Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"
Изучение воспитательного потенциала неблагополучной семьи имеет свои закономерности, которые определяют круг требований, т.е. принципов, необходимых в решении данной проблемы. К ним можно отнести:
Диагностика воспитательного потенциала неблагополучной семьи способствует полноценной реализации функции воспитания, развития и социализации личности ребенка, оптимизации морально-психологической атмосферы в семье, межличностных отношений, характера отношений к детям, их интересам, потребностям. Вместе с тем процесс изучения воспитательного потенциала неблагополучной семьи стимулирует повышение уровня психолого-педагогической и общей культуры родителей,
повышай их ответственность за жизнь и судьбу растущей личности.
Несомненно, что эффективность воспитательного потенциала неблагополучной семьи определяется такими критериями, как педагогическая культура родителей, социальный статус семьи, нравственная направленность родителей. Педагогическая культура родителей – это компонент общей культуры человека, в котором находят отражение накопленный предыдущими поколениями непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура является основой воспитания детей в семье. От уровня ее сформированности зависит будущая судьба ребенка, успешность его социализации, воспитанность, нравственность, духовность, жизненные установки. Содержание критерия педагогическая культура родителей характеризуется следующими показателями, как умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, находить верный тон во взаимоотношениях с ним, делать опору в процессе воспитания на положительные качества ребенка, использование в процессе воспитания традиций этнопедагогики, посещение школы, родительских собраний, лекториев по проблемам воспитания личности, использование родителями в воспитании личности положительного опыта.
Критерий нравственная направленность семьи – это сложившаяся в ней система воспитания, соответствующая нравственным (моральным) нормам и принципам, которые закреплены в обществе. Вместе с тем нравственная направленность родителей - это совокупность их внутренних прав, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, готовность придти на помощь, ответственности. Содержание данного критерия включает следующие показатели: эмоционально-психологический климат в семье, культура взаимоотношений между ее членами, взаимные симпатии и любовь, желание быть вместе, досуговая деятельность детей и родителей.
Не менее значимым в диагностике воспитательного потенциала семьи является критерий социального статуса семьи. Понятие социальный статус включает положение лица либо группы лиц в обществе, отличающее их от других лиц и групп. Характеризуется рядом признаков правовых, экономических, профессиональных и определяется обычно по признаку его отношения к сфере профессиональной деятельности. В качестве показателей к данному критерию целесообразно выделить: состав семьи, место работы родителей, материальный достаток, жилищно-бытовые условия, образовательный уровень и др.
Диагностика воспитательного потенциала неблагополучной семьи содержит два этапа. Первый этап включает предварительное знакомство и непосредственное изучение, т.е. диагностику воспитательного потенциала семьи в рамках установленных критериев и показателей. Этот этап предполагает сбор и анализ информации о семье, ее социальном статусе, морально-психологическом климате в целом, характере взаимоотношений между членами семьи и ребенком, педагогической культуре родителей. Основная задача данного этапа заключается в получении объективной, достоверной информации по каждому из заданных критериев, анализ которой будет способствовать выстраиванию системной и комплексной работы с данной семьей. Эффективность ее решения определяется продуманным отбором таких методов эмпирического познания, как изучение документации о семье, беседы с педагогами, ребенком, ближайшим окружением ребенка и семьи (одноклассники, друзья, члены родительского комитета, соседи, родственники, представители трудового коллектива по месту работы родителей), метод включенного наблюдения. Включенное наблюдение позволяет определить внешние контакты семьи (соседи, родственники, знакомые), культуру межличностных отношений, материальный достаток и особенности организации быта. Несомненную эффективность представляет на данном этапе диагностики методика АСВ (анализ семейных отношений), которая предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка на детском и подростковом этапе. Эта методика позволяет определить дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме ее интеграции. Опросник детско-родительских отношений ОРО направлен на выявление проблем между родителями и ребенком, ребенком и окружающим его миром (друзья, сверстники, школа), проблем внутриличностного характера. Параллельно с опросником ОРО может быть использована методика «Незаконченных предложений», которая позволяет получить, уточнить информацию о семье, окружении подростка, его интересах, мотивах, побуждениях, внутриличностном комфорте. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) способствует изучению представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Полученные результаты помогают более достоверно установить истинные причины проблем, возникших в детско-родительских отношениях. Ответы подростков способствуют усилению мотивации родителей к изменению внутрисемейных отношений. На этом же этапе целесообразно использование и таких методов, как творческая работа, биографический метод, анкета. Эмпирические методы должны использоваться системно для получения достоверной информации.
Второй этап закрепляет и уточняет проведенную работу на первом. Это этап анализа, к которому, несомненно, должны привлекаться опытные высококвалифицированные специалисты. Результаты проведенного анализа отражаются в социально-педагогическом паспорте семьи, с учетом их определяется система социально-педагогической помощи конкретной семье в воспитании личности растущего человека.
Таким образом, культура личности, воспитывающейся в неблагополучной семье, ее нравственность, духовность, физическое и психическое совершенство, полноценность социальной идентификации определяется системным, научно и комплексным методически обоснованным подходом к ее воспитанию и развитию.
Воспитательный потенциал семьи является одним из важнейших компонентов социально-педагогической диагностики. Основная цель — преодоление негативного воздействия каждой отдельно взятой семьи на процесс формирования личности ребенка, подростка или сведение его к минимуму, достижение максимально возможной преемственности и согласованности всех звеньев процесса воспитания. Этот вид социально-педагогической диагностики предполагает анализ реального состояния воспитательного потенциала семьи, всех факторов, оказывающих на него как прямое, так и косвенное влияние. Требование трезво определить реальное состояние воспитательного потенциала семьи, видеть его в динамике, во всех сложностях и противоречиях позволяет более точно наметить пути его дальнейшего совершенствования.
Каждая семья имеет конкретную структуру своего воспитательного потенциала, которую необходимо знать социальному педагогу. Воспитательный потенциал семьи включает в себя духовно-нравственную деятельность родителей, направленную на привитие детям нравственных качеств, а также семейную микросреду, образ жизни семьи в целом.
Обуславливая «превосходство» профессии педагога над другими, великий чешский педагог Я.А. Коменский сравнивал ее «с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества».
Смысл профессии социального педагога выявляется в деятельности, направленной на передачу подросткам богатого опыта общечеловеческой и национальной духовной культуры, создании благоприятных условий для их личностного развития, в подготовке к выполнению социальных ролей в обществе. Вместе с тем воспитанность подростков, их социальная зрелость обусловлена структурой специальных знаний социального педагога, уровнем его профессиональной компетентности в целом, отношением к самоанализу и самообразованию, степенью ответственности в исполнении своего долга. В связи с этим проблема диагностики профессиональной компетентности социального педагога в частности, актуальна и значима в решении задач, прежде всего связанных с благополучной социализацией личности. Вместе с тем диагностика профессиональной компетентности способствует более полному удовлетворению профессиональных запросов и потребностей специалиста в системе методической работы, обеспечивает научно-обоснованный подход к организации работы с социально-педагогическими кадрами, совершенствует их профессиональное развитие и саморазвитие. Процесс диагностики направлен на овладение социальным педагогом навыками самоанализа и самооценки. Следует отметить, что диагностика профессиональной компетентности требует участия группы эрудированных специалистов и может быть осуществлена при привлечении педагогов, методического совета, других служб: отдел опеки и попечительства, ИДН, общественности. Изучение профессиональной компетентности социального педагога дает возможность:
– «поставить диагноз» уровня его профессиональной компетентности (диагностическая функция);
– осуществлять постоянный контроль за динамикой профессионального роста социального педагога и коллектива (контролирующая функция);
– прогнозировать дальнейший ход профессионального роста и становления социального педагога как специалиста и личности (прогностическая функция);
– помочь специалисту определить свои ближайшие задачи и пути их решения (просветительская функция);
– соотносить достигнутые результаты с затратами сил, оценивать воспитательную деятельность (оценочная функция).
Знание уровня профессиональной компетентности социального педагога позволяют руководству и методической службе учреждения образования:
– определить дальнейшие задачи в работе со специалистом и педагогическим коллективов в целом;
– решать наряду с общими задачами совершенствования профессиональной компетентности, задачи индивидуального характера;
– корректировать учебно-воспитательный процесс, повышая его эффективность.
Диагностирование профессиональной компетентности социального педагога направлено на изучение существенных характеристик, имеющих непосредственное отношение к профессиональной компетентности, и выраженных прежде всего в квалификационных требованиях, определение уровня профессиональной деятельности, анализ полученных результатов, определение закономерных связей, выработку научно-обоснованных методических рекомендаций по усовершенствованию профессиональной компетентности.
Диагностика связана со сбором, хранением и анализом информации, а также ее использованием для управления учебно-воспитательным процессом.
Изучение профессиональной компетентности социального педагога должно соответствовать ряду требований, среди которых:
– целенаправленность и адресность;
– проверка каждого факта несколькими методами;
–получение объективных данных путем сравнений мнений коллег, руководства, общественности, подростков, т.е. сравнительная характеристика;
– учет всех внешних воздействий при проведении изучения, устранение случайных влияний;
– системный и комплексный подход к изучению проблемы;
– использование разнообразных методов и приемов с целью получения достоверной информации;
– направленность изучения на стимулирование профессиональной компетентности;
–единство изучения деятельности социального педагога во взаимосвязи с коллективом и другими службами;
– обязательный учет результатов диагностики в работе руководителя учреждения;
– соответствие диагностической процедуры современным достижениям современной социально-педагогической науки и практики.
Таким образом, диагностика профессиональной компетентности социального педагога является необходимым условием, которое во многом определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Надежность и достоверность результатов в процессе изучения профессиональной компетентности зависит от научно-методической основы, заложенной, прежде всего, в критерии и методах.
Критерии профессиональной компетентности социального педагога.
Общеизвестно, что наиболее существенным параметром успешности социально-педагогической деятельности является достижение положительных результатов, которые проявляются, прежде всего, в воспитанности, осознанной нравственной направленности, интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии подростков, успешности их социализации. Чтобы объективно оценить профессиональную компетентность, необходимо чётко определить, что следует понимать под понятием «профессионализм», «педагогический профессионализм». Отметим, что содержание понятия «профессионализм» включает хорошее знание дела в определенной отрасли знания или деятельности. В свою очередь, профессионализм социального педагога – это квалификационная характеристика, описание профессии социального педагога с позиций требований к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
Следовательно, при изучении профессиональной компетентности социального педагога следует учитывать социально значимые качества, выступающие критериями, на основе которых производится оценка. В качестве наиболее значимых из них могут выступать такие квалификационные требования, как научно-теоретическая подготовка (ориентация в основных направлениях развития социальной педагогики, владение основными закономерностями воспитания, ориентация в отборе содержания воспитания на основе научных данных, понимание сущности методов и технологий воспитания, оперирование научной терминологией; ориентация в компонентах социально-педагогического взаимодействия, их сущности и взаимосвязи, ориентация в методах социально-педагогической диагностики); психолого-педагогическая подготовка (ориентация в психологических особенностях подростков и умение их учитывать при отборе содержания, форм и методов работы; понимание психологических основ обучения и воспитания в развитии личности на разных возрастных этапах); знание методов и приемов успешной социализации личности и умение применять их в практике (понимание адекватности методов и приемов воспитания целям воспитания личности на современном этапе, понимание сущности различных методов воспитания от специфики ситуации, владение методами и приемами, технологиями социально-педагогической деятельности, участие в работе методических объединений, выступление в научно-методических изданиях). В содержание этого критерия также можно включить такие показатели, как умение использовать традиционные методики воспитания, владение новыми методиками и приемами учебно-воспитательной деятельности, разумное сочетание традиционных и современных методик воспитания. Немаловажными в диагностике профессиональной компетентности являются и такие критерии, как личностная предрасположенность к профессии социального педагога (такт, гуманность, коммуникативность, доброжелательность, альтруизм, уравновешенность, эмпатия, организаторские способности), критерий общего интеллектуального развития (правовые нормы и нормы морали, духовная культура, начитанность, мировоззрение). Сформированность названных качеств, т.е. критериев, определяется по мере уровня проявления показателей, раскрывающих содержание критерия. По мнению исследователей, высокий уровень профессиональной деятельности проявляется:
Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"