Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"
В ходе обследования специалист сначала через наблюдение (ча¬сто невключенное), предварительные беседы с субъектами бли¬жайшего окружения и интервью с самим обследуемым выдвигает диагностическую гипотезу, в которой отражает свое видение це-лостного образа диагностируемого. Затем он составляет програм¬му его изучения в ходе диагностики.
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, уче¬ние) — способ достижения какой-либо цели, решения конкрет¬ной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
В теории и практике диагностики метод признается централь¬ной категорией. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, — это указание к целесооб¬разному действию, предписание, как действовать.
Диагностический метод направлен на изучение психологической и педагогической реальности. Он имеет определенную специфику и особенности, главной из которых является измерительно-испы¬тательная направленность, которая выражается в сочетании ко-личественной и качественной обработки полученных результатов.
Диагностическая методика — это процедура измерения како¬го-либо качества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это фрагмент метода, характерная для него качественно опреде¬ленная, усвоенная процедура или набор процедур для решения конкретной задачи.
Под тестом понимается ансамбль стандартизированных заданий, стимулирующих определенную форму активности, часто ограни¬ченных по времени выполнения, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют устано¬вить индивидуально-психологические особенности испытуемого.
Диагностической техникой чаще всего называют локальные методики или тесты, носящие частный характер и направленные на получение фрагментарного знания о диагностируемом объекте.
Одно из важнейших требований диагностики — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие норма.
Первое значение данного понятия — статистическое: норма — это число, значение или уровень (или диапазон таких чисел, зна¬чений или уровней), которые являются репрезентативными для группы и могут использоваться в качестве основы для сравнения индивидуальных случаев. В этом смысле любое измерение цент¬ральной тенденции (или диапазона значений вокруг этого изме¬рения) могут приниматься как норма.
Второе значение — менее формальное: норма — это любой образец поведения или выполнения, который является «типич¬ным» или «репрезентативным» для группы или общества (соци¬альная норма).
И третье (наименее предпочтительное) значение: норма как синоним стандарта.
Категория стандарт в теории диагностики также имеет три основных значения: 1) как основание для сравнения, для созда¬ния оценочных суждений или измерений (близко к понятию нор¬мы); 2) как произвольный эталон, который служит основанием для создания оценок психолого-педагогических величин (в систе¬ме шкалирования); 3) как любое социально одобряемое и ожида¬емое поведение в обществе (следует отличать от «нормы»).
Требования лежат в основе построения диагностического мето¬да. При этом под требованием понимается условие, выполнение которого обязательно для обеспечения результативности метода. Выделяют требования процедурные и содержательные, внутрен-ние и внешние.
Система требований и обоснование их необходимости задают¬ся определенной моделью как образом конечного результата диаг¬ностики. Модель — это система объектов или знаков, воспроизводя¬щая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Само ди-агностирование невозможно без параллельного моделирования, т.е. выделения существенных моментов исследуемого объекта в совокупности их взаимосвязей и взаимозависимостей.
В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте путем вывода по аналогии. Базой вывода при этом служит модель, т.е. некоторая известная система отношений, при¬сущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это стано¬вится возможным благодаря тому, что модель:
- формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;
- визуализирует представления о структуре изучаемого объекта; -дает возможность перехода к методикам и технике сбора дан¬ных, к диагностическим процедурам .
Прогноз развития — это главный результат динамической мо¬дели, которая упорядочивает представления о причинно-следствен¬ных взаимозависимостях между компонентами диагностируемого объекта, закономерностях процесса его становления. Прогности¬ческие выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных за¬труднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптималь¬ной стратегии обучения и воспитания, помощи в преодолении объективных затруднений в развитии. Как правило, рекомендует¬ся разбивать прогноз на отдельные периоды, чтобы в последую¬щем можно было его конкретизировать и уточнять.
Ценность СПД среды - она позволяет составить соц-психолог-ую, криминальную, демографическую хар-стику микрорайона, определить особ-сти процесса воспитания, индивид-сти личн реб, ориентироваться в причинах его соц-ой и пед-ой запущенности. Информационной основой диагностики – составление соц-пед паспорта микрорайона. Соц-пед паспорт – базовый документ, дающий представление о соц особ-стях микрорайона, в рамках кот осущ-ется соц-пед деят-сть. Соц-пед паспорт заполняется в начале учебного года. Паспорт содержит информацию, позволяющую СППС делать обоснованные оценки и принимать решения, опираясь на реальное положение дел в микрорайоне,выстроить систему соц-пед деят-сти.Структура соц-пед паспорта:
Ежегодные изучение соц среды позволяет отслеживать динамику соц-пед-ой ситуации микрорайона, - специфической для каждого возрастного периода системы отношений субъекта в соц действит-сти, отраженной в его жизнедеят-сти и реализуемый с окружаемым миром.
Формой предоставления диагностики результатов социальной среды - соц-пед-ие карты на каждого реб, семью, кот дают возможность глубже ознакомиться с их индивид-но-личностными особ-стями, образом жизни семьи, положением в обществе и учреждении образования.
Диагностика соц среды позволяет соц-пед-ой и психолог-ой службе научно-обоснованно и методически грамотно осущ-ять свою деят-сть по соц-зации подрастающего поколения, на должном профессиональном уровне скоординировать систему работы по их воспитанию, обес-печить комплекс необходимых консультационных мероприятий, разнообразных и действенных форм работы по правовым знаниям, здоровому образу жизни, соц-пед-ую поддержку прежде всего неблагополучным семьям.
Семья является социально-педагогической группой людей, предназначенной прежде всего для полноценной социальной идентификации личности растущего в ней человека. Основное ее назначение заключается в воспроизводстве человеческого рода, рождении и воспитании детей. Семейное воспитание представляет целостную систему, которая формируется в условиях конкретной семьи. Она включает ценностные ориентации растущего человека в сфере социальных отношений, его умственное, трудовое, физическое воспитание, которое определяет его мировоззрение, убеждения, жизненные установки и способы их достижения.
Проблема воспитательного потенциала семьи на современном этапе развития общества обусловлена ее нестабильностью. С одной стороны, это высокий показатель разводов, низкий уровень подготовленности молодежи к вступлению в семейно-брачные отношения, новый социально-экономический статус женщины, обуславливающий ее самостоятельность и независимость. Другим же не менее значимым аспектом данной проблемы является аморальный образ жизни супругов, который копируют дети. Наблюдая картину пьянства, драк и других проявлений асоциального поведения родителей, подростки приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам, страдают нервно-психическими заболеваниями, вовлекаются в подростковый криминал.
Неблагополучная семья – это семья, в которой родители уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей либо злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей.
Б.Н.Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:
М.Раттер выделяет и другие факторы, неблагоприятно воздействующие на формирование личности ребенка, среди которых смерть, развод, эмоциональные и психические расстройства родителей. В последнее время в научной литературе обсуждается проблема жестокости и насилия в семье. Физическое насилие проявляется в избиении ребенка, нанесении ему ожогов, испытаний голодом. Имеют место случаи развратных действий сексуального характера по отношению к детям, резкая и грубая критика его поступков, оскорблений, запугивание. Все это создает основу для хронической психогенной травматизации личности растущего человека. Диагностика воспитательного потенциала неблагополучной семьи представляет сложный системный вид деятельности со стороны социально-педагогической службы.
Диагностика воспитательного потенциала неблагополучной семьи дает возможность:
Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"