Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социально-педагогической диагностике"

Файлы: 1 файл

СПД - конспект - новый.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

1.Цель, задачи, функции соц-пед диагностики (СПД).

Диагностика – получение объективной и достоверной информации по изучаемой проблеме. Пед диагностика – глубокий и всесторонний анализ личн реб, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач – гармонизацию развит личн, повышение качества целостного воспит-ого процесса. Без диагностики невозможно качественно управлять учебно-воспит-ым процессом в соврем школе, изменять его по пути усовершенствования. Сущность диагностирования - изучить положение дел в учебно-воспит-ом процессе, своевременно установить позитивные и негативные аспекты в его развит, комплексно проанализировать полученные рез-ты, выявить причины, вызывающие отклонения, продуманно подойти к системе работы по устранению недостатков. Овладение процедурой диагностики – важный компонент профессиональной подготовки будущего специалиста. Смысл СПД - определить достиг ли учебно-воспит-ый процесс поставленной цели. Без знания достигнутых рез-тов ни планирование, ни управление процессом невозможно. Рез-тами воспит-ого процесса - достигнутый личн либо коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может существенно отличаться от него. Выявлять степень соответствия помогает СПД. СПД – оценочная процедура, направленная на прояснение соц ситуации развит личн, выявление истинного уровня ее воспитанности, готовности достойно интегрироваться в общество и быть достойным его членом. Духовное, соц развит диагностировать чрезвычайно сложно, что требует высокой квалификации и подготовки. Главная задача соц педагога заключается в установлении реального состояния сформированности моральных и соц качеств подростков, определении критических и рискованных аспектов. На основе СПД разрабатывается стратегия и тактика управления воспит-ым процессом, программа воспит-ых дел. Вместе с тем диагностический поиск ориентирован на широкое использование знаний из общей и соц педагогики, психологии развит личн и медицины, социологии и методологии научного исследования.

По Мудрику: «соц педагогика – отрасль педагогики, рассматривающая соц воспитание всех возрастных групп и соц категорий людей в организациях специально для этого созданных».

Основные категории соц педагогики:

Соц среда – широкая соц действительность, общество, государство и непосредственное окружение реб, кот влияет на его развит и формирование;

Соц воспитание – забота общества о поколении будущего, поддержка чел обществом, коллективом, другим чел, помощь личн в усвоении и принятии нравственных отношений. Помочь личн – значит научить ее найти правильный путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.

Соц-пед работа – профессиональная деят-сть по оказанию помощи личн в ее успешной социализации, улучшении соц положения в обществе.

Особ-сть СПД - она в соврем условиях социализации личн явл-ся актуальной не только соц-педаг-ой, но и общепедаг-ой проблемой. Личн растущего чел необходима поддержка в небольшом коллективе, помощь в противостоянии злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей. Подростку зачастую нужна поддержка в его адаптации к социуму, стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. СПД представляет процесс, направленный на изучение и анализ соц среды, соц факторов формирования и развит личн, определение эффективных путей помощи подростку.

В структуре диагностической процедуры важно определение целей как общих, так и частных. Они должны соответствовать диагностируемой проблеме, отличаться предельной точностью и конкретностью.

СПД ориентирована на анализ и интерпретацию рез-тов относительно улучшения качества процесса обучения и воспитания. Она позволяет получить принципиально новую информацию о состоянии работы педагога. С помощью СПД усиливаются конкретно-оценочные функции деят-сти соц педагога.

СПД в современной общеобразовательной школе - как действенное средство выявления качества учебно-воспит-ой работы, причин ее успехов и неудач. Ее значимые задачи:

  • изучение реб (подростка), его состояния, отношений в семье, школе, с группой сверстников, его состояние в стадии конфликта;
  • оказание помощи реб, попавшему в беду на основе анализа сложившейся ситуации;
  • анализ состояния соц воспитания в различных соц сферах, окружающих реб и воздействующих на него;
  • анализ, обобщение, распространение и пропаганда позитивного опыта соц-пед деят-сти.

Результаты СПД должны явл-ся основой для проектирования системы работы с подростком по самовоспитанию, самообучению, выработке умений самост-но организовывать свою жизнь и поступки. СПД должна быть направлена на координацию деят-сти различных специалистов, имеющих отношение к его судьбе.

СПД призвана исполнять ряд функций, т.е. обязанностей, круга деят-сти, назначений, совок-сти действий. Констатирующая (информационная), кот позволяет получить информацию об участниках учебно-воспит-ого процесса, выявить относительный уровень развит подростка, определить состояние соц-пед взаимод-вия.

Прогностическая функц способствует определению потенциальных возможностей участников учебно-воспит-ого процесса в успешности решения изучаемой проблемы, дает возможность прогнозировать пути и всевозможные варианты ее решения.

Оценочная функц очень значима в СПД. Всесторонняя комплексная и объективная оценка обогащает представление о учебно-воспит-ом процессе, способствует его совершенствованию. Измерительный характер оценки применительно к одному из 4ех уровней имеет стимулирующее значение.

Важнейшей функцией в СПД - функция обратной связи - диагностические данные об уровнях успешности социализации личн подростка на определенном этапе ее развит служат главной информацией для анализа прошлого соц-пед опыта и конструирования дальнейшего учебно-воспит-ого процесса. Создание возможности для получения каждым подростком и соц педагогом необходим информации о ходе и рез-тах учебно-воспит-ого процесса для своевременного  его корректирования – важнейшая задача СПД.

Помимо вышеназванных функций СПД выполняет также функции самоизучения, самовоспитания, саморазвития, управления.

2. Предмет, объект СПД.

2. Предмет, объект СПД. Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.

Объект диагностики в социально-педагогической деятельности - развивающаяся личность в системе ее взаимодействия с социальной микросредой, оказывающие влияние на формирование данной личности.

Предмет диагностики – социально-педагогическая реальность. Предмет и объект социально-педагогической диагностики отражается в ее содержании.

Объект диагностики для соц педагога – развивающаяся личность ребенка в  системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики.

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).

На основе теоретического представления о предмете диагностики соц педагог формирует представление о предмете диагностики, выделяют признаки диагностируемого явления, осуществляет подбор методов, способных их диагностировать.

 

 

3. Принципы СПД. Общие принципы изучения соц-пед явлений или процесса: принцип комплексного использования м-дов диагностики, принцип единства изучения и восп-ния, принцип одновременного изучения коллектива и личн, принцип изучения соц-пед явлений в динамике.

Учебно-воспит-ый процесс в соврем общеобразовательн школе имеет свои закономерности, кот выдвигают определенн требования, представленные в виде принципов, имеющих прямое отношение к диагностической процедуре. Наиболее существенные:

  • принцип целостного изучения соц-пед проблемы, предполагающий системный подход в изучении проблемы, отражение внешних проявлений, воздействующих на нее, раскрытие механизма изучаемой проблемы (составные элементы, их взаимосвязь, этапы развит, условия, факторы); четкое определение места изучаемой соц-пед проблемы в целостном учебно-воспит-ом процессе;
  • принцип комплексного использования м-дов изучения соц-пед  проблем предусмат-ривает многоцелевую установку при изучении соц-пед проблем, кот выражается в определении нескольких познавательных задач (изучение сущности проблемы, ее движущих сил, внутренних факторов, внешних условий); проверку одного и того же факта многократно с помощью различных м-дов, постоянной проверки полученных данных, философский, логический и психолого-пед-ий анализ полученных рез-тов;
  • принцип объективности занимает в СПД особое место – предполаг проверку каждого факта несколькими методами, перепроверку, уточнение полученного в процессе диагностики материала, фиксации всех аспектов проблемы изучения как положительных, так и отрицательн, сопоставление полученных данных путем сравнения с мнениями коллег, родителей, подростков, общественности;
  • принцип единства изучения и воспитания подростков; Одна из распространенных ошибок молодых исследователей заключается в том, что изучение личности отрывается от изучения коллектива, разрабатывается методика индивидуального изучения ребенка. Между тем сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллективных отношений. Вот почему изучение личности надо начинать с изучения коллектива, в котором эта личность формируется, живет, действует. Изучая ребенка в отрыве от коллектива, мы получим данные, характеризующие одностороннее проявление исследуемого качества. Чтобы изучить личность, надо исследовать коллектив, чтобы изучить коллектив, надо исследовать личность и ее взаимоотношения с окружающим миром.
  • принцип одновременного изучения коллектива и личн - изучение личн подростка целесообразно начинать с коллектива, в котором она формируется. Понять личн, изучить ее, оценить можно только в процессе совместной коллективной деят-сти, коллективных отношений. Чтобы изучить личн подростка, необходимо изучить коллектив, личн во взаимоотношении с окружающим миром;
  • принцип изучения соц-пед проблем в динамике и развит - любая соц-пед проблема рассматривается во взаимосвязи с другими проблемами,  воспит-ым процессом в целом. В этой связи соц педагогика руководствуется целостным подходом к изучаемой проблеме, где необходима связь между всеми элементами системы воспитания и изучаемой проблемы, в частности.

4. Структура диагностического поиска. Семиотический, технический и логический аспекты диагностического поиска, их хар-стика.

Общая теория диагностики выделяет три ее аспекта – семиотический, технический и логический. Очевидно, что эти аспекты имеют место и в педагогической диагностике.

Семиотический аспект предполагает, что исследователь, приступаю-щий к разработке диагностической системы, достаточно четко определил содержание понятий, выражающих конечную ее нацеленность, измеряемые (оцениваемые) признаки и способы объединения диагностической информации в целостную знаковую систему.

Технический аспект подразумевает наличие специальных методов и методик диагностического обследования, адекватных семиотическим, зача-стую становясь сдерживающим звеном в разработке диагностической системы.

Дело в том, что на технический уровень переводимо не только поня-тие, которое поддается операционному определению, указывающему на способ различения состояний объекта. Так, достаточно легко поддаются операционному определению знания и практические умения учащихся.

В то же время, операционализация умственных умений, несмотря на усилия психологов, еще находится на таком уровне, что их включение в систему дидактической диагностики затруднено. Относительно доступна операционализация отношения учащихся к обучению, и, в то же время, пока совсем не понятно, как перевести на операционный язык (и, следовательно, разработать техническое средство диагностики) такое ка-чество личности, как духовность. Логический аспект предполагает специфическое диагностическое мышление, правила построения заключений о диагностируемом объекте. Главная особенность этого мышления – его противоположность теоретическому, обратный ход мысли. Действительно, педагог – теоретик идет от единичного, выделяет общее, осмысливает, отвлекаясь от специфического, и на этой основе устанавливает закономерное. Педагог – диагност идет по обратному пути: опираясь на ряд закономерностей, по предположению характеризующих общее, разрабатывает средство для восстановления того единичного, которое было элиминировано в теоретическом исследовании.

Таким образом, социально-педагогическая диагностика выдвигает особые требования в организации исследования, направленного на разра-ботку диагностической методики. Наиболее важные из них:

а) рассмотрение педагогических явлений, как целостной системы;

б) определение сторон педагогического процесса и воспитательной ситуации, подлежащих социально-педагогической диагностике;

в) анализ основных связей внутри диагностируемого объекта;

Информация о работе Шпаргалка по "Социально-педагогической диагностике"