-ой запущенности. Информационной основой диагностики – составление соц-пед паспорта микрорайона. Соц-пед паспорт – базовый документ, дающий представление о соц особ-стях микрорайона, в рамках кот осущ-ется соц-пед деят-сть. Соц-пед паспорт заполняется в начале учебного года. Паспорт содержит информацию, позволяющую СППС делать обоснованные оценки и принимать решения, опираясь на реальное положение дел в микрорайоне,выстроить систему соц-пед деят-сти.Структура соц-пед паспорта:

  1. Карту-схему микрорайона (жилые дома, торговые точки и другие объекты). Данная карта имеется в администрации района или самост-но составляется СППС.
  2. Описание природной среды. Сведения имеются в соответствующих службах администра-ции района. В этом показателе отражается уровень экологическ загрязнения, хар-стика зеленых насаждений, водной площади, радиологическая обстановка, наличие предприятий с вредными производственными технологиями, очистные сооружения жилого и производственного фонда.
  3. Описание материальной среды. Информация по этому показателю имеется в админи-страции района. Она должна отражать число детских спортивных площадок во дворах, наличие и хар-р предприятий в районе, научные и культурно-развлекательные учреждения, детск учебно-воспит-ые учреждения, учреждения службы быта, торгового, медицинск и жилищного обслу-живания, обеспеченность в связи нормативами. Наличие учреждений общественного питания, хар-стика жилого фонда, насыщенность маршрутами общественного транспорта, степень удаленности от центра города, наличие мест покупки и распития алкогольных напитков.
  4. Хар-стика населения. Информация по данному показателю содержится в отчетных доку-ментах администрации района, как наприм, нетрадиционные формы занятости населения, число несовершеннолетних на учете в милиции. Отдельные более конкретные данные следует выявить в ЖЭСах, как число одиноких, число семей с судимыми членами. Число жителей микро-района, в том числе детей до 6 лет, от 5 до 11 лет, от 11 до 15 лет; людей пенсионного возраста. Средний возраст взрослого населения по полу, соц состав взрослого населения – рабочие, служащие, интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки, учащиеся ПТУ, студенты процентном соотношении. Негосударственные формы занятости (акционерные общества и предприятия; кооперативные, малые предприятия, коммерческие структуры).
  5. Хар-стика семей. Содержание показателя базируется на материалах ЖЭСов и включает количество семей, в т.ч. многодетных, неполных, опекунских, семей с детьми-инвалидами, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция), стоящих на учете в правоохранительных органах, семьи с престарелыми родителями.
  6. Хар-стика многодетных семей, в которых стаж супружеской жизни составляет до 3 лет. Содержание показателя учитывает общее количество таких семей, в т.ч. их доход, семьи со смешанными  национальными браками, семьи, где супруги несовершеннолетние, количество несовершеннолетних одиноких матерей.
  7. Хар-стика несовершеннолетних и молодежи до 25 лет. Количество несовершеннолетних (14-17лет), из них учащиеся школ, ПТУ, в сфере соц учреждений, без определенных занятий.
  8. Хар-стика несовершеннолетних и молодежи с асоциальн поведением. Включает количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН, вернувшихся из спецшкол, осужденных с отсрочкой исполнения приговора и условно осужденных, а также количество молодежи вернувшейся из мест лишения свободы, условно-осужденный.
  9. Хар-стика жилищных условий и семейного положения несовершеннолетних. Показатель должен отражать количество молодежи, проживающей в семьях, студенческих общежитиях, рабочих общежитиях, на частных квартирах.

Ежегодные изучение соц среды позволяет отслеживать динамику соц-пед-ой ситуации микрорайона, - специфической для каждого возрастного периода системы отношений субъекта в соц действит-сти, отраженной в его жизнедеят-сти и реализуемый с окружаемым миром.

Формой предоставления диагностики результатов социальной среды - соц-пед-ие карты на каждого реб, семью, кот дают возможность глубже ознакомиться с их индивид-но-личностными особ-стями, образом жизни семьи, положением в обществе и  учреждении образования.

Диагностика соц среды позволяет соц-пед-ой и психолог-ой службе научно-обоснованно и методически грамотно осущ-ять свою деят-сть по соц-зации подрастающего поколения, на должном профессиональном уровне скоординировать систему работы по их воспитанию, обес-печить комплекс необходимых консультационных мероприятий, разнообразных и действенных форм работы по правовым знаниям, здоровому образу жизни, соц-пед-ую поддержку прежде всего неблагополучным семьям.

49. Критерии семейного неблагополучия. Методы и методики их изучения

Семья является социально-педагогической группой людей, предназначенной прежде всего для полноценной социальной идентификации личности растущего в ней человека. Основное ее назначение заключается в воспроизводстве человеческого рода, рождении и воспитании детей. Семейное воспитание представляет целостную систему, которая формируется в условиях конкретной семьи. Она включает ценностные ориентации растущего человека в сфере социальных отношений, его умственное, трудовое, физическое воспитание, которое определяет его мировоззрение, убеждения, жизненные установки и способы их достижения.

Проблема воспитательного потенциала семьи на современном этапе развития общества обусловлена ее нестабильностью. С одной стороны, это высокий показатель разводов, низкий уровень подготовленности молодежи к вступлению в семейно-брачные отношения, новый социально-экономический статус женщины, обуславливающий ее самостоятельность и независимость. Другим же не менее значимым аспектом данной проблемы является аморальный образ жизни супругов, который копируют дети. Наблюдая картину пьянства, драк и других проявлений асоциального поведения родителей, подростки приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам, страдают нервно-психическими заболеваниями, вовлекаются в подростковый криминал.

Неблагополучная семья – это семья, в которой родители уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей либо злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей.

Б.Н.Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:

  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся неполные семьи, семьи с недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе, семьи с низким материальным достатком. Эти семьи не формируют трудных детей, однако, в них зачастую создается неблагоприятный климат для воспитания ребенка;
  • конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один родитель нетерпим к другому. Дети в таких семьях держатся оппозиционно подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против конфликта, встают на сторону одного из родителей;
  • нравственно-неблагополучные семьи характеризуются тем, что среди членов семей отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи. Родители ведут безнравственный образ жизни, который  заключается в стремлении к пьянству, наркомании, неупорядоченному образу жизни.

М.Раттер выделяет и другие факторы, неблагоприятно воздействующие на формирование личности ребенка, среди которых смерть, развод, эмоциональные и психические расстройства родителей. В последнее время в научной литературе обсуждается проблема жестокости и насилия в семье. Физическое насилие проявляется в избиении ребенка, нанесении ему ожогов, испытаний голодом. Имеют место случаи развратных действий сексуального характера по отношению к детям, резкая и грубая критика его поступков, оскорблений, запугивание. Все это создает основу для хронической психогенной травматизации личности растущего человека. Диагностика воспитательного потенциала неблагополучной семьи представляет сложный системный вид деятельности со стороны социально-педагогической службы.

Диагностика воспитательного потенциала неблагополучной семьи  дает возможность:

  • «поставить диагноз», т.е. выявить проблемы и их причины во взаимоотношениях родителей и детей, процессе воспитания (диагностическая функция);
  • помочь семье определить комплекс мер и системный подход в воспитании ребенка (просветительская функция);
  • осуществлять постоянный контроль за динамикой развития детско-родительских отношений (контролирующая функция);
  • соотносить достигнутые результаты с затратами сил (оценочная функция);
  • направлять воспитательные возможности семьи в процесс самоусовершенствования (функция саморазвития).

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"